Выделяют следующие основные когнитивные процессы,, имеющие значения в когнитивной терапии:
1) автоматические мысли
Это самый поверхностный уровень когниций. Они могут не осознаваться в полной мере, часто мимолетны и обрывочны, возникают непроизвольно. Эти мысли могут отражать реальность верно или неверно в различной степени. Могут быть функциональными, то есть полезными, или дисфункциональными (мешающими), в зависимости от соответствия целям и ценностям личности. Также они могут быть «холодными», то есть без выраженного эмоционального сопровождения. Например, «сегодня я плохо себя чувствую». Также они могут быть «горячими» и сопровождаться выраженной эмоциональной реакцией. Например, «это ужасно, я ничего не успеваю!».
Автоматические мысли бывают нейтрально, негативно или позитивно окрашены. Если мысль нейтральная, то она обычно не имеет значения для терапевта. Например, мысль «мимо прошел человек» является нейтральной. Позитивные мысли реже становятся мишенью для работы, так как обычно не приводят к проблемам. Мысль «у меня получается решать задачи» не вызовет эмоциональных и поведенческих проблем. Но в отдельных случаях позитивные мысли также могут быть мишенью терапии, потому что неадекватная позитивная оценка чего-либо может вредить. Например, мысль, что «я могу все время не учить уроки и меня никогда не будут спрашивать, ведь я везунчик», может привести к снижению успеваемости в школе. Чаще всего проблемой являются негативные автоматические мысли, например,такие как «они меня не любят», «у меня опять ничего не получается». Дисфункциональные и негативно окрашенные автоматические мысли обычно вызывают дисфункциональные эмоции и поведение, то есть чрезмерно выраженные, длительные и неадекватные эмоциональные и поведенческие реакции.
Важно иметь в виду, что автоматические мысли могут принимать форму фантазий, образов, мысленных картин, видений, воспоминаний. То есть это не обязательно в буквальном значении мысль, но и «визуальная картинка».
2) глубинные убеждения
Это фундаментальный уровень когниций. Также их называют установками. Они не всегда могут быть выражены самим человеком прямо и порой не осознаются. Эти установки создают базовые представления о себе, мире и окружающих. Например, «мир - отвратительное место», «я никчемен», «люди опасны». Эти убеждения формируются в детстве под влиянием пережитого опыта, воспитания, воздействия социума и накладываются на определенную биологическую конституцию и особенности центральной нервной системы. Разные люди в разной степени восприимчивы к разным воздействиям подобного характера и поэтому пережитый опыт важная, но не единственная составляющая формирования убеждений.
Дисфункциональные глубинные убеждения — это слишком обобщенные и ригидные, мешающие достижению целей, установки. События, которые их затрагивают, вызывают дисфункциональную эмоциональную и поведенческую реакцию. Также они слабо зависят от повседневного опыта.
Рассмотрим это на примере убеждения: «я непривлекателен». Это убеждение является ригидным и обобщенным, так как человек с таким убеждением для кого-то является привлекательным, а для кого-то нет. Он игнорирует тот факт, что привлекательность субъективна и может меняться. Если этот человек получит отказ в общении, то воспримет это как подтверждение собственного убеждения и будет испытывать сильное чувство подавленности. Если же кто-то сообщит ему о его привлекательности, то он воспримет это как ложь или спишет на другие обстоятельства. Наличие такого убеждения приведет к избеганию общения, вызовет дисфункциональные автоматические мысли, эмоции и поведение, а это в свою очередь может снизить привлекательность.
3) промежуточные убеждения
Они соединяют между собой автоматические мысли и глубинные убеждения.
Выделяют следующие типы промежуточных убеждений:
-отношение. Оно выражает негативную оценку глубинного убеждения. Например, «как ужасно быть непривлекательным».
Предположения отражают компенсаторные стратегии, которые позволяют адаптироваться к глубинному убеждению.
-позитивное предположение: «если я буду следить за своим внешним видом, то я буду всем нравиться»
-негативное предположение: «если я не буду тщательно следить за своим внешним видом, то я никому не буду нравиться»
Правила существуют в виде самоинструктирования: «Я должен всем нравиться», «Я должен тщательно следить за своей внешностью».
Промежуточные убеждения бывают функциональными и адаптивными. Но они могут использоваться слишком часто и неуместно. При этом игнорируются другие стратегии. Также они могут привести к декомпенсации эмоционального состояния. Например, девушка-подросток с такими убеждениями будет всегда тщательно ухаживать за собой в ущерб другим сферам жизни и в случае, если не будет возможности поддерживать свой внешний вид определенным образом, то у нее проявится глубинное убеждение о собственной непривлекательности в виде «горячих» негативных дисфункциональных автоматических мыслей («они все видят, какая я некрасивая», «я слишком толстая», «они будут надо мной смеяться»), которые в свою очередь вызовут негативные эмоциональные и поведенческие реакции. Эти реакции могут вызвать отторжение у окружающих. В результате убеждение о собственной непривлекательности получает подтверждение. Образуется порочный круг.
Чтобы соединить в индивидуальную схему все эти когнитивные процессы используется когнитивная концептуализация, то есть выстраивание взаимосвязей между различными когнициями и событиями. В нее также включаются значимые события детства, которые могли привести к формированию убеждений и компенсаторные стратегии, то есть различные стили поведения, помогающие справиться с негативным влиянием глубинного убеждения: отказ от негативных эмоций, поиск признания, отказ от ответственности, стремеление к совершенству и др.