|
IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПААвтор статьи: Татьяна Силаева
IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПА
Значимы не наши страхи и не наша тревожность, а то, как мы к ним относимся (Виктор Франкл)
Продолжим тему практической работы со страхами, фобиями, сопровождающихся паническими атаками и не только. Ранее мы расмативали эти темы в статьях - I часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики. - II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления. - Психотерапия ПА при фобиях и страхах для профессионалов и не только. III часть.
Цель психотерапии тревожных состояний, это: - устранение страха жизни (прячущегося под масками страха смерти и инвалидизации – сумасшествие, инсульт, парализация и т.п.) - восстановление целостности клиента (за счет воссоединения вытесненной части (не используемой в силу безопасности организма ) с приоритетно используемой (ошибочно, для защиты себя) - обретение внутренней свободы человека по гармонизации его чувственно-физиологической сферы, для комфортного самоощущения - свобода выбора действий в социуме для обеспечения более качественного существования - поиск нового творческого образа и мышления - формирование посыла «Иди К…", а не "Уходи ОТ…". Задачи психотерапии, это: - восстановление вытесненных чувств (принятие своего страдания и боли) - завершение незавершенного действия травматического опыта - перепроживание прошлого травматического опыта - перемоделирование травматического опыта в ресурсный опыт - возвратить негативный (не свой) детский опыт источнику – родителям, семейному роду - научиться проявлять любовь к себе, (приятие себя в любом состоянии), - научиться брать ответственность за свою жизнь на себя - научиться быть в позиции наблюдателя - «прояснить» сверх контроль. Традиционно, в психотерапии страхов различной этиологии, в том числе с ПА успешно применимы: - когнитивно-поведенческая терапия -телеснл-ориентированая терапия -это работа с телесными зажимами. Наример, техника Техника "глубокое погружение в тело"" . Об этом методе писал поздняков Василий Александровч, 12 июля 2009 г. Суть метода: погружаясь в свое тело, мы находим источники телесного дискомфорта или участки тела, которые тяжело почувствовать. Затем мысленно пытаемся их "оживить"; прислушиваемся к всплывающим в связи с этим чувствам и вспоминаемым событиям, работаем с полученным материалом. Телесные ощущения имеют свойство довольно легко переходить из разряда неосознаваемых (не осязаемых, в данном случае) в осознаваемые. Осознаваемые сначала частично, а затем, к более отчетливо и явно осознаваемым. Представьте себе, будто бы вы совершенно свободный от каких-либо авторитетов, уверенности и заранее известных истин исследователь, ваше тело - то, что вы можете только почувствовать, не думать о нем, не разговаривать с ним, не рисовать его в воображении, но исключительно ощущать. Установка на то, что я заранее "ничего не знаю", помогает находить не то, что мы хотели бы найти (наши ожидания). А то, что на самом деле является причиной проблем со здоровьем и в отношениях с собой и другими. Необходимо помнить конечные цели упражнения на глубокое мышечное расслабление. Такими целями являются: достижение полноты человеческой жизни, реализация себя, способность быть самим собой, лечение и профилактика психосоматических заболеваний, состояние естественной радости и интерес к жизни. Занимаясь погружением в свое тело, каждый сможет по-новому взглянуть на мир, освежить ощущения, вернуть остроту и непосредственность восприятия, научиться вновь радоваться жизни. Радоваться как ребенок, самому факту собственного существования. Каждая попытка достигнуть полного расслабления приносит свои приятные плоды, но так же ставит и новые вопросы, открывает новые грани в исследовании себя. - метод сенсибилизации (сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием внутренних анализаторов и их взаимодействия) - противоположный десенсибилизации. Он заключается в том, что клиент в воображении своем создает ситуацию, более пугающую, чем у него была его травма. А затем эту пугающую его ситуацию – проживает в реальности. Таким образом, она состоит из 2-х этапов. То есть, происходит рост чувствительности к воздействию на организм стрессогенных факторов (воображаемых) - образно-чувственная - гештальт-терапия - техники диссоциации, например, упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) Вот упражнение, которое можно использовать Техника 1 1. Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом. 2. Удерживая «якорь», предложите пациентке визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, своё более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой (изнасилованием). Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя – более молодую. 3. Затем попросите пациентку представить себя сидящей позади себя. Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды: 1) сидящей рядом с врачом («актуальное тело»); 2) сидящей впереди («более молодая» пациентка); 3) сидящей сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трёхместная диссоциация осуществится, поставьте её на «якорь». 4. И наконец (кульминация лечения), попросите пациентку снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая её как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что всё происходит с ней более молодой.. Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции 1-й в позицию 2-ю так, чтобы «визуальная перспектива», сидящая сзади, интегрировалась с «актуальным телом». 5.. Теперь попросите сегодняшнюю пациентку пойти к себе – «более молодой» и уверить её в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей успокоение и чувство уверенности в себе. 7. Когда сегодняшняя пациентка убедится в том, что та, «более молодая» пациентка, её понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет частью сегодняшней пациентки. Если в какое-то время пациентка начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните её в позицию 1-ю и «заякорьте».
Техника 2 Представьте, что Вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии. Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда Вы можете наблюдать за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, и за тем, что происходит на экране. Затем превратите снимок на экране в чёрно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Всё будет происходить наоборот – точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его ещё раз. Теперь «выплывайте» на своё прежнее место в зале. (Р. Бендлер. Используйте свой мозг для изменения. – 1985. – С. 49-50). - психологическая игра (на примере ролевых игр в семейном консультировании и не только). Мне нравится упражнение "Игра в неправиьное чувство" (заимствованное с интернета) Инструкция: "Начинай в моем лице обвинять всех тех, кто нехорошо с тобой поступал, выскажи все. Разреши себе эти чувства в игре. Пожалуйста, не бойся выглядеть нехорошим человеком. Это всего лишь игра". Допустим, человек считает, что испытывать какое-либо чувство (например, обиду) – глупо. Раскопав, хотя бы, уже упомянутое чувство обиды, дав ему волю, мы можем получить очень много информации для дальнейшей работы и освободить большой пласт. Суть упражнения: существует множество причин запрещать себе испытывать какое-либо чувство. Запретив себе, человек думает, что никогда не испытывает подобное чувство, подавляет его уже в зародыше. А между тем, не бывает неправильных чувств, они все нужны для полноценного функционирования. Человек живет настолько, насколько осознает свои чувства (настолько же он умеет быть расслабленным и быть самим собой). С учетом того, что средний человек способен расслабиться на 5-12%, можно представить, какой потенциал полноты жизни есть в каждом из нас. На основании первичных данных и с учетом реальных возможностей психологической игры, составляется сценарий, который позволяет вживую прожить то, что не было прожито. Это весьма сильные переживания, которые часто напоминают катарсис и ощущение, как будто свалился "камень с души". * В психологической игре у человека появляется возможность сыграть ту роль, которую он не может сыграть в обычной жизни. Чем более подходящая роль подобрана, тем сильнее эффект от игры. Чем более человек способен увлечься такой игрой и погрузиться в воображаемую ситуацию, тем более глубокие препятствия на пути у потока жизни снимаются. Их основной недостаток (на мой субьективный взгляд), исходя из личной практики): - долговременность, за исключением ВКД, но и ее надо прорабатывать несколько раз - ограничение проблемными сторонами клиента - застревание «здесь и сейчас» - не достаточно затрагивается зона дальнейших действий клиента «на перспективу» Длительность психотерапии в среднем обьеме (примерно, так как каждый случай индивидуален): - долгострочная психотерапия (в случае с хроническими ПА, депрессиями средней тяжести, либо предпатологии (еще без суицидальных действий), тяжелыми психосоматическими заболеваниями затяжного характера…) – длится от полугода до 3-х лет - краткосрочная психотерапия стрессовых состояний, в большинстве случаев, не отягощенных сопутствующими факторами (тяжелыми психосоматическими, органическими, психическими заболеваниями) занимает от 1-3-х сеансов в неделю на протяжении от 1- до 6-ти месяцев.
Повторюсь (более подробно в 1-й моей статье про ПА) На начальном этапе психотерапии исследуется анамнез обратившегося, история возникновения психотравмы: в случае сопутствующих, отягощающих ПА, факторах (симптомах, рецидивах, осложнениях), необходимо направить уже пациента к терапевту, психиатру, врачу-психотерапевту. Такими факторами могут быть сопутствующие хронические заболевания организма различной этиологии (в том числе и ВНД, эндокринные заболевания и др.)), тяжелое депрессивное расстройство, серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, психические заболевания, а также нарушения организма, возникшие по причине тяжелой телесной травмы. Практика показывает, что, действительно, на момент обращения к психологу-психотерапевту-медицинскому психологу, не редко клиенты уже имеют историю своего заболевания, отягощенную сопутствующими органическими заболеваниями, которые подтверждены клиническими методами диагностики (медицинское обследование пациента). Специалистами-психологами этот факт обьясняется, как то, что для привлечения любви к себе, ребенку, обделенному вниманием родителей, остается один возможный способ – привлечь любовь и внимание болезнью (проблема закрепляется внутри, пассивный вид агрессии). Есть, конечно, и другой способ привлечения внимания – плохое поведение. Если ребенок «условно» (то есть, бессознательно так срабатывают защитные механизмы его психики) выбирает агрессивное поведение (выброс протеста-обиды вовне), тогда ему не грозит ПА (возможны другие нарушения, как минимум, девиантное поведение в социуме – но это другая история).
Эгоизм – симптом недостатка любви к себе. Кто себя не любит, вечно тревожится за себя (Эрих Фромм) С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут http://www.psyoffice.ru/courses/rabota_so_strahmi/
Автор статьи Медпсихолог Силаева Т.Н. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|