С ранних лет нас окружают люди, которые делятся с нами различной информацией. На определённом этапе это необходимо. Так как ребёнок усваивает различные нормы, правила и прочее для того, чтобы в дальнейшем опираться на них, обеспечивать себе безопасность, определить свои жизненные стратегии. Ребёнок всё впитывает как губка. Это вполне естественно. При взрослении у человека появляется критическое мышление. Он начинает отсеивать, что ему нужно, а что нет.
Иногда в процессе своего взросления или уже в зрелом возрасте человек получает послание, которое не соответствует его целям, желаниям и даже биологическому ритму. Это послание ограничивает его деятельность, мешает понимать желания и возможности. Но так как это послание было передано от значимого человека (родителя, учителя, друга) или даже из книги, то он принимает его на веру и живёт соответствуя этому утверждению.
Например, довольно распространённое послание о том, что каждый должен получить высшее образование. С одной стороны родители желают своим детям только лучшего. Они считают, что какая-то определённая специальность поможет их ребёнку достичь благополучия и достатка. В итоге человек учится 5-6 лет и получает специальность, которая ему неинтересна. Он заканчивает ВУЗ и приносит диплом родителям, а сам становится прекрасным парикмахером, художником или ещё кем-то.
Это в том случае, если человек почувствовал и осознал своё желание и то направление, куда ему нужно двигаться. Иногда послание не осознаётся, и тогда человек может всю жизнь работать на нелюбимой работе, чувствуя, что что-то не так, но ничего не меняя.
На консультациях психолога клиент начинает находить у себя различные послания. Я имею ввиду взятые на веру правила жизни, которые не «усвоены» человеком и не соотносится с его жизненным опытом. Они ощущаются им как инородные. И как правило мешают ему понимать свои желания и вовлекают в деятельность, которая ему на самом деле не нужна и не интересна.
Я в процессе работы сначала фокусирую внимание клиента на определённом убеждении. Как правило это убеждение звучит «должен», «не должен», «так надо» и всё в таком духе. Клиент понимает, что это убеждение ему не подходит и расходится с его целями и желаниями. Затем я задаю вопросы, которые помогают ему найти адресата (откуда получено данное утверждение). Далее клиент критически осмысливает и если необходимо переформулирует и принимает или отказывается от него.
Например, одному мужчине родители с детства говорили о том, что заработать деньги можно только, если много и тяжело работать, и подтверждали это своим примером. Поэтому он искал работу, которая соответствует этим критериям. Обнаружив у себя такое убеждение, он понял, что заработать деньги можно и на работе, которая посильна и даже приносит удовольствие. Что не обязательно задерживаться на работе, можно планировать свой рабочий день и уходить домой вовремя. И даже хобби может приносить прибыль, хотя он не считал хобби работой.
Получение посланий метафорически похоже на приём пищи. Клиент как гурман выбирает подходящее для себя послание из тех, которые у него уже есть, а в дальнейшем, которые ему кто-то предлагает. Затем он пробует его «на вкус», «пережёвывает», «проглатывает», «переваривает» и «усваивает». Послание становится частью опыта человека, на который он может опираться. который помогает ему расти и развиваться. Если «непереваренное» убеждение не подходит клиенту, то он избавляется от него, и ему становится легче. Так в процессе работы меняются глубинные структуры человеческой психики.
Некоторые клиенты осознают, что они коллекционируют у себя различные убеждения, для того, чтобы опираться на них, а своё мнение считают не столь значимым. В этот случае они выбирают использовать дальше этот механизм или нет, а также понимают то, как они обесценивают свой опыт. Психолог отмечает, как этот механизм отражается в совместной с клиентом работе, и способствует осознаванию клиентом такого способа мыслить не только на примерах из жизни, но и в процессе консультации.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.