IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПА

Автор статьи: Татьяна Силаева

 

 IY. Традиционные методы психотерапии тревожных состояний, в том числе, сопровождаемые ПА

 

 

   Значимы не наши страхи и не наша тревожность,

а то, как мы к ним относимся

(Виктор Франкл)

 

 

 

 

Продолжим тему практической работы со страхами, фобиями, сопровождающихся паническими атаками и не только.

 Ранее мы расмативали  эти темы в статьях

- I часть. Скорая помощь во время панических атак при страхах и фобиях. Ситуация ПА из личной практики.

- II. Психотерапия страхов (в т.ч. с ПА) – формирования нового творческого образа действий и мышления.

- Психотерапия ПА при фобиях и страхах для профессионалов и не только. III часть.

 

Цель психотерапии тревожных состояний,   это:

- устранение страха жизни (прячущегося под масками страха смерти и инвалидизации – сумасшествие, инсульт, парализация и т.п.)

- восстановление целостности клиента (за счет воссоединения вытесненной части (не используемой в силу безопасности организма ) с приоритетно используемой (ошибочно, для защиты себя)

- обретение внутренней свободы человека по гармонизации его чувственно-физиологической сферы, для комфортного самоощущения

- свобода выбора действий в социуме для обеспечения более качественного существования

- поиск нового творческого образа и мышления

- формирование посыла «Иди К…", а не "Уходи ОТ…".

Задачи психотерапии, это:

- восстановление вытесненных чувств (принятие своего страдания и боли)

- завершение незавершенного действия травматического опыта

- перепроживание прошлого травматического опыта

- перемоделирование травматического опыта в ресурсный опыт

- возвратить негативный (не свой) детский опыт источнику – родителям, семейному роду

- научиться проявлять любовь к себе, (приятие себя в любом состоянии),

- научиться брать ответственность за свою жизнь на себя

- научиться быть в позиции наблюдателя

- «прояснить» сверх контроль.

Традиционно, в психотерапии страхов различной этиологии, в том числе с ПА успешно применимы:

- когнитивно-поведенческая терапия

-телеснл-ориентированая терапия -это работа с телесными зажимами.

Наример, техника Техника "глубокое погружение в тело"" . Об этом методе писал поздняков Василий Александровч, 12 июля 2009 г.

Суть метода: погружаясь в свое тело, мы находим источники телесного дискомфорта или участки тела, которые тяжело почувствовать. Затем мысленно пытаемся их "оживить"; прислушиваемся к всплывающим в связи с этим чувствам и вспоминаемым событиям, работаем с полученным материалом. Телесные ощущения имеют свойство довольно легко переходить из разряда неосознаваемых (не осязаемых, в данном случае) в осознаваемые. Осознаваемые сначала частично, а затем, к более отчетливо и явно осознаваемым. Представьте себе, будто бы вы совершенно свободный от каких-либо авторитетов, уверенности и заранее известных истин исследователь, ваше тело - то, что вы можете только почувствовать, не думать о нем, не разговаривать с ним, не рисовать его в воображении, но исключительно ощущать. Установка на то, что я заранее "ничего не знаю", помогает находить не то, что мы хотели бы найти (наши ожидания). А то, что на самом деле является причиной проблем со здоровьем и в отношениях с собой и другими.

Необходимо помнить конечные цели упражнения на глубокое мышечное расслабление. Такими целями являются: достижение полноты человеческой жизни, реализация себя, способность быть самим собой, лечение и профилактика психосоматических заболеваний, состояние естественной радости и интерес к жизни. Занимаясь погружением в свое тело, каждый сможет по-новому взглянуть на мир, освежить ощущения, вернуть остроту и непосредственность восприятия, научиться вновь радоваться жизни. Радоваться как ребенок, самому факту собственного существования. Каждая попытка достигнуть полного расслабления приносит свои приятные плоды, но так же ставит и новые вопросы, открывает новые грани в исследовании себя.

- метод сенсибилизации (сенсибилизация ощущений представляет собой возрастание чувствительности, которое происходит под влиянием внутренних анализаторов и их взаимодействия) - противоположный десенсибилизации. Он заключается в том, что клиент в воображении своем создает ситуацию, более пугающую, чем у него была его травма. А затем эту пугающую его ситуацию – проживает в реальности. Таким образом, она состоит из 2-х этапов. То есть, происходит рост чувствительности к воздействию на организм стрессогенных факторов (воображаемых)

- образно-чувственная

- гештальт-терапия

- техники диссоциации, например, упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация (ВКД) 

Вот упражнение, которое можно использовать

Техника 1

 1.  Установите «якорь» для устойчивого комфортного состояния пациентки, находящейся рядом с врачом.

2.  Удерживая «якорь», предложите пациентке визуализировать перед собой, как в мгновенном снимке, своё более молодое (прошлое) Я непосредственно перед психотравмой (изнасилованием). Таким образом, пациентка сидит рядом с терапевтом, «видя» перед собой себя – более молодую.

3.  Затем попросите пациентку представить себя сидящей позади себя. Итак, пациентка представляет себя (своим внутренним взором) трижды: 1) сидящей рядом с врачом («актуальное тело»); 2) сидящей впереди («более молодая» пациентка); 3) сидящей сзади («визуальная перспектива»). Когда эта трёхместная диссоциация осуществится, поставьте её на «якорь».

4.  И наконец (кульминация лечения), попросите пациентку снова пережить психотравмирующую ситуацию (сцену изнасилования), но наблюдая её как бы со стороны (с позиции Пз) и учитывая, что всё происходит с ней более молодой.Когда картина изнасилования полностью просмотрена, предложите пациентке снова вернуться из позиции 1-й в позицию 2-ю так, чтобы «визуальная перспектива», сидящая сзади, интегрировалась с «актуальным телом».

5..  Теперь попросите сегодняшнюю пациентку пойти к себе – «более молодой» и уверить её в том, что она из будущего, что психотравма уже в прошлом, дать ей успокоение и чувство уверенности в себе.

7.  Когда сегодняшняя пациентка убедится в том, что та, «более молодая» пациентка, её понимает, дайте им интегрироваться; пусть и эта «визуализация» станет частью сегодняшней пациентки. Если в какое-то время пациентка начинает реально (эйдетически) переживать свою психотравму, верните её в позицию 1-ю и «заякорьте».

 

Техника 2

Представьте, что Вы сидите в кинотеатре и впереди на экране видите самого себя в ситуации, непосредственно предшествующей возникновению фобии.

Теперь «выплывайте» из своего тела наверх, в проекционную будку, откуда Вы можете наблюдать за собой, сидящим в зале и смотрящим на экран, и за тем, что происходит на экране.

Затем превратите снимок на экране в чёрно-белый фильм и просмотрите его до конца. Просмотрите и самые неприятные переживания, ставшие причиной фобии. Остановите фильм, как слайд, а затем «впрыгните» внутрь изображения и прокрутите фильм назад. Всё будет происходить наоборот – точно как при перемотке фильма. Сделайте фильм цветным, оставаясь его участником. Прокрутите его ещё раз. Теперь «выплывайте» на своё прежнее место в зале. (Р. Бендлер. Используйте свой мозг для изменения. – 1985. – С. 49-50).

- психологическая игра (на примере ролевых игр в семейном консультировании и не только).

Мне нравится упражнение "Игра в неправиьное чувство" (заимствованное с интернета)

Инструкция: "Начинай в моем лице обвинять всех тех, кто нехорошо с тобой поступал, выскажи все. Разреши себе эти чувства в игре. Пожалуйста, не бойся выглядеть нехорошим человеком. Это всего лишь игра". Допустим, человек считает, что испытывать какое-либо чувство (например, обиду) – глупо. Раскопав, хотя бы, уже упомянутое чувство обиды, дав ему волю, мы можем получить очень много информации для дальнейшей работы и освободить большой пласт.

Суть упражнения: существует множество причин запрещать себе испытывать какое-либо чувство. Запретив себе, человек думает, что никогда не испытывает подобное чувство, подавляет его уже в зародыше. А между тем, не бывает неправильных чувств, они все нужны для полноценного функционирования. Человек живет настолько, насколько осознает свои чувства (настолько же он умеет быть расслабленным и быть самим собой). С учетом того, что средний человек способен расслабиться на 5-12%, можно представить, какой потенциал полноты жизни есть в каждом из нас.

На основании первичных данных и с учетом реальных возможностей психологической игры, составляется сценарий, который позволяет вживую прожить то, что не было прожито. Это весьма сильные переживания, которые часто напоминают катарсис и ощущение, как будто свалился "камень с души". * В психологической игре у человека появляется возможность сыграть ту роль, которую он не может сыграть в обычной жизни. Чем более подходящая роль подобрана, тем сильнее эффект от игры. Чем более человек способен увлечься такой игрой и погрузиться в воображаемую ситуацию, тем более глубокие препятствия на пути у потока жизни снимаются.

Их основной недостаток (на мой субьективный взгляд), исходя из личной практики):

- долговременность, за исключением ВКД, но и ее надо прорабатывать несколько раз

- ограничение проблемными сторонами клиента

- застревание «здесь и сейчас»

- не достаточно затрагивается зона дальнейших действий клиента «на перспективу»

Длительность психотерапии в среднем обьеме (примерно, так как каждый случай индивидуален):

- долгострочная психотерапия (в случае с хроническими ПА, депрессиями средней тяжести, либо предпатологии (еще без суицидальных действий), тяжелыми психосоматическими заболеваниями затяжного характера…) – длится от полугода до 3-х лет

- краткосрочная психотерапия стрессовых состояний, в большинстве случаев, не отягощенных сопутствующими факторами (тяжелыми психосоматическими, органическими, психическими заболеваниями) занимает от 1-3-х сеансов в неделю на протяжении от 1- до 6-ти месяцев.

 

Повторюсь (более подробно в 1-й моей статье про ПА)

На начальном этапе психотерапии исследуется анамнез обратившегося, история возникновения психотравмы: в случае сопутствующих, отягощающих ПА, факторах (симптомах, рецидивах, осложнениях), необходимо направить уже пациента к терапевту, психиатру, врачу-психотерапевту. Такими факторами могут быть сопутствующие хронические заболевания организма различной этиологии (в том числе и ВНД, эндокринные заболевания и др.)), тяжелое депрессивное расстройство, серьезные нарушения эмоционально-волевой сферы, психические заболевания, а также нарушения организма, возникшие по причине тяжелой телесной травмы. Практика показывает, что, действительно, на момент обращения к психологу-психотерапевту-медицинскому психологу, не редко клиенты уже имеют историю своего заболевания, отягощенную сопутствующими органическими заболеваниями, которые подтверждены клиническими методами диагностики (медицинское обследование пациента). Специалистами-психологами этот факт обьясняется, как то, что для привлечения любви к себе, ребенку, обделенному вниманием родителей, остается один возможный способ – привлечь любовь и внимание болезнью (проблема закрепляется внутри, пассивный вид агрессии). Есть, конечно, и другой способ привлечения внимания – плохое поведение. Если ребенок «условно» (то есть, бессознательно так срабатывают защитные механизмы его психики) выбирает агрессивное поведение (выброс протеста-обиды вовне), тогда ему не грозит ПА (возможны другие нарушения, как минимум, девиантное поведение в социуме – но это другая история).

  

Эгоизм – симптом недостатка любви к себе.

Кто себя не любит, вечно тревожится за себя

(Эрих Фромм)

 С каждым шагом приближения к своему страху, ваша уверенность возрастает! А техники повышения уверенности тут http://www.psyoffice.ru/courses/rabota_so_strahmi/

 

Автор статьи                 Медпсихолог Силаева Т.Н.



Просмотров: 551
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Упражнения "Безусловная любовь к себе" и "Одно любимое дело для себя"
  • Как стать более раскрепощенным? Свобода быть собой.
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Позволь себе быть собой"
  • Мой опыт в психотерапии взаимодействия: "Помоги себе сам"
  • Какой тип нелюбви к себе более разрушителен в отношениях?
  • Какое, на ваш взгляд, из 7 данных высказываний о любви вы считаете более верным?
  • Встать на свое место, потерять свое место или "выйти из себя". Как это бывает в жизни.
  • Никогда никого не вините в своей жизни, себя тоже. Самые "виновные".
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • "Одиночество" - это когда тебе неуютно быть с самим собой.
  • Техника: "Как найти себя и понять свои истинные желания?"
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • Обида-Вина. Как перестать "играть в отношения"? Начни с себя или помоги себе сам.
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разрешить ли себе быть собой? А знаем ли мы себя?
  • Упражнение "Дружил бы я с самим собой". Опыт консультирования.
  • Как мы растём | "правило десяти" в психотерапии | и про любовь к себе.
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • В мире апатии или "Я не знаю чем занять себя в жизни"
  • Быть кем угодно, только не собой! Или как справиться с комплексом "Я-какаятонетакая"
  • Поиск себя настоящего. "Человек-оркестр"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Откуда берется умение себя защитить, или Как стать "исключением" и спасти свою жизнь
  • "Ты очень красивая сегодня!" О риске быть Живым в процессе психотерапии: случай из практики
  • "Работа с МАК. Техника "Познай себя".
  • Немного Общего о Психотерапии, "Новые" Корни Психических Проблем и "Личные Повестки"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь