Моделирование альтернативных поведенческих реакций (по К.Хорни)

Автор статьи: Мирцало Анна

      Моделирование альтернативных поведенческих реакций клиента в процессе психологического консультировании можно отнести к одним из основных техник и приемов в консультировании.

        Цель формулирования альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его через демонстрацию некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

    По мнению К.Хорни  этот процесс может осуществляться в трех основных поведенческих реакциях, т.е. само пояснение человеком того, что произошло, как происходило и то, что он чувствовал при этом, может лежать в русле либо от людей, либо к людям, либо против людей:

1)      модель поведения от людей проявляется в уходе от межличностных отношений и контактов, от решения проблемных ситуаций, например,  уход клиентом от обсуждения вопроса, игнорирование конфликтной ситуации, уклонение от решения вопроса, несмотря на все сопутствующие этому процессу проявления, дистанцирование, отдаление от человека, причинившего ему боль;

Моделирование альтернативных поведенческих реакций по К Хорни

2)      модель поведения к людям состоит в ориентации на взаимодействие и межличностные отношения. Примером служит обращение за помощью к членам семьи в трудный момент или психологу за консультацией, когда человек говорит о том, что перепробовал массу вариантов, пытался изменить свои установки, поведение при общении с людьми;

3)      модель поведения против людей стремление к разрушению контактов и межличностных отношений, когда речь идет об открытой конфронтации, конфликтах, а клиент говорит о том, что стал более жестоким, проявляет открыто свое недовольство, вследствие чего возникают многочисленные конфликты.

          В зависимости от того, какой паттерн поведения демонстрирует клиент в ситуации, с которой он обратился к психологу, психолог задает вопросы в форме альтернативных формулировок в русле тех поведенческих реакций, которые отсутствуют в поведении клиента. Так, например, если клиент демонстрирует стратегию избегания, ухода от конфликтной ситуации, психолог может поинтересоваться, а что произойдет, если клиент обратиться к данной ситуации (человеку) лицом, вступит с ним в диалог (реакция к людям). Или же спрашивает  у клиента, а что будет, если он открыто заявит о своей позиции, вступит в противоборство, что в этом случае произойдет самого страшного (реакция против). Таким образом, альтернативные формулировки могут строиться на проговаривании или предположении таких вариантов поведения (реакций) клиента, которых недостает в этих трех паттернах.

  Упражнение «Анализ первичных драйвов» позволяет увидеть взаимоотношения с партнером через призму основных моделей поведения (по К.Хорни), понять причину недопонимания с ним, смоделировать, выработать в отношении него другой стиль общения. Психолог предлагает  клиенту 3 карточки с надписями «к», «от», «против» и спрашивает: «Что ты делаешь прежде всего, когда  видишь этого человека? А потом? А что в это время делает твой партнер?». Клиент воссоздает свои взаимоотношения с партнером, раскладывая карточки на столе. Расстояние между карточками показывает скорость протекания реакции. Например, «раскладка» может быть следующей: 

         Вопрос к клиенту о том, что он хочет изменить в привычной модели общения с конкретным человеком с предложением поменять (разложить) карточки так, как ему хотелось бы, способствует обновлению отношений, пониманию причин недопонимания и встраиванию новых моделей поведения.



Просмотров: 451
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • Что делает психолог? И что происходит во время встречи клиента и психолога?
  • Что делать психологу, если его дискриминирует клиент
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • 3 мифа о том, что произойдет, когда вы встретите своего любимого человека
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Что клиент не может сделать сам?
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • За что клиент платит психотерапевту, и как психология может повысить стандарты вашей жизни?
  • Что такое паттерн поведения?
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Психоаналитический процесс. Что делает клиент, и что делает психоаналитик?
  • Я не могу без того, что меня разрушает. Плюсы зависимого поведения.
  • Что делать, если муж часто злится, грубо отвечает? Психология поведения.
  • Что делать, когда клиент говорит "нет".
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Оптимальная стратегия поведения жены при измене мужа или его уходе из семьи
  • Когда на чужое мнение глубоко наплевать. Или, есть либо моё мнение, либо неправильное! Что делать?
  • На что я опираюсь, когда говорю, что безоговорочно верю в силы клиента?
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Что делает психолог, когда ему плохо?
  • #Психобизнес Что сказать клиенту, который спрашивает “Нужен ли мне психолог?”
  • Клиент всегда найдет то, что ему нужно
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь