Ешь, что дают! Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека

Ешь что дают Или как удовлетворение потребностей в детстве влияет на характер и судьбу человека

Ешь, что дают!

Помню себя в 4-5 лет. Сижу за обеденным столом и до тошноты не хочу есть молоко с противными пенками, или варенный склизкий лук, или странный суп, пахнущий непонятно чем, а вечно занятая мама или воспитательница в детском саду, у которой ещё 15 непосед под присмотром, говорят: «Ешь, что дают! Другого не будет. Нет времени на твои капризы!».

А вы, уважаемые читатели, помните как у вас это происходило?

У меня и моих товарищей по несчастью разворачивались события по трём возможным сценариям. Первый - глотать ненавистную пищу, подавляя в себе отвращение, выключив все свои чувства. Второй – вообще ничего не есть или напряженно выискивать в тарелке что-нибудь не такое противное на вкус и запах, результат - голод не утолён. Третий – закатить истерику и получить, в конце концов, съедобную пищу или наказание в виде тёмной комнаты, угла и пустой желудок.

При любом развитии событий удовлетворения, а тем более удовольствия от самого приёма пищи нет. Во всех трёх случаях есть насилие, негативные переживания и опыт, что потребность удовлетворить крайне сложно или невозможно.

Полученный опыт переносится во взрослую жизнь

Подобные ситуации происходят у каждого в детстве неоднократно. И они связаны не только с едой. У детей существуют ещё другие потребности: во внимании, любви, поддержке, общении, безопасности, уважении, контакте с окружающими – удовлетворение которых так же может сопровождаться большими трудностями и неприятными переживаниями.

Полученный опыт складывается в картину мира и жизненные сценарии, которые благополучно переносятся во взрослую жизнь.

Как развиваются сценарии во взрослой жизни, описанные в начале статьи

Первый - глотать ненавистную пищу, подавляя в себе отвращение, выключив все свои чувства. Когда таким образом человек поступает много раз, в течение многих лет, то в итоге отключается способность чувствовать опасность/безопасность того, что входит в его жизнь, способность понимать свои желания. Человек перестаёт осознавать собственные потребности, ориентируется на желания и потребности окружающих.

Подобный сценарий приводит к тому, что человек регулярно оказывается жертвой обстоятельств. Невыгодные условия работы, зависимые или созависимые отношения, дискомфортное взаимодействие с кем-либо, достижение чужих целей (родителей, супруга, детей, гуру) и т.д. Спутниками такого сценария становятся подавленность, депрессия, апатия, заниженная самооценка, зависимость от окружающих людей, неуверенность, вина и стыд.

Второй – вообще ничего не есть или напряженно выискивать в тарелке что-нибудь не такое противное на вкус и запах, результат - голод не утолён. Перенесённый в жизнь второй сценарий приводит к постоянному чувству «голода» - неудовлетворённости от себя и от жизни, сколько бы человек не получал. Его внутренние ожидания от происходящего обычно не совпадают с реальностью: «Я ожидала, что он будет со мной внимательным и заботливым, а он вечно занят на работе и забывает купить свежие пирожные, которые я так люблю». Или: «Я думал, что на работе ко мне отнесутся с должным уважением, учитывая моё образование, а они меня за кофе посылают»

Ведущее убеждение при этом сценарии: «То, что идёт из мира – неудобоваримо». В качестве компенсации, начиная с детства, человек много фантазирует об идеальной жизни. Реальность замещается иллюзиями, что приводит к разочарованию при взаимодействии с окружающим миром. В результате - постоянный фон обиды и раздражения, бесконечные претензии к окружающим и себе, сложность в совершении поступков и достижении целей. Для такого человека характерен излишний контроль, критика, недоверие миру.

Третий – закатить истерику и получить, в конце концов, съедобную пищу или наказание в виде тёмной комнаты, угла и пустой желудок. При развитии третьего сценария основные убеждения: «Вся жизнь – борьба. За всё нужно бороться. Своё нужно выбивать силой». По сравнению с первыми двумя в этом сценарии есть плюс – человек занимает активную позицию в жизни и совершает шаги навстречу желаемому. Но так как в основе поступков заложено убеждение о враждебности мира, то взаимодействие происходит при помощи агрессии.

В итоге жизнь такого человека наполнена напряжением, конфликтами и разрушениями. Нередко складываются ситуации, когда результат несоразмерно меньше по сравнению с затраченными усилиями – остаётся впечатление, что усилия затрачены впустую. Постоянное напряжение, присутствующее в каждый момент жизни, приводит к потере сил и быстрому старению. Для человека с таким сценарием характерна агрессивность, гневливость, конфликтность, нетерпение, неспособность услышать другого, в отношениях возможен деспотизм и властность.

Какой сценарий будет преобладать - зависит от врожденного темперамента ребенка, от того, какие взрослые его окружали, и какие методы воспитания использовали.

Прошлое – не изменить, можно изменить настоящее

Во всех трёх сценариях существуют некие внешние обстоятельства, которые являются препятствием на пути получения желаемого, а главное действующее лицо оказывается в зависимом положении. Иначе говоря, продолжает проигрываться детская ситуация, где есть «голодный» ребёнок и родительская фигура, в функции которой входит удовлетворение потребностей ребёнка, но она по тем или иным причинам не может этого сделать.

Каждый человек пожинает плоды того, что было заложено в детстве. Характер, способы взаимодействия с миром и с собой, жизненные сценарии – всё это начинается и развивается в ранние годы жизни. Никому не дано изменить собственное прошлое, а тем более изменить поведение взрослых по отношению к себе в детстве.

Зато у каждого есть возможность изменить свой жизненный сценарий в результате действий в настоящем. Для этого необходимо стать самому себе мудрым и заботливым взрослым, который создаст условия, чтобы научиться осознавать свои потребности, отделять своё от чужого и уметь их удовлетворять.

 

Что ещё почитать на эту тему:

Недолюбленные дети получают жестокое наследство



Просмотров: 879
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Убеждение о себе и есть жизнь.
  • 7 вещей, которые действительно не дают изменить свою жизнь.
  • Человек - Деньги - Человек, или где кроме маркетинга есть h2h…
  • Когда есть желание изменить другого.
  • Психотерапия: изменить жизнь или оставить все, как есть?
  • Изменить свою жизнь к лучшему. Сценарии судьбы
  • А разве у моей жизни есть сценарий?
  • 10 книг, перевернувших жизнь и сделавших из меня того, кто я есть
  • Можно ли полюбить человека таким, какой он есть?
  • 5 шагов к уверенности, любви к себе и самоуважению. Осторожно - это может изменить вашу жизнь!
  • С тех пор каждый человек может сам построить свою жизнь...
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Есть воля - есть человек.
  • Какие вопросы зададите себе в конце жизни? Стратегический анализ жизни
  • Человек с ружьём всегда найдет себе цель в жизни.
  • Как выйти из застоя и изменить сценарий жизни
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №2.
  • Услышать свои желания, свои эмоции, свои потребности №1.
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Как сделать счастливым каждый день нашей жизни и, в итоге, всю нашу жизнь
  • Семейные сценарии в жизни человека. Обзор в теориях
  • Как изменить сценарий своей жизни. Работа с отношениями с мамой
  • «Принимай меня таким, какой я есть!» Почему этого нельзя требовать?
  • Про отношения (которые можно изменить, чтобы началась другая жизнь).
  • Сценарий из детства. Как он влияет на вашу взрослую жизнь.
  • Метафора I Про глупость, упрямство и жизненные ресурсы, которые есть для каждого.
  • Чтобы изменить свою жизнь, измените свои мысли!
  • Сколько в действительности нужно времени на то, чтобы изменить жизнь?
  • Есть ли у тебя Свои желания? Самооценка.
  • Человек, потерявший свои жизненные ориентиры



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь