|
Когнитивная модель, как основа когнитивной психотерапии, на примере случая из практикиАвтор статьи: Архипова Наталья Александровна
Процесс созревания человека для обращения за помощью к психотерапевту проходит примерно в течении 3-9 месяцев. Об этом говорят наблюдения коллег-психологов, самоотчеты клиентов, а также сопоставление времени первого посещения сайта психолога и времени обращения за помощью. Тем не менее, несмотря на такую длительную внутреннюю работу, человек может ограничиться посещением 1-3 консультаций и прервать психотерапию, несмотря на то, что ему требуется полноценный курс. Причины для прерывания психотерапии могут быть разными. Это и страх перед неудачей, и застревание в прошлом, и нежелание меняться, и ожидание слишком быстрых результатов, и, в том числе, недостаточная подготовка к психотерапии. Вы спросите, как же можно подготовиться к психотерапии? Расскажу об этом на примере применения когнитивно-поведенческого направления психотерапии (КПТ). Как известно, в психологии выделяют 4 основных подхода и где-то более 450 различных направлений, каждое из которых имеет особенности, отражающиеся в формулировке основных принципов, целей психотерапии, особенностей взаимоотношений психолог-клиент, методах и т.д. Целями психотерапевта в КПТ прежде всего будут стремление добиться ремиссии расстройства и предупреждение рецидива. Делается это с помощью достижения следующих изменений:
То есть, «терапевт учит пациента быть своим собственным терапевтом» (А. Бек, «Когнитивная терапия депрессии»). Важно понимать, что для достижения таких глобальных целей нужен не только прочный терапевтический альянс и применение различных когнитивных и поведенческих техник, но также разъяснение клиенту структуры и процесса терапии, обучение когнитивной модели, лежащей в основе когнитивного подхода и пояснении пациенту возможности временных ухудшений его состояния в процессе терапии. В этом и будет заключаться подготовка к когнитивной психотерапии. Когнитивная модель в схематическом виде выглядит так: В определенной ситуации скрытые убеждения человека (глубинные или промежуточные) влияют на восприятие человеком этой ситуации. В результате возникают автоматические мысли (например, оценочного характера или мысли-долженствования), которые в свою очередь определяют эмоциональную реакцию, поведение и физиологическую реакцию организма. (Дж. Бек «Когнитивная психотерапия») Итак, согласно когнитивной модели, эмоции и поведение людей зависят от восприятия ими различных жизненных обстоятельств. То есть не сами события определяют самочувствие человека, а способы их истолкования. Вот почему в КПТ основная работа происходит с мыслями, убеждениями и жизненной позицией. Хотя также есть место анализу чувств клиента, его поведения и жизненного опыта. В любой ситуации у человека возникает одновременно множество мыслей. Часть из них носят простой описательный характер, но в то же время посещают и мимолетные мысли, носящие оценочный характер. Такие мысли называют автоматическими. Они, как правило, короткие и обрывочные, не являются результатом размышлений и, как правило, не имеют доказательств. Обычно, люди не отдают себе отчет в таких мыслях, принимая их за правду, и осознавая лишь эмоции, вызванные ими. Поэтому в процессе психотерапии прежде всего пациента учат распознавать свои автоматические мысли, задавая себе вопрос «о чем я только что подумал?» при возникновении негативных эмоций. А затем учат оценивать достоверность этих мыслей. Рациональное осмысление таких мыслей обычно меняет эмоции. Однако, автоматические мысли — лишь поверхностный, наиболее доступный для осознавания и выявления пласт. Более глубинные и устойчивые когнитивные феномены — убеждения. Именно они определяют как человек будет воспринимать ту или иную ситуации, а также будут способствовать появлению автоматических мыслей. Убеждения о себе, о других людях, об окружающем мире в целом формируются с раннего детства в результате исследования окружающего мира, адаптации к различным обстоятельствам, формированию и усвоению определенных выводов и организацию их в определенную логически взаимосвязанную систему. Самые главные убеждения (глубинные) — это фундаментальные установки, которые люди часто не получается выразить или даже осознать. Такие убеждения воспринимаются как абсолютная правда, они являются сверхобобщениями и плохо поддаются изменениям. Между глубинными убеждениями (фундаментальный уровень) и автоматическими убеждениями (поверхностный уровень) находятся промежуточные убеждения, которые формируются на основе глубинных и включают отношения, правила и предположения. Однако, человек способен отказаться от дисфункциональных убеждений и заменить их на новые, которые будут более реалистичны. Это возможно сделать в процессе КПТ. А теперь давайте рассмотрим когнитивную схему на примере случая из практики. Ко мне за консультацией обратился мужчина с целью обучиться техникам эмоциональной регуляции. В некоторых ситуациях его «захлестывали сильные эмоции», мешали ему «конструктивно решать рабочие и не только вопросы» и «надолго выбивали из колеи». Одной из повторяющихся ситуаций была ситуация, в которой соседи в доме каким-либо образом доставляли ему и его близким неудобства. Например, собирали шумную компанию, громко до поздна слушали музыку, шумели в ночное время. Эта ситуация была актуальна для клиента на момент одной из первых терапевтических сессий, поэтому ее выбрали как пример для более подробного обучения клиента когнитивной модели, а также улучшению навыка распознавания автоматических мыслей. При анализе ситуации, клиент выделил две эмоции — гнев и печаль. Гнев был результатом мыслей-долженствований («Это возмутительно! Они не должны мешать отдыхать мне и моей семье» и «Надо думать о других.» и т.д.) А эмоция печали возникла в результате автоматических мыслей о невозможности решить проблему. В схеме, представленной ниже, я привожу анализ возникновения эмоции печаль в рассматриваемой ситуации. Клиент думал «Опять они мешают отдыхать мне и моей семье. Я не знаю, как с этим разобраться. Я не смогу решить проблему и, они будут мешать нам всегда». В основе этих автоматических мыслей лежали следующие промежуточные убеждения (правила): «Я должен всегда добиваться успеха», «Если я не могу решить проблему, я никчемный (слабак)». Глубинное убеждение, которое не осознавалось и не могло быть озвучено — было «Я ни на что не способен». Это глубинное убеждение начало формироваться у клиента в детстве на основе своего опыта, непосредственных наблюдений и скрытых посланий, полученных от других людей.
Данную и другие статьи можно прочитать на моём сайте. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|