Моя любимая "Школа зверей"

Наверное, у всех нас, профессиональных психологов, есть свои любимые методики, которые, иногда как волшебные магические шары, помогают заглянуть во внутренний мир наших клиентов, увидеть их эмоциональное состояние, понять психологические особенности, а значит и наметить наиболее эффективные способы оказания им психологической помощи.

Ко мне довольно часто обращаются с вопросами, связанными с проблемами взаимодействия ребенка со школой. Очевидно, что первое, что я должна делать в этом случае, - прояснить, как сам ребенок ощущает себя в школе. Здесь невозможно использовать «лобовые вопросы», ведь даже первоклассник уже вполне себе понимает, какой реакции ждут от него взрослые, спрашивая строгим голосом: «А нравится ли тебе в школе?» Выход здесь, конечно же, прежде всего в использовании проективных, в том числе рисуночных тестов, которые позволяют «обходным путем» получить очень ценную информацию о многих аспектах взаимоотношения ребенка с учителем, одноклассниками, учебой в целом.

Мой любимый инструмент для этих целей – методика «Школа зверей», которая была предложена С.Панченко, а потом модифицирована А.В.Микляевой.

Ребенку предлагается следующая инструкция: «Нарисуй, пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?»

После того как «шедевр» готов, хорошо бы обсудить с автором следующие вопросы:

  • Чем заняты сейчас персонажи рисунка?
  • Какое у них настроение?
  • Кем мог бы быть сам автор рисунка? Где сейчас автор, если на рисунке его нет?

Что же мы можем увидеть на этом рисунке?

Прежде всего, школьную мотивацию ребенка. Наиболее благополучный с этой точки зрения вариант – изображение учебного процесса и связанных с ним атрибутов (парт, доски, учеников, учителя и т.д.)

Моя любимая Школа зверей

Если ребенок изображает, как ученики проводят время вне уроков, школа, скорее всего, для него является местом, в котором  можно пообщаться со сверстниками.



Наконец, если ребенок изображает игру, мы имеем дело с игровой мотивацией посещения школы. Довольно часто это бывает у первоклассников, которые еще «не дозрели» до того, чтобы сменить свою игровую деятельность на учебную.



Еще из рисунка можно понять многое об эмоциональном самочувствии ребенка в школе, оценить уровень его школьной тревожности. Какие признаки могут свидетельствовать о том, что такая проблема существует?

  • Недостаточное количество элементов на рисунке (по сравнению с рисунками сверстников);
  • отсутствие детализации, схематичность изображения;
  • отсутствие на рисунке персонажа, который мог бы быть идентифицирован как «Я», то есть автор рисунка;
  • штриховка, слишком сильный или слишком слабый нажим;
  • изображение очевидно неприятных ситуаций;
  • многократные стирания;
  • отсутствие фигуры учителя;
  • подчеркивание фигуры учителя (размером, выделение цветом), очень тщательная прорисовка деталей фигуры учителя;
  • отделение собственного изображения от учителя линиями или другими «барьерами»;
  • отсутствие изображений одноклассников или, наоборот, слишком тщательная или акцентированная их прорисовка;
  • отделение собственного изображения от одноклассников линиями или другими «барьерами»;
  • негативные эмоциональные состояния персонажей рисунка;
  • любые нарушения целостности рисунка;
  • маленький размер фигур учеников по сравнению с фигурой учителя.





Если вы обнаружите, что проблема школьной тревожности актуальна для вашего ребенка, лучше не оттягивать обращение за профессиональной психологической помощью. Мой опыт показывает, что эта проблема довольно сильно омрачает жизнь ребенка и его семьи, но, в то же время, вполне поддается коррекции.



Просмотров: 398
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как выбрать хорошего воспитателя или учителя для своего ребенка?
  • Приемный ребенок в школе: отношение учителя и одноклассников, страхи родителей
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Что делать, если ребенка прессингуют в школе, во дворе, в компании сверстников?
  • В рисунке ребенка – его внутренний мир!
  • Если каждый ответ у доски для ребенка пытка: что не хватает ему для уверенности
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Спортивный психолог: что делать если ребенка бьют в школе?
  • Как выйти замуж, если он не хочет? Как родить ребенка, если он не готов? Как женить его на себе?
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Для родителей: 1.Достоинство ребенка и отношения в школе 2.Если с ним никто не дружит.
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как подобрать для ребенка игры, наиболее соответствующие его темпераменту и складу характера
  • Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Ребенок и школа. Что такое готовность к школе?
  • Трудности первого года в школе: Ребенок не слушает учителя
  • Подростки, учителя, школа
  • Гордость за фамилию, или что делать, если дразнят твоего ребенка
  • Наказания или последствия: что лучше для ребенка?
  • Энурез или что делать, если мой ребенок писает в постель
  • Что делать, если наша мама не является для нас опорой и поддержкой?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь