|
"Чакральная" Модель Системы ПотребностейАвтор статьи: Макс Ильин
Замахнусь на святое - пирамиду Маслоу :) Вообще, это сделал ещё Кен Уилбер - очень он, начиная с ранних работ, котировал индусскую систему чакр, и в качестве уровней сознания, и вообще как явление. К сожалению, в современной культуре чакры и сопутствующие им принципы взяли на вооружение в основном шарлатаны да "шизотерики", сильно испортив "репутацию" столь удивительно системе. Хотя для науки, несомненно, эти наблюдения древних практиков представляют живой интерес - хотя бы потому, что согласуются с последними "западными" открытиями и разработками... Но да ладно, в сторону лирику. Посидев немного, прикинул и разместил потребности согласно описанным в "тантре" принципам последовательности чакр - получилось достаточно логично и изящно, смотрите сами:
Что в этом интересно - полное соответствие "пирамидальности", но не в квадратно-гнездовом плане, скорее, по принципу "необходимость-и-достаточность"; само собой, со сломанным телом особенно не понаслаждаешься, и так далее. * * * И ещё некоторые интересные закономерности: - Оказывается, уже глядя на схему-таблицу - очевидно, что многие ошибаются с ценностями :) Например, хотят реализоваться на уровне III (Статус, автономия), т.е. стать финансово и всяко иначе независимыми, чтобы наслаждаться (секс и так далее). Хотя "вектор развития" кардинально в другую сторону - наоборот, для развития самодостаточности уже нужно, по иронии, быть эмоционально и энергетически целостным и наполненным (до необходимой степени); отсюда грамотные советы различных "гуру" насчёт развития удовлетворённости и благодарности миру за всякое. Впрочем, безусловно - расширение автономности способствует расширению доступных наслаждений :) - И далее это верно - чем лучше у тебя отношения и социальные связи развиты (IV уровень), тем меньше проблем с деньгами и значимостью; и так на остальных уровнях. То есть технически, "эволюция стимулирует инволюцию". - Таким образом, принцип Эйнштейна "Решать проблему на уровне N+1, выше" - соблюдается; и ещё бы ему не соблюдаться, ведь это не Эйнштейн придумал, а природа :) - Все потребности - объективны и динамичны; т.е. это означает, что они у всех одинаковые и невозможно их раз и навсегда удовлетворить. Это верно для всех уровней - как нельзя "навсегда наесться и наспаться" (I), также нельзя один раз "познать истину" (VI-VII), приходится это делать регулярно :) - Ещё многие почему-то смешивают уровни II-IV в "эмоциональные потребности". Это некорректно, да и вообще эмоции - это последствие функционирования потребностей... Однако причина вполне понятна - если рассматривать их как "то, что нужно партнёру", то это так и есть, основные нужды человека в отношениях это: интерес, комфорт (защищённость), уважение, нужность (значимость), доверие, близость... Просто стоит понимать, что это разные уровни, плюс удовлетворять их себе надо самому, как и еду добывать, например :) * * * Пример интегральной "работы" системы потребностей: Например для анализа - взять момент, отмеченный ещё в школе деятельности Леонтьева - "высшие" потребности имеют тенденцию в неком смысле "переобуславливать" низшие. Например, еда (I) превращается в предмет искусства (V) - кулинария, сервировка и т.п. И теперь, скажем, культурный человек получает больше удовольствия (II) от красиво и качественно приготовленной еды, а не просто от вкуса и питательной ценности - хотя и это остаётся. И древний обычай угощать гостей вкусняшками - это "социализация" пищи (IV). И да, а ещё есть диетология (VI), человека познает про "белки-жиры-углеводы", отличия простых углеводов от сложных, витаминный состав и т.п. Ну и наконец - некоторые религиозные течения уверены, что если есть определённый вид еды (мясо животных, а тем более - человека) - то непременно попадёшь в ад; таким образом, банальное физиологическое питание тела "попадает" аж на уровень насыщения духовных потребностей (VII). Пока что всё, воруйте и пользуйтесь :) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|