|
Креативность для некреативныхАвтор статьи: Мария Жиган
Когда я говорю, что занимаюсь развитием креативности и о том, насколько это важно в жизни каждого человека, мне часто говорят такое: «Я работаю менеджером/секретарем/бухгалтером…, на работе у меня нет особой нужды креативить, творческого хобби у меня тоже нет. Я не понимаю, зачем мне этим заниматься и чем мне это может помочь в жизни». Поскольку такой вопрос достаточно распространен, я решила написать развернутый проясняющий ответ. Если посмотреть на креативность не только как на умение что-либо придумывать и творить, то можно увидеть следующее. В основе креативности лежит умение нестандартно и широко мыслить, без стереотипов и ограничений. Потому что, если мы мыслим стандартно, то принципиально нового и интересного мы не создадим. Каждый раз, когда мы принимаем какое-то решение в жизни, мы опираемся на наше мышление. И если оно «зашорено», то решение может быть не самое удачное. Мышление, на основании которого мы принимаем сейчас решения, формируется с детства. Когда дети маленькие, они все очень любознательные, творческие, задают много необычных вопросов, которые заставляют задуматься многих взрослых. Если заниматься с детьми, развивать и поддерживать их любознательность, то можно запросто вырастить гением любого. Но именно любознательные и активные дети являются проблемой для спокойных родителей, воспитателей в садах и учителях в школе. Такие дети требуют много внимания, а кроме того, часто ставят в тупик взрослых своими вопросами. И те, чтобы не сильно напрягаться и не выглядеть дураками, начинают всячески ограничивать детскую инициативу. Но поступают так не потому что «плохие», а потому что сами были воспитаны в подобных условиях и не знают, что надо делать. Вместо того, чтобы развивать творческие умения, детей приучают мыслить «как надо, как все». В итоге дети рисуют одинаковые рисунки, строят одинаковые домики, выступают одинаковыми зайчиками и снежинками на утренниках, и оригинальность не поощряется. Когда пишется сочинение, мало кто обращает внимание на настоящие мысли детей. Все учителя достоверно и стопроцентно знают, что Шевченко, Гоголь и Толстой хотели сказать в своих произведениях. Поэтому на другие варианты сразу говорят «Ты вообще книгу читал? Как такое тебе только в голову могло прийти. Ведь тут ясно прослеживается борьба света и тени. А ты написал полный бред». Обучаясь таким образом дети начинают понимать, что самостоятельно думать опасно, за это могут наказать, опозорить перед всем классом, выставить дураком. И в итоге мы получаем большое количество людей мыслящих «как все нормальные люди», «правильно», но очень стереотипно. Вот таким нехитрым способом мы лишаемся нашего естественного умения быть креативным. И это только кажется, что в этом нет ничего страшного. Все было бы не так плохо, если бы умение нестандартно мыслить касалось только творчества. Но оно самым прямым образом связано с нашей успешностью в повседневной жизни. На протяжении всей жизни перед нами всегда встает большое количество задач и вопросов, которые надо решать. И если человек не научился мысли самостоятельно, нестандартно, то решения, которые он будет принимать, будут каквсешними, стереотипными, но что самое страшное, далеко не самыми лучшими для этого человека. Когда ум подвижен и спонтанен, то нет разницы, в какой сфере работать, чем заниматься, всегда можно найти для себя наилучшую позицию и решение. Будете ли вы выбирать себе новую работу, думать, где найти новых клиентов, как организовать мероприятие, где провести выходной и отпуск, и даже как поступить в общении с тем или иным человеком – это все будет даваться очень легко и просто. Еще один из вариантов применения «повседневной креативности» можно проиллюстрировать поговоркой «Лень — двигатель прогресса». Знаю по себе, что часто я придумываю новые, нестандартные, интересные решения для жизни и работы, лишь бы не делать то, чего не хочется . И в итоге это оказывается не просто хорошим, а гениальным решением. Кроме того, способность творчески, креативно мыслить влияет на нашу жизнь, на умение приспосабливаться к изменяющимся обстоятельствам, спонтанно реагировать, делать неожиданные и рискованные поступки. Люди так боятся неопределенности, потому что не уверены, что смогут правильно для себя отреагировать и поступить наилучшим образом, не уверены, что справятся и т.д. Именно поэтому так важно развивать умение быть вне шаблонов. Кроме того, часто бывает, что когда «нетворческий» человек начинает развивать в себе такое умение, он вспоминает обо всех своих детских способностях и желаниях, которые были похоронены вместе с взрослением, и оказывается, что он очень даже творческий и способный. Потому что «создавать» — это наше врожденное и природное стремление, которое надо всячески в себе поддерживать. Я понимаю, что при развитии «креативности по жизни» изменения будут менее заметны, чем, если бы вы занимались непосредственно творческой работой. Поэтому и мотивация на соответствующие занятия меньше, потому что не очень понятно, как измерить и увидеть результат. Но смею вас заверить, что толк и смысл есть всегда. Вы можете прислушаться и попробовать, а можете не поверить и остаться при своем мнении (возможно стереотипном ). Независимо от того, верите вы мне или нет, здесь, помимо прочих, я буду давать упражнения на развитие креативности для жизни. И буду очень рада, если менеджеры/секретари/бухгалтеры и люди других «нетворческих» профессий найдут их полезными для себя . Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|