Активная и пассивная позиция при выборе адаптивного поведения

Социальная адаптация – сложный и многогранный процесс, который никогда не останавливается (изменения происходят постоянно и организм постоянно стремится к состоянию равновесия со средой). Тревогу вызывают случаи, когда равновесие долго не наступает, и это нарушает деятельность человека и систему его отношений.

В зависимости от вариантов развития личности, как активно действующей и совершенствующейся системы (причем совершенствующейся именно в процессе взаимодействия со средой), люди предпочитают разные стратегии адаптации. В полном соответствии с диалектическим принципом единства и борьбы, без которых нет развития, нет движения вперед, личность стремится и к единству с обществом, и к обособлению от него, к отстаиванию собственной значимости и независимости.

Изменения среды происходят эволюционно или революционно, но даже постепенно, эволюционно, накопившиеся противоречия осознаются тогда, когда достигают некоего нового качественного уровня (философски рассуждая, когда «несколько камней» вдруг превращаются в «кучу камней»). Процесс адаптации проходит в своем развитии три условных этапа: осознание личностью конфликта – невозможности действовать прежними методами в изменившихся условиях, этап активного поиска путей разрешения конфликта со средой, и этап достижения результата – достижения временного равновесия на новом качественном уровне.

В данный момент нас интересует именно второй этап – этап выбора стратегии действия.

Отметив существующее противоречие, человек осознает его как проблему и испытывает дискомфорт. Стремясь избавиться от дискомфорта, он вступает в конфликт с внешними или внутренними условиями своего существования, то есть пытается изменить правила взаимодействия со средой или с самим собой.

И тут наступает пора выбора стратегий, чей стандартный набор часто встречается в литературе: избегание, отрицание, компромисс, сотрудничество и соперничество [4]. Если рассуждать более обобщенно, то в этих стратегиях можно увидеть две основные позиции: активную и пассивную.

Активная позиция – это попытка изменить те факторы, которые являются основой противоречия, преобразовать внутренние или внешние условия таким образом, чтобы достичь удовлетворения. Есть разные пути в рамках данной позиции. Конструктивно построенная активность должна приводить к разрешению противоречия и к накоплению жизненного опыта, к личностному росту. Нецеленаправленная, спонтанная активность не приводит к такому результату и, следовательно, деструктивна. Деструктивна также деятельность, приносящая вред себе или окружающим.

Пассивная позиция – это или отказ от своих интересов и уступки, или уход из ситуации. Уход может быть как физическим – смена среды, так и виртуальным – фантазии, употребление психоактивных веществ. Главное в пассивной позиции – отсутствие личностного роста (а порой – и деградация).

При этом внешне человек может выглядеть хорошо приспособленным. На самом же деле наблюдается нарастание внутреннего конфликта, чреватое в дальнейшем нарушениями поведения, отношений и психосоматическими расстройствами.

В кризисные периоды истории человеку приходится быть податливым, чтобы соответствовать правилам и не нарушать эффективность функционирования общества в целом. Например, в военное время общество живет по принципу «муравейника», где у каждого есть строго определенная роль, нарушение которой грозит гибелью всему сообществу. Не согласимся с авторами, которые такое приспособление считают пассивным. Если член общества осознанно идет на выполнение назначенной ему функции, понимая, что это необходимо для целей развития общества, и находя в такой коллективной деятельности возможности для самореализации, самоуважения и личностного роста, ему нельзя отказать в активной жизненной позиции, в целенаправленной, конструктивной и продуктивной деятельности.

Имеется мнение, что есть вариант активно-пассивной позиции в выборе адаптивной стратегии, например, в тех случаях, когда специалисты покидают родину в поисках лучшей оплаты своего труда, пассивно идя по пути наименьшего сопротивления, то есть, не меняя активно среду, а выбирая другую, более комфортную. В то же время, некоторая активность при этом как бы присутствует, то есть наличествует сознательный выбор. Не согласимся. Активности в данном случае нет. Человек достигает зоны комфорта и успокаивается. Он достигает компромиссного результата, адаптируется, он доволен. Но в чем тут активность? Не изменилась среда, не изменился человек. Он просто ушел от конфликта. Он пассивен.

Использованная литература:

Хохрина З.В., Машанов А.А., Ростовцева М.В. ДИАЛЕКТИКА СТРАТЕГИЙ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-2.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=21725



Просмотров: 390
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Полюби меня такой, какая я есть…Или второй этап влюбленности.
  • “Как быть, когда есть бессилие что-то изменить?”
  • взаимосвязь копинг-стратегий и социальной средой у спортсменов
  • Чем отличается позиция гештальт-терапевта от позиции эксперта?
  • Архетипические фокусы как метод работы с симуляционной средой Общества Потребления.
  • Что делать, когда достижения есть, а радости нет?!
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Есть воля - есть человек.
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Почему ваш мужчина может продолжать мастурбировать и смотреть порно, даже если у него уже есть Вы
  • Цель - есть. План - есть. Результата - нет... Почему?
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Когда любовь и дружба на самом деле есть.
  • Формирование активной жизненной позиции у подростков
  • Когда есть желание изменить другого.
  • Надо ли есть, когда не хочется есть?
  • Алкоголик — человек, у которого есть выбор.
  • Активная активность.
  • Умирающе-бессмертная мама. Когда есть дочь, на которой можно «ездить».
  • Личностные границы как предиктор формирования активной жизненной позиции молодежи.
  • Любовь к себе. Чего ты хочешь на самом деле, когда хочешь есть?
  • Когда ребенок не хочет есть. Решение проблем пищевого поведения.
  • Пять стратегий во время конфликта – нужно выбрать лучшую
  • Что может помочь если папа ушел из семьи, где есть особый ребенок?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Жить, чтобы: Есть, Есть, Есть!!!?
  • Выбор жизненной позиции человеком.
  • Если в ваших отношений есть все это, тогда вам действительно очень повезло



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь