Моделирование альтернативных поведенческих реакций (по К.Хорни)

Автор статьи: Мирцало Анна

      Моделирование альтернативных поведенческих реакций клиента в процессе психологического консультировании можно отнести к одним из основных техник и приемов в консультировании.

        Цель формулирования альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его через демонстрацию некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства.

    По мнению К.Хорни  этот процесс может осуществляться в трех основных поведенческих реакциях, т.е. само пояснение человеком того, что произошло, как происходило и то, что он чувствовал при этом, может лежать в русле либо от людей, либо к людям, либо против людей:

1)      модель поведения от людей проявляется в уходе от межличностных отношений и контактов, от решения проблемных ситуаций, например,  уход клиентом от обсуждения вопроса, игнорирование конфликтной ситуации, уклонение от решения вопроса, несмотря на все сопутствующие этому процессу проявления, дистанцирование, отдаление от человека, причинившего ему боль;

Моделирование альтернативных поведенческих реакций по К Хорни

2)      модель поведения к людям состоит в ориентации на взаимодействие и межличностные отношения. Примером служит обращение за помощью к членам семьи в трудный момент или психологу за консультацией, когда человек говорит о том, что перепробовал массу вариантов, пытался изменить свои установки, поведение при общении с людьми;

3)      модель поведения против людей стремление к разрушению контактов и межличностных отношений, когда речь идет об открытой конфронтации, конфликтах, а клиент говорит о том, что стал более жестоким, проявляет открыто свое недовольство, вследствие чего возникают многочисленные конфликты.

          В зависимости от того, какой паттерн поведения демонстрирует клиент в ситуации, с которой он обратился к психологу, психолог задает вопросы в форме альтернативных формулировок в русле тех поведенческих реакций, которые отсутствуют в поведении клиента. Так, например, если клиент демонстрирует стратегию избегания, ухода от конфликтной ситуации, психолог может поинтересоваться, а что произойдет, если клиент обратиться к данной ситуации (человеку) лицом, вступит с ним в диалог (реакция к людям). Или же спрашивает  у клиента, а что будет, если он открыто заявит о своей позиции, вступит в противоборство, что в этом случае произойдет самого страшного (реакция против). Таким образом, альтернативные формулировки могут строиться на проговаривании или предположении таких вариантов поведения (реакций) клиента, которых недостает в этих трех паттернах.

  Упражнение «Анализ первичных драйвов» позволяет увидеть взаимоотношения с партнером через призму основных моделей поведения (по К.Хорни), понять причину недопонимания с ним, смоделировать, выработать в отношении него другой стиль общения. Психолог предлагает  клиенту 3 карточки с надписями «к», «от», «против» и спрашивает: «Что ты делаешь прежде всего, когда  видишь этого человека? А потом? А что в это время делает твой партнер?». Клиент воссоздает свои взаимоотношения с партнером, раскладывая карточки на столе. Расстояние между карточками показывает скорость протекания реакции. Например, «раскладка» может быть следующей: 

         Вопрос к клиенту о том, что он хочет изменить в привычной модели общения с конкретным человеком с предложением поменять (разложить) карточки так, как ему хотелось бы, способствует обновлению отношений, пониманию причин недопонимания и встраиванию новых моделей поведения.



Просмотров: 503
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Отношения. Стили поведения в конфликтной ситуации.
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • Методы конструктивного поведения в конфликтной ситуации
  • Типы поведения в конфликте. Разрешение конфликтной ситуации
  • Этиология негативных эмоционально- поведенческих реакций у детей дошкольного возраста.
  • Фильм - исследование отношений людей через призму секса. Он может вас шокировать...
  • Теория Карен Хорни и 3 стратегии межличностного поведения
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • Реальные ситуации сценарных программ поведения
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Изменение поведения другого человека. Три вопроса
  • "Почему он изменился после свадьбы?" или Как модели поведения влияют на жизнь людей.
  • Насилие как модель поведения
  • Экзистенциальная ситуация людей с нарушениями пищевого поведения
  • Правила и этика поведения клиента во взаимодействии с психологом - Культурно-просветительный аспект
  • 10 моделей токсичного поведения
  • 10 рекомендаций продуктивного поведения для близких зависимых людей, после РЦ
  • «Я и мой клиент» (проработка взаимоотношений психолога и клиента с помощью МАК)
  • Гибкая Модель Поведения Психотерапевта: Практические Заметки
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Может ли помочь психолог в трудной ситуации.
  • Может ли психолог выражать свои чувства с клиентом?
  • Синдром тревожного ожидания сексуальной неудачи.Порнозависимость.Модель поведения, которую преподносят
  • «Клиент спрашивает сколько таких запросов у меня было. Я с этим ни разу не работал».
  • Почему он не звонит? Или как узнать причину поведения другого человека.
  • В копилку психологу. Направляем клиента, выясняем факты, меняем восприятие ситуации!
  • Как чувствует себя психолог, когда клиент перестает появляться ?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь