|
Метод когнитивно-матричной саморегуляцииАвтор статьи: Богачков Вадим Вячеславович
© Богачков Вадим, 2016 Метод когнитивно-матричной саморегуляции в контексте профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением
Богачков В.В, Астрахань, Россия Понимание причин развития форм зависимого поведения является важным профилактическим средством для субъектов образовательной и реабилитационной среды. Предрасположенность к зависимому поведению в образовательной среде можно выявить по нарушениям произвольного внимания, начиная с младшего школьного возраста. Для профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением в образовательной и реабилитационной среде может послужить метод когнитивно-матричной саморегуляции, в дальнейшем КМС. Преимуществом данного метода является возможность освоения и применения его психолого-организующего воздействия, учителями, социальными работниками и другими субъектами саморегуляции, без углубленного психологического образования, то есть в условии ограниченных временных ресурсов. Базой метода является теория о том, что универсальной основой для саморегуляции и сохранения динамического равновесия в ситуативных состояниях жизнедеятельности человека является его система самоидентификации, убеждений, ценностей, целей, желаний и потребностей. Под методом мы будем понимать совокупность правил и принципов, рационально организованных с целью достижения определенного результата. Под матрицей мы будем понимать систему, представленную в уме каждого человека набором мировоззренческих шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации – генетически, через коллективное бессознательное, через воспитание, обучение, СМИ. Под когнитивностью мы будем понимать способность к умственному восприятию, переработке и изменению внутренней и внешней информации, выраженной в личности в виде психофизиологических процессов, состояний, самооценок, убеждений, установок, ценностей, желаний и поведения. Отсюда, под методом КМС, мы будем понимать метод выявления и замены мировоззренческих шаблонов, нарушающих целостность мыслительной, эмоциональной и поведенческой сфер психики человека. В целях формирования модели КМС введем следующий понятийный аппарат: Самоидентификация – осознаваемый или неосознаваемый ведущий аспект собственного Я, от низшего до высшего, в зависимости от ситуации и желания человека. Самоидентификация формирует убеждения и ценности и, определяет поведение человека. Например, «Ты же, Иван Иванович, коммунист. Поэтому ты должен быть твердым и убивать врагов революции без тени сожаления», или «Я директор, поэтому я должен иметь статусную машину», или «Человек – это животное, поэтому для него главное, это удовлетворение его физических потребностей» и так далее. Убеждения – это осознаваемый или неосознаваемый элемент мировоззренческого уровня человека, придающий личности особенность во взглядах на мир, в знаниях и оценках реальной действительности и отвечающий за произвольное внимание человека. Убеждения – это «законодательная база человека». Убеждения направляют поведение и волевые действия. Убеждения формируются самоидентификацией и внешней средой. Когда человек быстро меняет свои убеждения под влиянием внешних факторов говорят: «Человек без стержня, человек без характера, слабовольный человек». Деструктивным поведением такого человека управляют убеждения, сформировавшиеся в результате получения психотравмы: потери какой-либо значимой ценности под воздействием среды, в том числе идеологии. То есть психотравму, можно получить не единовременно, а на основе классического механизма условного рефлекса, от повторения, в процессе взаимодействия с человеком, эмоциональных высказываний или действий. Ценность – это качество значимости для человека материальных или нематериальных суб(об)ъектов (людей, их частей, отношений, процессов, убеждений, дающих физическую и моральную целостность и др.). Ценности так же являются осознаваемыми или неосознаваемыми элементами мировоззрения человека, которые определяют его эмоциональную реакцию при взаимодействии с ним и отвечают за непроизвольное (эмоциональное) внимание человека. Потеря ценности, компенсируется какой-либо другой ценностью, и этот процесс растягивается во времени в виде алгоритма: психотравма (потеря ценности в прошлом) – замещающая ценность, приносящая удовольствие в настоящем – конец эффекта удовольствия – нужда в повторении алгоритма, при этом психотравма уходит в подсознание, остается замещающая ценность. В этом алгоритме проблемой является отсутствие будущего, из-за подсознательной фиксации на прошлом и сознательной, на настоящем, как источнике замещающего удовольствия. Здесь можно добавить, что на выбор замещающей ценности человека влияет наличие оральной, анальной или генитальной фиксации, привитой в раннем детстве. «Представим ситуацию, что ребенок очень любит одного из родителей и в каком – то возрасте теряет его, или ситуацию, в которой ребенок переживает сильный страх, или ребенок делает что-то, а на него орут. Ситуации бывают разные, механизм один: память ребенка фиксирует сильный эмоциональный образ, который остается в прошлом, и с которым у ребенка образовывается прочная эмоциональная связь. При этом, у ребенка, на основе образа потерянной ценности, образуется субличность, которая со временем набирает эмоциональную силу и «требует замещающих удовольствий». И, ребенок, развиваясь интеллектуально, останавливается в своем эмоциональном развитии на уровне возраста получения психотравмы. Например, сидя на уроке, такой ребенок, не может и не хочет сосредоточиться на заданиях учителя и их выполнении. Его эмоциональная жизнь связана с прошлым и с настоящим, как источником получения заменяющих психотравму ценностей и удовольствий. И, в их число, волевое напряжение, требуемое для концентрации и решения учебных задач, не входит. Родители и учителя, ругающие такого ребенка, ругают тень его прошлого, усугубляя проблему или наталкиваясь на равнодушие и пустоту в глазах. И взрослый человек, имеющий проблемы с аддиктивным поведением, отличается от ребенка имеющего проблемы с произвольным вниманием только количеством прожитых с этой проблемой лет и совершенных ошибок» [3]. Желание понимается как осознанное или неосознанное стремление обладать материальным или нематериальным объектом, имеющим для человека ценность, с целью удовлетворения осознанных или неосознанных потребностей того или иного уровня. Потребность – это внутреннее состояние физиологического или психологического ощущения недостаточности чего-либо в зависимости от ситуационных факторов, на основе которого возникает желание. Цель – субъективный образ конечного результата, регулирующий ход деятельности, идеальный или реальный предмет сознательного или бессознательного стремления субъекта обладать желаемым объектом. Цель может формироваться на основе внутреннего желания или самоидентификации, убеждений и ценностей, которые могут быть, как «истинными», так и «ложными». Потребности, желания и цели – это разноуровневые свойства одного и того же явления: стремления Эго к обладанию и удовольствию, как защите от сознательного или бессознательного страха смерти, или как ощущения жизни. Поведение – это любая деятельность, в которой мы участвуем, от грубой моторной деятельности и реакций на основе эмоций, до мышления. Деятельность – это целенаправленное поведение, целеустремленная активность, реализующая потребности, желания и цели субъекта. Действие – это осознаваемый или неосознаваемый элемент деятельности или поведения, определяемый простейшей задачей, не разложимой на более простые. Из вышеперечисленного понятийного аппарата выделим девять когнитивно-матричных элементов: самоидентификация, убеждения, ценности, цели, желания, потребности, поведение, деятельность и действие. Сформируем из них когнитивно-матричные блоки модели КМС (рис.1): концептуальный – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя самоидентификацию, убеждения и ценности; стратегический – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя: цели, желания и потребности; тактический – когнитивно-матричный блок психики, включающий в себя: поведение, деятельность и действия. Рис. 1 Модель когнитивно-матричного метода саморегуляции Концептуальный уровень саморегуляции – это уровень, который формирует мировоззрение человека. Это сдерживающе-разрешающий уровень, являющийся «законодательной базой» для реализации потребностей, желаний и целей. Этот уровень является источником волевых импульсов поведения. Стратегический уровень саморегуляции – это уровень который дает эмоциональную энергию и мотивацию к целенаправленным действиям. Это ближайшее будущее (удовлетворение потребностей), в случае неудовлетворения потребностей наступает болезнь или угроза жизни; среднее будущее (реализация желаний), в случае не реализации желаний возникает состояние фрустрации; долговременное будущее (цели), в случае отсутствия целей или неуверенности в их достижении, нарастает состояние внутренней тревожности, которое может перерасти в эмоциональный кризис. Тактический уровень саморегуляции – позволяет отнести то или иное действие к поведению или деятельности, в целях дальнейшего анализа. Различные сочетания когнитивно-матричных элементов модели КМС формируют то, или иное состояние человека, которое и становится объектом саморегуляции. Основные проблемы, в том числе зависимого поведения, рождаются из неосознанности и противоречий когнитивно-матричных элементов между собой. В частности, желание получить состояние, вызываемое ПАВ, принадлежит определенной субличности (самоидентификации) человека, которая образовалась и развивалась с момента получения психотравмы того или иного вида, и в итоге «захватила власть в свои руки». Первый шаг саморегуляции состоит в том, чтобы освоить и заполнить модель КМС, увидеть и осознать отсутствующие и противоречащие друг другу элементы. При этом осознается на каком уровне сознания преимущественно функционирует человек: на уровне сознания тела, на уровне сознания личности, на уровне сознания самоидентификации высшего Я. Статистика использования метода КМС в частной практике показывает, что подавляющее количество респондентов с признаками зависимого поведения функционирует преимущественно на уровне сознания тела, то есть цели, убеждения, ценности и самоидентификация не осознаются, и по факту оказываются деструктивными. Второй шаг саморегуляции состоит в том, чтобы перейти на более высокий уровень сознания, для этого необходимо воссоздать недостающие элементы модели и привести их в соответствие друг другу. В целях профилактики аддиктивного поведения, реабилитации и ресоциализации лиц с зависимым поведением в образовательной и реабилитационной среде необходимо внедрение в нее простых инструментов саморегуляции, одним из которых может стать метод КМС.
Список литературы
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|