Гибкая Модель Поведения Психотерапевта: Практические Заметки

Автор статьи: Макс Ильин

В современной терапии большинство направлений разделяет тезис о том, что в успешной и эффективной терапии не последнюю роль играет личность и характер поведения психотерапевта. Вопросы, связанные с желательными качествами и менталитетом, я затрагивал ранее; в данной заметке хотелось бы изложить инструментальную модель гибкой настройки поведения для терапии.

Итак, основной являются несколько "шкал", или можно это назвать режимами, не суть. Суть - что они представляют собой биполярные конструкты, вроде "тепло-холод"; и, ориентируясь на "погоду" - т.е. личность и поведение клиента, терапевт может регулировать своё взаимодействие в пределах этих инструментальных режимов.

Пока что, "шкалы" выделены такие:

1. Директивность - Рефлексивность. Или можно более широкий уровень - "Доминантность / Сабмиссивность", но, конечно, могут возникнуть лишние ассоциации :) Суть "левого полюса" - в том, что поведение терапевта является активным, руководительским, почти авторитарным (но чаще просто авторитетным), строго и смело направляющим деятельность клиента.

Рефлексивный же режим - обратная ситуация, популярная в сфере гуманистической и клиент-ориентированной, "роджерианской" терапии; эмпатия, некоторая пассивность, безоговорочное принятие, отражающие вопросы и т.п.

На практике - эти режимы используются чаще стратегически, если говорить о РЭПТ; в начале терапии имеет смысл занять более "рулевую" и директивную позицию, использовать авторитет и знания для формирования процесса. Но ближе к завершению - "руль" должен оказаться у клиента, в идеале он обретает все нужные навыки и способен быть "сам себе терапевтом" в будущем.

В частных случаях - директивность также уместна со слишком активными клиентам со слабым вниманием, на первых порах; "пассивная" же рефлексивность - напротив, может использоваться с недостаточно активными и участвующими клиентами, в виде некоторой "провокации тишиной".

2. Конфронтация - "Седация" (Поддержка). Соответственно, это также стили поведения; первый направлен на "провоцирование" у клиента эмоций, мыслей, действий, иногда в достаточно "жёсткой" форме. Второй же - напротив, имеет целью "седативное" воздействие, снижение стресса, некое "утешение" и принятие. 

Как видно в случае этой "шкалы" - мы можем рассматривать поведение не как "личностные качества", а просто как инструментальные навыки; так как очевидно, что и конфронтация, и "седация" имеют вполне ясные рамки уместности и функций. Как правило - первый режим используется для "разогрева" клиента и дальнейших качественных изменений; второй режим - это своего рода "охлаждение" перегруженной стрессовыми эмоциями психики. 

Впрочем, несомненно, что и в личностном плане психотерапевт или консультант должен обладать соответствующими качествами, если хочет использовать ту или иную тактику; каждый из режимов требует специфической квалификации (так, для успешной конфронтации терапевт должен обладать достаточно высоким порогом фрустрации и дискомфорта; для оказания поддерживающих функций - иметь развитое безусловное принятие и эмпатию, эмоциональный интеллект).

В этом случае также уместно стратегическое использование обоих режимов - в начале терапевтического процесса, как правило, клиент подвержен большому стрессу и не имеет ресурсов справляться даже с ним, не говоря о серьёзных изменениях в менталитете. Однако, по ходу процесса, стоит переходить к более стрессовым и провокативным техникам работы, которые способны произвести реальные перемены, а не просто "поднять настроение".

3. Рассудительность - Спонтанность. Это стоит выделить в отдельный параметр; содержание - примерно о том, как поведение соотносится с псевдо-дихотомией "Ум / Сердце", или "Разум / Чувства". 

Конкретные поведенческие проявления интуитивно понятны: в рассудительном режиме терапевт делает упор на структурированность, логику, обоснованность, факты и т.п. Спонтанный же режим предполагает бОльшую открытость и фокус на чувствах, метафорах, переживаниях, образах, даже в каком-то смысле "магии".

Здесь, опять же - стоит "плясать" от устройства клиента; если клиент демонстрирует чрезмерный интеллектуализм и разного рода "обсессивно-компульсивные" черты - то имеет смысл немного переключиться в спонтанный режим и "разогреть" его в плане собственной эмоциональности. С гистрионными (истероидными и демонстративными) личностями же, напротив - рациональной тактикой будет перейти к более строгому и рассудительному характеру общения.

И естественно, и в том и в другом случае следует учитывать момент сохранения связей - неадекватная как спонтанность, так и рациональность могут пошатнуть и разрушить "терапевтический раппорт", не будучи уместны в контексте ситуации вообще.

* * *

Как можно увидеть, описанные "шкалы" режимов вполне могут совмещаться гибко и нелинейно, и терапевт может осознанно выстраивать свои вмешательства на основе состояния клиента. Основным требованием, впрочем, остаются соответствующее гибкое мировозррение, адаптивные установки и рациональные верования, позволяющие подобную вариативность в поведении.

+: теперь также можно посетить сайт авторского проекта "Force Of Mature"; где публикуются материалы как этой колонки, так и уникальный контент, а также доступны другие возможности.



Просмотров: 466
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Метафорические карты"Персона", "Хабитат", "Роботы" в работе с эмоциями.
  • "Штопор", "бочка" и "мертвая петля": осторожно, негативные состояния
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Сколько стоит психолог (или как можно за "поболтать" такие деньги "отваливать")?
  • "Суть всех споров или "Мясные люди" vs "Шизотерики"
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 1
  • Термины психологии. Часть 2. "Фрустрация", "мания", "истеричка".
  • Что делать в психотерапии с "проклятиями", "сглазом" и "порчей"? часть 2
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • От "больничной койки" и "луна-парка" до "теннисного корта"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • О "сильных" и "слабых" или о том, как общаться с "сильным мужчиной"?
  • "ОН", "Persona", "Саgа" или Как выпускники профессии сМАКовали
  • "Воспитание детей. О связи "ленивой" ментальности и родительского "надо"!
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • "Ловушки" любви: "Ты должен/должна быть хорошим/хорошей"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Кто вы, "Госпожа", "Сердечный друг" или "Женщина"?
  • Успешный | Это не "талант" и не "удача", это "позиция"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ..." - "КТО ЗДЕСЬ?" Лингвистическая модель любви.
  • "Что можно подарить девушке-еврейке?". " Газовую камеру!"
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • тернистый путь от ужасного "должен" к прекрасному "хочу".



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь