|
Психология конструирования будущего, 1930-е: Выготский, КоржибскийАвтор статьи: 404
1931: Социальный конструктивизм Л. С. Выготского
Мысль не выражается в слове, но совершается в слове Л. С. Выготский
В 1931 году выходит знаменитая книга Л.С.Выготского (1896-1934) "История развития высших психических функций" [89]. В ней, в частности, автор впервые излагает идеи философии социального конструктивизма, общий смысл которой заключается в следующих основных положениях: 1) Взаимодействие между людьми - неотъемлемый фактор успешного развития личности, так в обучении, зона ближайшего развития задается общением с тем, кто обладает большим опытом, знаниями, умениями. 2) Развитие высших психических функций - это, фактически, перенос вовнутрь (интериоризация) отношений между людьми, социальных отношений. 3) Знак - решающий фактор в развитии сознания и осознание мира зависит от сложности организации языковых значений, которыми оперирует человек. 4) Психика - это определенное "решето", через которое просеивается окружающая реальность. Оно искажает окружающую реальность, так, чтобы человек смог ориентироваться и начать действовать. Социальная реальность, социальное взаимодействие рассматривается Л.С. Выготским не как совокупность материальных условий, а как совокупность мыслей, идей, ценностей. Идеи философского направления конструктивизма, проблематика социального конструирования реальности, заложенная Л. С. Выготским, безусловно, служат фундаментом для осмысления психологии конструирования будущего, и построения новых принципов практической психологии данного направления.
1933: Общая семантика Альфреда Коржибского
Карта не есть территория Альфред Коржибский
К ученым, фактически заложившим основы психологии конструирования будущего в современной науке, можно также отнести Альфреда Коржибского (1879-1950), философа, родившегося в Варшаве (Польша, Российская империя), служившего в Российской армии в Первую мировую, а в 1916 г. переехавшего в США для того, чтобы координировать поставку оружия из Америки на фронт. Книга А. Коржибского "Наука и здравомыслие" ("Science and Sanity") издается в 1933 г., и очевидно, что принципы Венского кружка сыграли немалую роль в его исследованиях и в его центральной, основной идее: общей семантике (1919-1933). Коржибский говорит о том, что наше познание ограничено двумя факторами: свойствами организма (нервной системы), и системой языка. "Человеческий язык позволяет конструировать предложения, которые не влекут никаких последствий и, соответственно, вообще не имеют никакого содержания... например, утверждение о том, что кроме нашего мира существует также другой мир, с которым принципиально невозможно установить какую-либо связь, не приводит ни к каким экспериментальным последствиям, но при этом создает в уме некую картинку. Очевидно, подобное утверждение нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Особенно осторожно нужно пользоваться словами "реальность", "действительно", и т.п., поскольку эти слова очень часто ведут к возникновению утверждений вышеописанного типа" [611]. Такова позиция Коржибского, и здесь нужно упомянуть о том, что именно он сформулировал "золотые слова", ставшие одним из основных предпосылок НЛП (нейролингвистического программирования): "Карта не есть территория". Слово - не есть то, что оно обозначает. Так, описание не является самим предметом: изображение курительной трубки не является самой трубкой (что даже специально указано на одноименной картине Рене Магритта 1928 года), а наше восприятие окружающего мира не является истинным и объективным отражением. Грегори Бейтсон (гораздо позже) в своей книге "Экология разума", однако, подверг сомнению эту четкую дихотомию, что мы постараемся обсудить несколько позже. Итак, продолжая идею о несводимости языкового описания и описываемой реальности, Коржибский пишет о том, что такие слова как "да", "нет", "истинный", "ложный", "отношение", "название", "утверждение", "факт", "реальность", "знать", "думать", "ненавидеть" и "любить", и многие другие нужно рассматривать как неоднозначные, обладающие многими смыслами, и у каждого из них появляется некое определенное значение или смысл только и исключительно при наличии конкретного контекста. Отметим еще один крайне важный момент в теории Коржибского. Говоря о том, что одно из важнейших условий развития личности - способность к осознанию, рефлексии (вводится термин "осознанность абстрагирования"), он пишет: "Проблема осознанности абстрагирования должна быть сформулирована наукой и стать доступной для семантического обучения... Если мы обучаем и тренируем детей в осознанности абстрагирования, мы избавляем их от гигантского количества усилий, которые было бы необходимо предпринять для того, чтобы в конце концов приобрести его самостоятельно, а также убираем великое множество ненужных страданий и разочарований... При осознанности абстрагирования радость от жизни заметно увеличивается. Мы избавляемся от страхов, шоков и подобных нежелательных семантических переживаний. Мы дорастаем до полной взрослости; и когда тело созревает для того, чтобы бросить вызов жизни и взять на себя ответственность за нее, мы делаем это, и находим в ней радость, так как наш «ум» и наши «эмоции» также зрелы. Эта осознанность абстрагирования приводит к интегрированной, семантически сбалансированной и приспособленной взрослой личности… Жизнь становится более полной, и индивидуум прекращает быть фактором раздражения и опасностью для себя самого и для других". Коржибский считает способность к абстрагированию одним из самых важных навыков личности, с помощью абстрагирования человек готовится к восприятию нового, созиданию будущего. И вновь ключевым для развития личности признается умение выйти за рамки проблемы! Ученик Коржибского, Сэмюэл Хайакава (Hayakawa, 1906-1992), становится президентом международного общества Общей семантики в конце 1940-х годов. Он утверждает, что язык – это не только способ выражения определенной идеи, но и один из основных факторов, определяющих способ видения мира: "Человек, который говорит, например, на японском, китайском или турецком, думает совсем не так, как человек, говорящий на английском языке". Хайакава одним из первых начинает заниматься прикладной общей семантикой и ищет причины конфликтов и непонимания людьми друг друга в языке - неправильном его использовании, в взаимном непонимании [579]. Будет ошибочно приписывать заслуги в разработке направления лингвистической относительности исключительно Коржибскому, необходимо упомянуть таких ученых как Бенджамен Ли Уорф (Whorf, 1897-1941), Эдуард Сепир (Sapir, 1884-1939). При этом, упомянем, что истоки рассматриваемых идей были заложены еще Вильгельмом Гумбольдотом (1767-1835) в работе "О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человеческого рода". Как видим, в середине ХХ века, общая семантика выходит на первый план не только в философских изысканиях, но в ней начинают видеть и большой практический потенциал. Такой потенциал содержится в самом языке, таким образом, лингвистика становится разделом психологии. Соотношение языка, мышления, сознания, изучается психолингвистикой, основателем которой считается Ноам Хомский. Как видим, он идет по стопам философов, которые во многом подготовили почву для развития психолингвистики к началу второй половины ХХ века. Однако, продолжим краткое изложение "пунктирной линии" философских основ психологии конструирования будущего, не вдаваясь в исторические подробности лингвистики и семантики.
Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|