Психология конструирования будущего: 1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизм

Автор статьи: 404

1981: Изобретенная реальность и радикальный конструктивизм

 

Сильное воображение порождает событие

Мишель Монтень

 

Ближайшим коллегой Бейтсона становится Пол Вацлавик (1927 - 2007). Родившийся в Вене, он учился в Вене и Венеции, работал в Швейцарии, а затем, как и Бейтсон, отправляется в США, в 1960 году, чтобы провести исследование в Институте Психических Исследований Пало Альто (основан в 1959). Автор знаменитого бестселлера "Как стать несчастным без посторонней помощи", Вацлавик, один из самых известных в мире психотерапевтов, в 1976 становится профессором Стэнфордского университета. Рассмотрим его вклад в философию конструирования будущего.

В 1981 (на немецком) и в 1984 году (на английском языке) под редакцией Пола Вацлавика выходит сборник статей "Изобретенная реальность" (Die erfundene Wirklichkeit - 1981 / The Invented Reality - 1984 [686]). Подзаголовок сборника говорит сам за себя: "Каким образом мы знаем то, что думаем, что знаем" (How Do We Know What We Believe We Know?). Это "манифест" основателей философского течения радикального конструктивизма - и год его основания. В сборнике участвуют: Ernest von Glasersfeld, Has von Foerster, Rupert Riedl, Paul Watzlawick, David Rosenhan, Rolf Breuer, Jon Elster, Gabriel Stolzenberg, Francisco Varela.

Эрнст фон Глазерсфельд (1917-2010) в своей "заглавной" статье сборника вводит термин "радикальный конструктивизм", основная идея которого в том, что познание - всегда конструирование. То, что мы узнаем от мира и несем в мир - только лишь наша конструкция и ничего больше. "Когда бы мы ни пытались интерпретировать сказанное другими, либо отыскать логику их поступков, осмыслить увиденное и услышанное, мы делаем это при помощи элементов, которые входят в состав нашего опыта" [686]. Система конструктов порождается самим индивидом и не может ни соответствовать реальному миру, ни отражать его. Знание приобретается активно, а не пассивно, но это нужно лишь для того, чтобы адаптироваться к миру.

По мнению П. Вацлавика, реальность строится в общении между людьми ("коммуникативный конструктивизм"). Реальность - продукт человеческой коммуникации, соответственно, могут существовать ее различные варианты. Любое поведение (вербальное, невербальное) - это коммуникация. Даже избегание общения - это своего рода общение (в любом случае, это сигнал системе). Несоответствие реальностей, например в общении, приводит к непониманию людьми друг друга, конфликтам. Это фактически разговор на разных языках, в рамках разных понятийных схем, при этом каждый из субъектов общения считает только свою реальность единственой верной и правильной. Реальность первого порядка (физические объекты) могут быть проверены с помощью органов чувств и приборов, вызывает, видимо меньше спорных точек, чем реальность второго порядка - реальность ценностей, смыслов, значений. При этом Вацлавик убежден в том, что если реальность индивида позволяет ему жить, успешно действовать без страданий и разочарований, то его реальность правильна и адекватна, вне зависимости, что мы о ней подумаем [701; 702].

Можно сказать, что радикальный конструктивизм придерживается точки зрения на человека как на самоорганизующуюся систему, систему, которая может творить саму себя (аутопоэзис У. Матураны и Ф. Варелы), будучи включенной в организационно закрытую аутопоэзную сеть (живая система автономна - закрыта в плане самоорганизации, но открыта для обмена энергией и материей) [236; 625].

 

Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего

http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!

Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru

 




Просмотров: 468
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Вашу реальность обеспечивают "полевые магниты" управляющих станций
  • Жизнь после разрыва отношений. "Персональный ад" или новая реальность?
  • Границы личности: иллюзия, "игра ума" или объективная реальность?
  • Как "выключить" мультики в голове и начать признавать реальность
  • Искаженная реальность: местечковые альфа-самцы и "богини"
  • "Регрессии в предыдущую жизнь, мифы, фантазии и реальность"
  • Иллюзия недолюбленности , или добро пожаловать в "реальность".
  • Мифы и реальность про "Настоящую любовь".
  • Дети-"катастрофы" как новая реальность.
  • Семейное упражнение "Меняем реальность"
  • Где тетя с шоколадкой!? Или "несправедливая реальность".
  • Ресурс во мне или Я в ресурсе или Про "какашечную реальность".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Мой комментарий к статье "Потерять часть себя", в журнале "Vladhealth"
  • Если супруги называют друг друга "Мама" и "Папа", то...
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • "Бабочка на плече" или что такое "счастье" с точки зрения различных психологов.
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Техника "Конструирование своего будущего"
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь