Как мы думаем: модели мышления с точки зрения когнитивной лингвистики

   Когнитивная лингвистика, наряду с философией и психологией, является научной дисциплиной, для которой проблематика мышления имеет центральный, ядерный характер. 

  Эта область научного знания возникла в 70-х годах прошлого века, а организационно оформилась в виде различных институций в последующее десятилетие. В её основе лежит постулат о единстве языка и ментальной организации человека. 

  Понятно, что базовым концептом этого направления лингвистики является когниция. Существует множество определений «когниции». Лично я предпочитаю следующее: когниция - это мыслительное действие, которое «охватывает в совокупности процесс достижения знания (т. е. познание) и его результат (т. е. знание)» (Т.Скребцова. «Когнитивная лингвистика», 2011.)

  Одним из ведущих специалистов в области когнитивной лингвистики является американский ученый Джордж Лакофф. Будучи учеником выдающегося американского лингвиста Ноама Хомского, создателя теории генеративной (трансформационной) грамматики (лингвистики), он впоследствии выступил его самым последовательным оппонентом. 

 Кстати, Ноам Хомский является не только самым цитируемым среди ныне здравствующих ученых, но одним из гуру западной цивилизации. Он, да пожалуй, Стивен Хокинг. Был еще недавно ушедший от нас Умберто Эко…

   В своих основных работах (Дж. Лакофф, М. Джонсон. Метафоры, которыми мы живем, 2007;  Дж. Лакофф. Женщины, огонь и опасные вещи, 2011) Лакофф не только описал новые модели познания, но и задал новые горизонты развития когнитивистики. В первой книге заложены основы концептуальной теории метафоры, вторая посвящена процессам категоризации мышления, а также в ней получила свое дальнейшее развитие теория прототипов, предложенная американским лингвистом Элеонорой Рош. 

  Для нас, психологов и психотерапевтов, наибольший интерес представляет тот раздел научного текста этих книг, в котором автор сравнивает старую модель мышления, принятую в традиционном языкознании с новой, созданной не только лингвистами, но и специалистами в других областях гуманитарного знания: философами, психологами, логиками, семиотиками и многими другими. Тем не менее, именно Лакофф наиболее ясно и последовательно сформулировал и сравнил в виде дистинкции (различения) основные идеи этих двух подходов к мышлению. 

                      Традиционный подход // Новый подход  

     Мышление абстрактно и не зависит от конкретного воплощения // Мышление «воплощено», то есть, обусловлено «телесным опытом» человека. 

  Мышление протекает благодаря абстрактным символам // Мышление образно и метафорично. 

   Мысль атомарна, разложима на составляющие // Мысль имеет свойства гештальта, неразложима.    

   Мышление логично // Мышление экологично (функции мышления зависят от общей конфигурации понятийной системы).

    Из этого сопоставления понятно, что ключевой когнитивной моделью в современной лингвистике признается метафора. В лингвистической, филологической традиции феномен метафоры известен еще с античных времен, но только в второй половине XX в. происходит кардинальное изменение в представлении данного явления языка: метафора рассматривается не только как риторическая фигура, но и как  фундаментальный познавательный механизм, который организует наши мысли, оформляет суждения и структурирует язык. 

  Именно благодаря метафорам, и её важнейшей функции  - номинативной или назывательной - получают свое названия не только предметы, не только  явления природы, но и многое другое. Например, телесные ощущения и состояния (вспомним столь любимые многими невротиками «комок в горле» и «паническую атаку»). Метафора запечатлевает и фиксирует человеческий опыт, позволяет его присваивать и включать в уже имеющуюся Модель Мира, обеспечивая её постоянное и непрерывное обновление. 

  Под «гештальтом» Лакофф понимает включение чувственного, эмоционального познания в мыслительное действие, а также общую направленность психики человека на законченность когнитивного акта, в результате чего происходит встраивание (или же не встраивание) новой информации в понятийный аппарат конкретной личности (тут же вспомнилась концепция «социальных представлений выдающегося французского психолога Сержа Московичи).

 С момента написания этих книг прошло уже больше тридцати лет. Многое изменилось. И, если раньше, в 60-80-е годы прошлого века основным драйвером научных дисциплин гуманитарного кластера выступали лингвистика (сначала - генеративная, а потом - когнитивная) вместе с постмодернистской философией (М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Делёз, Ж. Бодрийяр и др.), то теперь эту роль взяли на себя логика, нарратология и семиотика.

 Возникла аналитика гуманитарного знания. Она называется дискурс-анализ, иногда - дискурсивный анализ. Размылись границы гуманитарных наук, эти процессы усилились с появлением глобального информационного поля. 

 Тем не менее, не могу отметить, самые интересные, на мой взгляд, исследования в области гуманитарных наук. Это - концепция коннативной семантики французского семиотика и лингвиста Альгирдаса-Жюльена Греймаса, а, также, постструктуралистская нарративистика голландского историографа и философа  Франклина Рудольфа Анкерсмита.

 Благодаря их работам появилось понимание того, что человеческое мышление в качестве основной операциональной системы использует не только формальную и диалектическую логику( причинно-следственная связь, дедукция-индукция, конъюнкция-дизъюнкция и т.д.), но и нарративную (событийно-прецедентную) логику. И, если первая из них отвечает за синтаксис знания, она как бы «оцифровывает» уже имеющиеся понятия и понимания, то вторая включается тогда, когда человек встречается с новым, доселе неизвестным, когда он пытается встроить новый опыт и новые знания в уже сложившуюся Картину Мира. 

  Изменилась и психология с психотерапией. Возник новый тип психологии, не имеющий ничего общего с фрейдовой теорией личности. В традиции современного науковедения она получила несколько тяжеловесное название «постнеклассическая психология». 

 Появились новые направления психотерапии, теоретическими основаниями для которых стали неформальная логика, нарратология, констуктивистская эпистемология, теория метафоры и многие другие гуманитарные исследования. Среди них можно отметить такие практики как семейная системная психотерапия, нарративный подход Уайта и Эпсона, провокативная терапия Фарелли, нейро-лингвистическое программирование, эриксоновский и постэриксоновский гипноз, парадоксальная психотерапия и др. 

 Иногда совокупность этих подходов называют гуманитарной психотерапией. Мне тоже это название больше нравится. На мой субъективный взгляд, именно гуманитарная психотерапия - это психотерапия будущего. Впрочем, поживем - увидим.



Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мышление - процесс познания. Или... Развиваем мышление.
  • Магия и психология. Магическое мышление. Виды и типы магического мышления.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Ошибки мышления или как наше мышление определяет наши поступки и нашу жизнь
  • Мышление бедняка и мышление состоятельного человека. Разница
  • Типичные ошибки мышления: черно-белое мышление
  • Способы мышления, как они влияют на жизнь человека. Когнитивная терапия. Часть 1.
  • Когнитивная модель, как основа когнитивной психотерапии, на примере случая из практики
  • Когнитивная зависимость: я мыслю, следовательно, существую только в сравнении с другими
  • Когнитивная зависимость: я мыслю, следовательно, существую только в сравнении с другими
  • 30-тилетняя дважды мама из Свердловской области нашла любимую работу благодаря одному из этих приемов
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Психотерапия как новый способ мышления
  • Нью-Йорк, стереотипное мышление и многое другое
  • Он больше не любил её, как женщину, а только как родного и близкого ему человека
  • О важности позитивного мышления или спокойствие и только спокойствие!
  • Интуиция и правильное мышление. Единственно правильный метод развития интуиции через правильное мышление
  • Аутистическое мышление- психоаналитический взгляд (анализ работы Э. Блейлера)
  • Как выйти из депрессии, изменив свое мышление и выйти на новый уровень реализации
  • Сон - источник информации об актуальном состоянии человека, и не только.
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Именно это отличает богатых людей от остальных. Мышление миллионера
  • Как эффективно использовать знания и опыт психолога?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Психотерапия не только для ребенка
  • Ваше счастье зависит не только от вас, но и от вашего любимого человека
  • Психотерапия - как авторемонт, только лучше.
  • Ты думаешь только о себе (а надо только обо мне)
  • Женщина «включается» только когда страдает
  • III. Психотерапия ПА при фобиях и страхах для профессионалов и не только



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь