Насилие как модель поведения

Автор статьи: Осин Денис Кузьмич

Насилие как модель поведения

Недавно прошедший флешмоб, в котором люди (в основном женщины) рассказывали о пережитом ими сексуальном насилии затронул многих и поднял темы, которые принято не поднимать и обходить их стороной. На мой взгляд, самое важное, что произошло – открылась картина насилия в обществе. И на примере сексуального насилия, которое описывали в этом небезопасном формате участники флешмоба, и на примере множества комментариев, прозвучавших под этими постами.

И я бы хотел рассмотреть именно тему агрессии и насилия, а также их проявлений в обществе. Заметка по определению не претендует на высокую научность, однако для примеров и понимания охвата ситуации, я буду использовать и ряд научных источников. Насильственное поведение является результатом агрессивных намерений человека и является проявлением агрессии. И ещё один важный момент: под «агрессией» в данной заметке я подразумеваю не «напористость» а «деструктивную агрессию».

Стоит начать с определения: агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на причинение физического или психологического вреда другому живому существу.

Определение простое, однако, в нем есть важные особенности. Это именно поведение. Оно целенаправленно. И целью этой является причинение ущерба.

Если мы с вами посмотрим на категории агрессии по Бассу (Buss, 1976), то увидим три шкалы:

  • Физическая-вербальная;
  • Активная-пассивная;
  • Прямая-непрямая;

Комбинируя их, мы получаем 8 вариантов агрессивного поведения:

  1. Физическая активная прямая – пример: избиение
  2. Физическая активная непрямая – пример: нанять кого-то, чтобы избить кого-то
  3. Физическая пассивная прямая – пример: сидячая забастовка
  4. Физическая пассивная непрямая – пример: отказ от выполнения необходимых задач
  5. Вербальная активная прямая – пример: оскорбления
  6. Вербальная активная непрямая – пример: распространение сплетен, клеветы
  7. Вербальная пассивная прямая – пример: отказ разговаривать, отвечать на вопросы
  8. Вербальная пассивная непрямая – пример: отказ дать объяснения, высказаться в защиту

Как правило, мы называем агрессией активные физические проявления (п.п. 1 и 2) и вербальную активную прямую агрессию – оскорбления (п.5). Но мало кто относит к агрессии остальные проявления.

Однако если вы внимательно посмотрите на улице, в магазине, в транспорте, а, возможно, и дома, то вы увидите мать, говорящую ребенку: «Будешь шуметь, я оставлю тебя тут и уйду» или как вариант: «Отдам той тёте / тому дяде». Вы увидите супругов, которые отказываются говорить друг с другом, обидевшись на что-то. Кстати, Перлз прямо говорит, что обида это не что иное как агрессия, что за обидой стоит некое требование, которое не озвучивается. Вы увидите друзей, которые не приходят на помощь в трудную минуту и родственников, отказывающихся от своих родных – у нас в стране огромное количество детей в детских домах имеют живых родителей.

Существует много теорий объясняющих как работает агрессия и как она проявляется в виде поведения – насилия. Но все они пытаются только осмыслить, систематизировать и объяснить происходящее, но не могут его изменить.

Я предлагаю посмотреть с другой – почти обывательской точки зрения. Когда рождается ребенок, то родители и окружение учит его всему, что ему нужно. Учит, не рассказывая о чем-то, а действуя. Ребёнок учится подражанием. Он так учится говорить и ходить. Он так учится вести себя дома и на улице. Он так учится соблюдать правила гигиены и правила дорожного движения. Ребёнок наблюдает, запоминает и повторяет. Чем больше становится ребёнок, тем больший круг для копирования у него появляется. И, грустная правда, чем больше агрессии видит ребёнок, тем больше он считает её нормой. Ребенок не спрашивает как себя вести, он копирует модель поведения, которую наблюдает, и которую ему чаще всего демонстрируют как успешную.

Так просто и буднично агрессия входит в модели поведения и продолжает свой победный марш.

Если ребёнок видит постоянно ругающихся родителей, то, эта модель поведения будет для него знакома и понятна. Если дома наказывают отвержением – молчание, отказом от близости во всех её смыслах от улыбки до секса, игнорированием потребностей – то, ребенок растет, зная, что это норма. И, вырастая, действует как умеет. Просто потому, что не знает как может быть иначе.

Собственно, психотерапевты как раз и помогают людям взглянуть на реальность  и увидеть другие способы удовлетворения своих потребностей, кроме тех, которые им знакомы. Да и просто соприкоснуться со своими потребностями помогают.

Так что же делать?

Правда и разочаровывает и обнадёживает одновременно. Мы ничего не можем сделать для всего мира в целом. Мы можем изменить только свой небольшой мир – свое поведение в семье, с друзьями, на работе.

Тут уместно вспомнить английскую пословицу - «Не воспитывай ребёнка. Всё равно он вырастет похожим на тебя. Воспитывай себя». Можно обращать внимание как мы ведем себя. Где проявляем агрессию, что именно мы хотим этим сказать и как это можно выразить иначе. Заметьте, не подавлять, а выражать, но иначе. Подавление приведет только к новому витку сложностей. Агрессия – это тоже какой-то импульс, который ищет выход. Важно дать ему выход не разрушающий семью, дружбу, отношения и не закладывающий мину замедленного действия для вашего ребёнка. Сегодня есть много специалистов - психотерапевтов, которые могут помочь найти это выход.

В психологии есть такое понятие как треугольник Карпмана. Он описывает взаимоотношение агрессора, жертвы и спасителя. Его интересной особенностью является то, что вчерашняя жертва легко становится сегодняшним агрессором. И выход из него тоже состоит в осознанности, внимании к себе и своему поведению.

На этом у меня всё.

Хорошего дня вам,

Ваш Денис Осин

https://osin-denis.ru

 



Просмотров: 465
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Пассивная агрессия. Что делать. Как реагировать. Как себя вести
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • Пассивная агрессия. Что это? Примеры
  • Активная и пассивная позиция при выборе адаптивного поведения
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Я всё больше понимаю, что нужно людям и при это я всё больше не готов им это дать!
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Чего больше всего боится женщина? И как сделать так, чтобы это обязательно произошло
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Пассивная агрессия, часть 2. Откуда она берется и что с этим делать
  • «ЛУЧШЕЕ, что мы можем сделать ДЛЯ СЕБЯ — это ПОЗНАКОМИТЬСЯ с собой! Какой Я?»
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Кризис 3-х лет: что это такое и как вести себя родителям?
  • Партизаны не сдаются или что такое Пассивная агрессия.
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Пример программы модификации поведения для коррекции компьютерной зависимости.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Как понять, что это именно Ваш человек



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь