III. Психотерапия ПА при фобиях и страхах для профессионалов и не только

Автор статьи: Татьяна Силаева

 

III.  Психотерапия ПА при фобиях и страхах для профессионалов и не только

 

Позитивные стороны «Я» развиваются по мере того,

как человек встречается с тревогой, двигается

сквозь нее и преодолевает вызывающие тревогу переживания

Мэй Роло

 

Начало психотерапии по данной теме в моих статьях:

- I часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики.

- II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления. 

 Вступление. Роло Мэй заметил, что человек, живущий в неврозе, действует, автоматически. Им применяется жизненная стратегия «Я – не Я», происходит рассогласование его субчастей и преимущественное проживание в состоянии наиболее травмированной части целостной личностной системы. Человек свободный от невроза, расширяет свои способы взаимоотношения с мира и пользуется социально-приемлемыми способами, не конфликтуя со своими субчастями по мыслеформуле «Я – это Я», сохранив свою целостную часть. Поведение же человека свободного наименее предсказуемо. Если человек не может разрядить потребность социально приемлемым способом, то бессознательное ограничивает его выбор – тогда он вынужден это делать как-то иначе…….

Методы, применяемые в моей практической деятельности, в зависимости от индивидуального случая клиента. Мною замечено, что не все методы и не всегда возможно применимы в силу защитных реакций обратившегося за помошью человека. Когда клиент с трудностью по запросу ПА применяет бессознательно тактику: то избегания, то протеста, то отвержения – в этом случае существует возможность выбора наиболее подходящей методики.

В психотерапии страхов различной этиологии, я предпочитаю поэтапную работу, направленную на: осознание поставленной задачи, с применением более краткосрочных и инновационных методик и элементов из, уже давно зарекомендованных себя техник (ДПДГ- глаз):

- постановка задачи (вместо устранения проблемы) – это значит, представить свое итоговое желание – то, которое вы хотите, ваш запрос, например: «Я свободен от воздействия панических атак». Удерживание этого желаемого образа на протяжении терапии, при непосредственной поддержки психолога для возврата к этому желаемому образу

- сама терапия по работе с телесно-чувственной сферой

- опора на ресурсы (положительные - опыт родительской любви, самооценки, ситуаций, личных достижений)

- замена негативного мышления на позитивное

- само приятие

- приятие мира

- возможные дальнейшие действия клиента

- план по реализации поставленной задачи

- самореализация.

Причем, именно в такой последовательности 1-го, 2-го и 3-го пунктов.

Завершается терапия обычно способами

- научение любви по направлениям - что мешает проявлять 
любовь к себе? Как и что  можно для себя сделать, чтобы чувствовать себя хорошо? Как возможно о себе позаботиться? Что ты хочешь и что ты можешь себе позволить?

Собственно, сама терапия. Сразу оговорюсь, что предложенная схема не может быть принята за эталон в силу разницы подходов в терапии различными психологическими школами. Понятно, что и сама я строго не придерживаюсь ее, так как каждый запрос клиента сугубо индивидуален и я, как специалист, постоянно совершенствуюсь теоретически и практически, К тому же, и инсайты имеют место быть.

Итак, методы и (или) их элементы (не обязательно в такой последовательности и в таком обьеме) по глубинной проработке психологической травмы на уровне чувственно-физиологической сфере и наработке ресурсного состояния:

 

  • Создание позиции наблюдателя «Я – это не только мои чувства» , «Я – это не мои чувства, боль, ужас, страдание!, «Я – это еще и уверенность и спокойствие и любовь и радость»
  • Работа с частями тела (приятие своего внутреннего ребенка и проекции своих родителей в себе, как части себя)
  • Метод РПТ - приятие ситуации и себя, замена чувств и использование негативных эмоций с выгодой для себя
  • Элементы методики ДПДГ- глаз: торможение тревожных реакций при помощи вызываемых параллельно антагонистических тревожности реакций с точки зрения физиологии. То есть когда одновременно с раздражителем, вызвавшим тревожное состояние, конкурирует противоположный, -то тревога ослабевает. «Я не могу с этим справиться» в «Я могу с этим справиться».
  • Элементы метода «РЕЗЕТ» - работа с височно-челюстной сферой (при необходимости, когда имеются сопутствующие ПА депрессивные настроения и симптоматика)
  • Элементы техники «Работа со скрытой выгодой» - перепроверка и закрепление эффекта терапии.
  • Частично – Эриксоновский гипноз, в целях повышения чувствительности и овладения навыками самопомощи.
      Элементы техники «Системные расстановки» - возвратить генный (не свой) детский опыт источнику – родителям, семейному роду.
  • Особо хочу обратить ваше внимание на достаточно легкое упражнение «Кино» - образное формирование желаемой действительности, исходя из инновационного принципа «Весь мир в нашей голове!».
  • Именно по этой причине «весь мир в нашей голове», а значит в нашей власти, я хочу остановиться на качественно себя зарекомендовавшем – упражнении (техники) «Кино». Я не помню, откуда это упражнение и так ли оно называется, но я успешно применяю его с разными видами страхов и трудностей при разнообразных запросах клиентов и пациентов.

 

Вот инструкция выполнения методупражнения «Кино»: представим стрессовую ситуацию (ту самую, где «Я не могу справиться с этой ситуацией») в образе

- первоначально: в виде цветного кадра из фильма, как ролик) размером с экран кинотеатра (прочувствуем себя (свое состояние) на экране во всех красках и подробностях – определим свои чувства и ощущения в балах) (получилось?)

- затем представим в руках воображаемый пульт от телевизора, нажмем на кнопку «стоп» - кадр «замер». Теперь делаем его плоским, размером со стену (большую) и выдвигаем эту картину на передний план

- далее делаем эту цветную картину стоп-кадра нашего «стрессового» кадра из фильма (ту самую страшную (стрессовую) ситуацию) – делаем ее черно-белой фотографией – все в образе мысленно (получилось?)

- затем уменьшаем картинку до размера ладони (получилось?)

- затем представляем, что дождь смывает изображение на ней и лист , где было черно-белое изображение становится белым (получилось?)

- теперь туда помещаем мысленно ту картину, которую вы хотели бы видеть (это изображение нравится Вам, Вы на ней другая «Я справилась с этой ситуацией») - (получилось?)

- теперь разматываем все назад: 1) увеличиваем фото до размеров стены кинозала, 2) добавляем красок, делая ее цветной картину 3) затем делаем картинку обьемной 4) представляем, что нажали на кнопку «пуск» на пульте из телевизора в вашей руке 5) новый, созданный Вами кадр ожил! (получилось?)

- подробно опишите Ваши ощущения, чувства, мысли

- оцените в балах чувства – сразу будет виден положительный эффект психотерапии (например, вначале выполнения методики страх был оценен клиентом в 10-ть баллов (100%), а в конце – 2-а балла. Балы зафиксируются в сознании, как то, что Вы уже получили новый опыт на телесно-физиологических ощущениях «Я справилась с этим»

- важно сопровождать каждый шаг вопросом «получилось?», если эту методику применяет специалист

- в балах можно и не оценивать, если данное методупражнение использует человек самостоятельно впоследствии

- данная методика применима во всех стрессовых ситуациях, а также в ситуациях достижения цели, осуществления желаемого результата (мечты (не путать с фантазиями, которые не выполнимы, пока не переросли в мечту).

Повторяюсь: для того, чтобы наш организм сам приходил на помошь при стрессах, для методупражнения «Кино» также необходима систематическая тренировка, доведенная до автоматизма.

Преимущество методик, которые я выделила, как краткосрочные и инновационные, на мой взгляд, в том, что они оцениваются в баллах, что запечатлевается мозгом в долговременную память в результате цифрового доказательства аналитической части мышления (левой полушария головного мозга) – как символ. А так же – в замене отрицаельных чувств на положтельные, что является глубиным способом проработки «триединства тела – мыслей-чувств-ощущений».

Применение элементов других перечисленных методов и методик, означает, что их подключают на определенных этапах для закрепления, либо для перепроверки психотерапевтического эффекта.

Я не использую в психотерапии с ПА – метафорические карты, провокационную терапию.

Я использую метафорические карты (МА) и, возможно, провокационные методы при запросах, работая со всеми видами страхов и фобий, стрессов и депрессий, потерях и катастрофах, насилии и ПТСР без ПА (панических атак). Однако, не настаиваю, что этого делать нельзя. Просто заметила, что в силу защитных реакций отрицания, люди с ПА категорически протестуют при попытке использования данного метода двумя способами: сразу отказываются или не рефлексируют (нет обратной связи).

В частности, особенно хорошо «зарекомендовало себя» упражнение с МК по работе с детскими частями:

- выбираем несколько детских МК карт Персониты: 1) ребенок, которому страшно – ребенок, которого любят - уверенный ребенок и др. дети, важные для клиента, 2) а также выбор взрослого из Персоны, который поддерживает ребенка со страхом 3) и затем образуем из детей круг, а в центр ставим ребенка со страхом - все дети дарят ему подарки (любовь, поддержку и т.д. 4) используем вопросно-ответную тактику, например; как ты думаешь, что бы хотел ребенок в подарок, чего он боится, кто ему окажет поддержку, какая это поддержка и т.д. и т.п.

Так же в терапии со страхами, тревогой и фобиями я применяю современную «Психотерапию поиска решений» - это тоже краткосрочный вид психопомощи, направленной на поиск решений сегодняшней трудности человека в его будущем.

Главная цель психотерапии решений — найти «светлое пятно» в опыте клиента, с тем, чтобы направить его мысль на будущее, в котором его Трудность (проблема) переформируется в его задачу, новый мыслеобраз. Задача создается с помошью психологического альянса психолога (психотерапевта) с клиентом.

Отличие терапии «поиска решений» (вместо работы с проблемной трудностью)  

- мы идем параллельно с клиентом, как бы, сопровождая его (похоже на коучинг)

- используем симптом клиента, как лекарство, например

- боится смерти – учим жить;

- боится любого местонахождения – учим быть в согласи с собой наедине, в одиночестве (подружишись с собой – отпадет скрытая выгода).

- мы боимся других, потому что не принимаем себя в себе)

- и т.п.

За исключением, сопутствующим страхам с ПА, вдобавок, средней тяжести депрессии: здесь, по началу, «подталкиваем сзади»).

В целом, краткосрочная психотерапия стрессовых состояний, в большинстве случаев, не отягощенных сопутствующими факторами (тяжелыми психосоматическими, органическими, психическими заболеваниями) занимает (условно) от 1-3-х сеансов в неделю на протяжении от 1- до 6-ти месяцев.

Повторюсь (более подробно в 1-й моей статье про ПА)

На начальном этапе психотерапии исследуется анамнез обратившегося, история возникновения психотравмы: в случае сопутствующих, отягощающих ПА, факторах (симптомах, рецидивах, осложнениях), необходимо направить уже пациента к терапевту, психиатру, врачу-психотерапевту. Такими факторами могут быть сопутствующие хронические заболевания организма различной этиологии (в том числе и ВНД, эндокринные заболевания и др.), тяжелое депрессивное расстройство, серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, психические заболевания, а также нарушения организма, возникшие по причине тяжелой телесной травмы. Практика показывает, что, действительно, на момент обращения к психологу-психотерапевту-медицинскому психологу, не редко клиенты уже имеют историю своего заболевания, отягощенную сопутствующими органическими заболеваниями, которые подтверждены клиническими методами диагностики (медицинское обследование пациента). Специалистами-психологами этот факт обьясняется, как то, что для привлечения любви к себе, ребенку, обделенному вниманием родителей, остается один возможный способ – привлечь любовь и внимание болезнью (проблема закрепляется внутри, пассивный вид агрессии). Есть, конечно, и другой способ привлечения внимания – плохое поведение. Если ребенок «условно» (то есть, бессознательно так срабатывают защитные механизмы его психики) выбирает агрессивное поведение (выброс протеста-обиды вовне), тогда ему не грозит ПА (возможны другие нарушения, как минимум, девиантное поведение в социуме – но это другая история).

В следующей статье будут описаны традиционные методы, применяемые специалистами и мною в психотерапии страхов различной этиологии.

 

 

 С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут http://www.psyoffice.ru/courses/rabota_so_strahmi/

Автор статьи                                   Медпсихолог Силаева Т.Н.



Просмотров: 479
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • I-я часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики.
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • История про то, как Марта себя увидела и что из этого получилось
  • Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?
  • II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления
  • Эффективные методы избавления от иррациональных страхов (панических атак, фобий, тревог и др)
  • Методы психотерапии которые я использую в работе
  • Как начать делать и чтобы всё сразу получилось?
  • Эффективные техники избавления от иррациональных страхов (панических атак, фобий, тревог и т.д.)
  • Уверенность в себе и возможность ее повышения в технике телесно-ориентированной психотерапии
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Работа с частями личности: упражнение. Часть II. Используем метафорические карты
  • IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПА
  • Не получилось? Оценивайте стратегию, не себя!
  • Сначала наденьте маску на себя, затем на ребенка.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Я себе не нравлюсь – семейная история и системные причины нелюбви к части себя.
  • Хотели как лучше, а получилось как всегда или что нельзя делать при депрессии
  • Понимание механизмов развития депрессивных состояний - типичных и атипичных, а также панических реакций
  • Инструкция: что делать, если вы много раз пытались, но у вас не получилось
  • Опыт общения клиента с психологами (а также психиатрами, неврологами и одним кинезиологом).
  • Мой ребенок боится. Инструкция по выживанию в среде детских страхов.
  • Методы ИРП и АРТ-терапии при сопровождения клиента в постстрессовый период.
  • Если перед Вами стоит выбор кого спасти - себя или ваши отношения - всегда выбирайте себя
  • Что мотивирует полюбить себя такой какая есть и стать такой, какой хочу быть?
  • Полюбить себя. Как техники йоги,интегрированные в процесс психотерапии,помогают работать с самооценкой.
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Всё и всегда, мы делаем только ради себя.
  • Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов (ІV часть)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь