|
Психология конструирования будущего: 1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизмАвтор статьи: 404
1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизм
Сильное воображение порождает событие Мишель Монтень
Ближайшим коллегой Бейтсона становится Пол Вацлавик (1927 - 2007). Родившийся в Вене, он учился в Вене и Венеции, работал в Швейцарии, а затем, как и Бейтсон, отправляется в США, в 1960 году, чтобы провести исследование в Институте Психических Исследований Пало Альто (основан в 1959). Автор знаменитого бестселлера "Как стать несчастным без посторонней помощи", Вацлавик, один из самых известных в мире психотерапевтов, в 1976 становится профессором Стэнфордского университета. Рассмотрим его вклад в философию конструирования будущего. В 1981 (на немецком) и в 1984 году (на английском языке) под редакцией Пола Вацлавика выходит сборник статей "Изобретенная реальность" (Die erfundene Wirklichkeit - 1981 / The Invented Reality - 1984 [686]). Подзаголовок сборника говорит сам за себя: "Каким образом мы знаем то, что думаем, что знаем" (How Do We Know What We Believe We Know?). Это "манифест" основателей философского течения радикального конструктивизма - и год его основания. В сборнике участвуют: Ernest von Glasersfeld, Has von Foerster, Rupert Riedl, Paul Watzlawick, David Rosenhan, Rolf Breuer, Jon Elster, Gabriel Stolzenberg, Francisco Varela. Эрнст фон Глазерсфельд (1917-2010) в своей "заглавной" статье сборника вводит термин "радикальный конструктивизм", основная идея которого в том, что познание - всегда конструирование. То, что мы узнаем от мира и несем в мир - только лишь наша конструкция и ничего больше. "Когда бы мы ни пытались интерпретировать сказанное другими, либо отыскать логику их поступков, осмыслить увиденное и услышанное, мы делаем это при помощи элементов, которые входят в состав нашего опыта" [686]. Система конструктов порождается самим индивидом и не может ни соответствовать реальному миру, ни отражать его. Знание приобретается активно, а не пассивно, но это нужно лишь для того, чтобы адаптироваться к миру. По мнению П. Вацлавика, реальность строится в общении между людьми ("коммуникативный конструктивизм"). Реальность - продукт человеческой коммуникации, соответственно, могут существовать ее различные варианты. Любое поведение (вербальное, невербальное) - это коммуникация. Даже избегание общения - это своего рода общение (в любом случае, это сигнал системе). Несоответствие реальностей, например в общении, приводит к непониманию людьми друг друга, конфликтам. Это фактически разговор на разных языках, в рамках разных понятийных схем, при этом каждый из субъектов общения считает только свою реальность единственой верной и правильной. Реальность первого порядка (физические объекты) могут быть проверены с помощью органов чувств и приборов, вызывает, видимо меньше спорных точек, чем реальность второго порядка - реальность ценностей, смыслов, значений. При этом Вацлавик убежден в том, что если реальность индивида позволяет ему жить, успешно действовать без страданий и разочарований, то его реальность правильна и адекватна, вне зависимости, что мы о ней подумаем [701; 702]. Можно сказать, что радикальный конструктивизм придерживается точки зрения на человека как на самоорганизующуюся систему, систему, которая может творить саму себя (аутопоэзис У. Матураны и Ф. Варелы), будучи включенной в организационно закрытую аутопоэзную сеть (живая система автономна - закрыта в плане самоорганизации, но открыта для обмена энергией и материей) [236; 625].
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|