Метод когнитивно-матричной саморегуляции

© Богачков Вадим, 2016

Метод когнитивно-матричной саморегуляции в контексте профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением

 

Богачков В.В, Астрахань, Россия

Понимание причин развития форм зависимого поведения является важным профилактическим средством для субъектов образовательной и реабилитационной среды. Предрасположенность к зависимому поведению в образовательной среде можно выявить по нарушениям произвольного внимания, начиная с младшего школьного возраста.

Для профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением в образовательной и реабилитационной среде может послужить метод когнитивно-матричной саморегуляции, в дальнейшем КМС. Преимуществом данного метода является возможность освоения и применения его психолого-организующего воздействия, учителями, социальными работниками и другими субъектами саморегуляции, без углубленного психологического образования, то есть в условии ограниченных временных ресурсов.

Базой метода является теория о том, что универсальной основой для саморегуляции и сохранения динамического равновесия в ситуативных состояниях жизнедеятельности человека является его система самоидентификации, убеждений, ценностей, целей, желаний и потребностей.

Под методом мы будем понимать совокупность правил и принципов, рационально организованных с целью достижения определенного результата.

Под матрицей мы будем понимать систему, представленную в уме каждого человека набором мировоззренческих шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации – генетически, через коллективное бессознательное, через воспитание, обучение, СМИ.

Под когнитивностью мы будем понимать способность к умственному восприятию, переработке и изменению внутренней и внешней информации, выраженной в личности в виде психофизиологических процессов, состояний, самооценок, убеждений, установок, ценностей, желаний и поведения. Отсюда, под методом КМС, мы будем понимать метод выявления и замены мировоззренческих шаблонов, нарушающих целостность мыслительной, эмоциональной и поведенческой сфер психики человека.

В целях формирования модели КМС введем следующий понятийный аппарат:

Самоидентификация – осознаваемый или неосознаваемый ведущий аспект собственного Я, от низшего до высшего, в зависимости от ситуации и желания человека. Самоидентификация формирует убеждения и ценности и, определяет поведение человека. Например, «Ты же, Иван Иванович, коммунист. Поэтому ты должен быть твердым и убивать врагов революции без тени сожаления», или «Я директор, поэтому я должен иметь статусную машину», или «Человек – это животное, поэтому для него главное, это удовлетворение его физических потребностей» и так далее.

Убеждения – это осознаваемый или неосознаваемый элемент мировоззренческого уровня человека, придающий личности особенность во взглядах на мир, в знаниях и оценках реальной действительности и отвечающий за произвольное внимание человека. Убеждения – это «законодательная база человека». Убеждения направляют поведение и волевые действия. Убеждения формируются самоидентификацией и внешней средой. Когда человек быстро меняет свои убеждения под влиянием внешних факторов говорят: «Человек без стержня, человек без характера, слабовольный человек». Деструктивным поведением такого человека управляют убеждения, сформировавшиеся в результате получения психотравмы: потери какой-либо значимой ценности под воздействием среды, в том числе идеологии. То есть психотравму, можно получить не единовременно, а на основе классического механизма условного рефлекса, от повторения, в процессе взаимодействия с человеком, эмоциональных высказываний или действий.

Ценность – это качество значимости для человека материальных или нематериальных суб(об)ъектов (людей, их частей, отношений, процессов, убеждений, дающих физическую и моральную целостность и др.). Ценности так же являются осознаваемыми или неосознаваемыми элементами мировоззрения человека, которые определяют его эмоциональную реакцию при взаимодействии с ним и отвечают за непроизвольное (эмоциональное) внимание человека. Потеря ценности, компенсируется какой-либо другой ценностью, и этот процесс растягивается во времени в виде алгоритма: психотравма (потеря ценности в прошлом) – замещающая ценность, приносящая удовольствие в настоящем – конец эффекта удовольствия – нужда в повторении алгоритма, при этом психотравма уходит в подсознание, остается замещающая ценность. В этом алгоритме проблемой является отсутствие будущего, из-за подсознательной фиксации на прошлом и сознательной, на настоящем, как источнике замещающего удовольствия. Здесь можно добавить, что на выбор замещающей ценности человека влияет наличие оральной, анальной или генитальной фиксации, привитой в раннем детстве.

«Представим ситуацию, что ребенок очень любит одного из родителей и в каком – то возрасте теряет его, или ситуацию, в которой ребенок переживает сильный страх, или ребенок делает что-то, а на него орут. Ситуации бывают разные, механизм один: память ребенка фиксирует сильный эмоциональный образ, который остается в прошлом, и с которым у ребенка образовывается прочная эмоциональная связь. При этом, у ребенка, на основе образа потерянной ценности, образуется субличность, которая со временем набирает эмоциональную силу и «требует замещающих удовольствий». И, ребенок, развиваясь интеллектуально, останавливается в своем эмоциональном развитии на уровне возраста получения психотравмы. Например, сидя на уроке, такой ребенок, не может и не хочет сосредоточиться на заданиях учителя и их выполнении. Его эмоциональная жизнь связана с прошлым и с настоящим, как источником получения заменяющих психотравму ценностей и удовольствий. И, в их число, волевое напряжение, требуемое для концентрации и решения учебных задач, не входит. Родители и учителя, ругающие такого ребенка, ругают тень его прошлого, усугубляя проблему или наталкиваясь на равнодушие и пустоту в глазах. И взрослый человек, имеющий проблемы с аддиктивным поведением, отличается от ребенка имеющего проблемы с произвольным вниманием только количеством прожитых с этой проблемой лет и совершенных ошибок» [3].

Желание понимается как осознанное или неосознанное стремление обладать материальным или нематериальным объектом, имеющим для человека ценность, с целью удовлетворения осознанных или неосознанных потребностей того или иного уровня.

Потребность – это внутреннее состояние физиологического или психологического ощущения недостаточности чего-либо в зависимости от ситуационных факторов, на основе которого возникает желание.

Цель – субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности, идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта обладать желаемым объектом. Цель может формироваться на основе внутреннего желания или самоидентификации, убеждений и ценностей, которые могут быть, как «истинными», так и «ложными».

Потребности, желания и цели – это разноуровневые свойства одного и того же явления: стремления Эго к обладанию и удовольствию, как защите от сознательного или бессознательного страха смерти, или как ощущения жизни.

Поведение – это любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности и реакций на основе эмоций, до мышления.

Деятельность – это целенаправленное поведение, целеустремленная активность, реализующая потребности, желания и цели субъекта.

Действие – это осознаваемый или неосознаваемый элемент деятельности или поведения, определяемый простейшей задачей, не разложимой на более простые.

Из вышеперечисленного понятийного аппарата выделим девять когнитивно-матричных элементов: самоидентификация, убеждения, ценности, цели, желания, потребности, поведение, деятельность и действие.

Сформируем из них когнитивно-матричные блоки модели КМС (рис.1):

концептуальный – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя самоидентификацию, убеждения и ценности;

стратегический – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя: цели, желания и потребности;

тактический – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя: поведение, деятельность и действия.

Рис. 1 Модель когнитивно-матричного метода саморегуляции

Концептуальный уровень саморегуляции – это уровень, который формирует мировоззрение человека. Это сдерживающе-разрешающий уровень, являющийся «законодательной базой» для реализации потребностей, желаний и целей. Этот уровень является источником волевых импульсов поведения.

Стратегический уровень саморегуляции – это уровень который дает эмоциональную энергию и мотивацию к целенаправленным действиям. Это ближайшее будущее (удовлетворение потребностей), в случае неудовлетворения потребностей наступает болезнь или угроза жизни; среднее будущее (реализация желаний), в случае не реализации желаний возникает состояние фрустрации; долговременное будущее (цели), в случае отсутствия целей или неуверенности в их достижении, нарастает состояние внутренней тревожности, которое может перерасти в эмоциональный кризис.

Тактический уровень саморегуляции – позволяет отнести то или иное действие к поведению или деятельности, в целях дальнейшего анализа.

Различные сочетания когнитивно-матричных элементов модели КМС формируют то, или иное состояние человека, которое и становится объектом саморегуляции. Основные проблемы, в том числе зависимого поведения, рождаются из неосознанности и противоречий когнитивно-матричных элементов между собой. В частности, желание получить состояние, вызываемое ПАВ, принадлежит определенной субличности (самоидентификации) человека, которая образовалась и развивалась с момента получения психотравмы того или иного вида, и в итоге «захватила власть в свои руки».

Первый шаг саморегуляции состоит в том, чтобы освоить и заполнить модель КМС, увидеть и осознать отсутствующие и противоречащие друг другу элементы. При этом осознается на каком уровне сознания преимущественно функционирует человек: на уровне сознания тела, на уровне сознания личности, на уровне сознания самоидентификации высшего Я. Статистика использования метода КМС в частной практике показывает, что подавляющее количество респондентов с признаками зависимого поведения функционирует преимущественно на уровне сознания тела, то есть цели, убеждения, ценности и самоидентификация не осознаются, и по факту оказываются деструктивными.

Второй шаг саморегуляции состоит в том, чтобы перейти на более высокий уровень сознания, для этого необходимо воссоздать недостающие элементы модели и привести их в соответствие друг другу.

В целях профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением в образовательной и реабилитационной среде необходимо внедрение в нее простых инструментов саморегуляции, одним из которых может стать метод КМС.

 

 

Список литературы

 

  1. Богачков В.В., Фадеева И.Е. Концепция управления предприятием/Издательский дом LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016 http://www/iap-pablishing/com
  2. Фадеева И.Е., Богачков В.В. Системный подход к мотивации и управлению персоналом // Вестник АГТУ. Серия Экономика, декабрь 2015, №4. С.7-14


Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие когнитивно-поведенческой модели злоупотребления ПАВ и зависимого поведения.
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Ценности человека и смыслы его жизнедеятельности в контексте консультативных теорий
  • Профилактика аддиктивного поведения подростков методами когнитивно-поведенческой терапии
  • Поговорим о зависимых? Часть вторая: Цели – ценности – убеждения
  • Как послания и убеждения влияют на жизнь человека?
  • Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека
  • Убеждения человека
  • Суицид и ценности человека
  • Детские психотравмы и их влияние на поведение взрослого человека
  • Трудности контакта человека с зависимым поведением.
  • Метод экспресс-анализа человека на основе его внешности. Обувь.
  • О ценностях и ценности самой жизни. Выход на более высокий уровень.
  • Навыки (убеждения) уверенного (ассертивного) человека.
  • Тату - дань моды или реализация неосознанных потребностей человека?
  • Альтруизм и нравственность как сущностные ценности человека в работе практикующего психолога
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Уверенность в себе 5. Убеждения и ценности, которые поддерживают неуверенность.
  • 10 признаков того, что с пищевым поведением человека что-то не так
  • "По вере Вашей..." - как влияют на жизнь человека его верования и убеждения
  • Основные сценарии поведения человека
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Благополучие человека – как определить свой уровень?
  • Действие цвета на психику и общее состояние человека
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Как наши ценности и убеждения портят нам жизнь?
  • Благополучие человека – как определить свой уровень? Часть 2
  • Будущее (посмертное) состояние человека
  • Части. Менеджеры поведения человека
  • О формировании пищевого поведения человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь