|
Моделирование альтернативных поведенческих реакций (по К.Хорни)Автор статьи: Мирцало Анна
Моделирование альтернативных поведенческих реакций клиента в процессе психологического консультировании можно отнести к одним из основных техник и приемов в консультировании. Цель формулирования альтернатив — не поиск правильного варианта ответа, а стимулирование его через демонстрацию некоторых образцов, отталкиваясь от которых легче описать собственные чувства. По мнению К.Хорни этот процесс может осуществляться в трех основных поведенческих реакциях, т.е. само пояснение человеком того, что произошло, как происходило и то, что он чувствовал при этом, может лежать в русле либо от людей, либо к людям, либо против людей: 1) модель поведения от людей проявляется в уходе от межличностных отношений и контактов, от решения проблемных ситуаций, например, уход клиентом от обсуждения вопроса, игнорирование конфликтной ситуации, уклонение от решения вопроса, несмотря на все сопутствующие этому процессу проявления, дистанцирование, отдаление от человека, причинившего ему боль; 2) модель поведения к людям состоит в ориентации на взаимодействие и межличностные отношения. Примером служит обращение за помощью к членам семьи в трудный момент или психологу за консультацией, когда человек говорит о том, что перепробовал массу вариантов, пытался изменить свои установки, поведение при общении с людьми; 3) модель поведения против людей — стремление к разрушению контактов и межличностных отношений, когда речь идет об открытой конфронтации, конфликтах, а клиент говорит о том, что стал более жестоким, проявляет открыто свое недовольство, вследствие чего возникают многочисленные конфликты. В зависимости от того, какой паттерн поведения демонстрирует клиент в ситуации, с которой он обратился к психологу, психолог задает вопросы в форме альтернативных формулировок в русле тех поведенческих реакций, которые отсутствуют в поведении клиента. Так, например, если клиент демонстрирует стратегию избегания, ухода от конфликтной ситуации, психолог может поинтересоваться, а что произойдет, если клиент обратиться к данной ситуации (человеку) лицом, вступит с ним в диалог (реакция к людям). Или же спрашивает у клиента, а что будет, если он открыто заявит о своей позиции, вступит в противоборство, что в этом случае произойдет самого страшного (реакция против). Таким образом, альтернативные формулировки могут строиться на проговаривании или предположении таких вариантов поведения (реакций) клиента, которых недостает в этих трех паттернах. Упражнение «Анализ первичных драйвов» позволяет увидеть взаимоотношения с партнером через призму основных моделей поведения (по К.Хорни), понять причину недопонимания с ним, смоделировать, выработать в отношении него другой стиль общения. Психолог предлагает клиенту 3 карточки с надписями «к», «от», «против» и спрашивает: «Что ты делаешь прежде всего, когда видишь этого человека? А потом? А что в это время делает твой партнер?». Клиент воссоздает свои взаимоотношения с партнером, раскладывая карточки на столе. Расстояние между карточками показывает скорость протекания реакции. Например, «раскладка» может быть следующей: Вопрос к клиенту о том, что он хочет изменить в привычной модели общения с конкретным человеком с предложением поменять (разложить) карточки так, как ему хотелось бы, способствует обновлению отношений, пониманию причин недопонимания и встраиванию новых моделей поведения. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|