|
Интуиция: волшебное чувство профессииАвтор статьи: 404
Интуиция: волшебное чувство профессии Михальский Алексей Владимирович К. п. н., психолог-консультант
Я верю в интуицию и вдохновение. Альберт Эйнштейн
Мой брат – известный биолог и занимается генетическими исследованиями земноводных – ловит и исследует. Сейчас он в Японии, и мы разговорились через Facebook: - Помогает ли тебе интуиция в твоей профессии? - Только интуиция мне и помогает. Когда ты приезжаешь в новое место, в новую страну и ищешь вид, который раньше никогда не ловил, неважно, тритон это или лягушка – кто угодно, то вслепую тычешься, пробуешь разные варианты. И ты знаешь, что где-то в этом месте они должны быть, но непонятно где… А потом случайно ты находишь первого и начинает формироваться неизъяснимое словами чувство, что вот тут они должны быть. Конечно, чем больше опыта, тем легче ты понимаешь, где они, а потом просто поднимаешь первое «хорошее» бревно или камень, и чувствуешь, что он там будет, и… он под ним сидит. Это нельзя объяснить, но тогда чувствуешь, что ты профи. Если речь сегодня у нас зашла об интуиции, хочу поделиться некоторыми своими знаниями и наработками в этой области. По моему мнению, интуиция, которая нам представляется некоей мистической способностью, присуща всем нам. Просто в разной степени. И элемент таинственности здесь тоже исключить нельзя. Но, все по порядку. Существует три кита интуиции. Первый - это опыт, на котором строится все наше поведение. Сильный профессионал всегда удивляет окружающих тем, что может быстро и эффективно решить определенную задачу. Без опыта это невыполнимо. Второй кит – способность прогнозировать развитие событий. Прогнозирование – ключевое понятие, объединяющее наш опыт с нашим видением будущего. Мы постоянно прогнозируем и таким образом, изменяем наше поведение в зависимости от обстоятельств. Ну и третий кит – чувство сигнального поля вокруг нас. Сигнальное поле – это комплекс всех-всех сигналов и событий, которые нас окружают, новости, звуки, люди и предметы, все мелочи. Чем чувствительнее человек к сигналам окружающим его, тем, опять же, его способность к «интуиции» выше. Многие чудесные вещи можно объяснить очень тонкой чувствительностью к сигналам. Попробуем понять, как в некоторых профессиях проявляется интуиция, какие возможны ошибки интуиции и как развивать те интуитивные способности, которые являются ключевыми.
Спортсмен. Ключевые интуитивные способности: - задать определенное пространственное положение своего тела - спрогнозировать движение объектов (футбольный мяч, полет стрелы и т.д.) - предсказать действия соперника - сыграть, представляя себе действия своего партнера по команде Распространенные ошибки – неверная психологическая трактовка партнера или соперника, отсутствие интуитивного чувства игры как целостной партии (от начала до финиша), слабая подготовка по пространственному прогнозированию. Тренировка спортсмена должна включать не только работу со своим спортивным снарядом, но и упражнения по прогнозированию движений объектов – в том числе и компьютерные тренажеры. Обязательно проведение психологических тренингов в команде. Необходимы тренировки по угадыванию поведения оппонента, просмотр и психологический анализ матчей с участием возможных соперников.
Трейдер. Ключевая интуитивная способность – прогнозирование во времени. Необходимо точное определение времени наступления ожидаемого события (а отсюда – вывод покупать или продавать). Тонкое чувство новостного сигнального поля – от адекватно воспринимаемой информации зависит точность и обоснованность принятия решения. Психология трейдинга – целое направление в психологии, поэтому ограничимся лишь одной рекомендацией: психологическая подготовка трейдера должна включать элементы релаксации, умения отключаться от текущих эмоций, а также использовать навык анализа ситуации с «высоты птичьего полета».
Сотрудник спецслужб. Менеджер по подбору персонала. С точки зрения использования профессиональной интуиции, это достаточно близкие профессии, однако есть и отличия. Задача первых – вычислить преступника и спрогнозировать его поведение в ближайшей перспективе. Задача менеджера по персоналу – не только отфильтровать возможных «засланных казачков», а также представителей групп риска, но и, самое главное, предугадать, насколько человек впишется в организацию. Это задача сложная, но выполнимая, поэтому, безусловно менеджер по подбору должен проходить командообразущие мероприятия вместе с другими сотрудниками. Что же касается подготовки для развития социально-личностной интуиции в этих профессиях, то здесь мы используем не только тренинг распознавания поведения, методики проведения расспросов и собеседований, но и развитие «быстрой эмпатии», техники НЛП.
Менеджер по продажам. Консультант. Задача розничных продавцов, как ни странно, будет схожа с предыдущими профессиями – быстро оценить покупателя и сделать наилучшее предложение. Интуиция ли это? Конечно да. Поэтому в подготовке мы используем не только обучение подстройке, «быстрой эмпатии», ведению «быстрой беседы», но и диагностике собеседника по внешнему виду и поведению, и моментальному (интуитивному) выбору варианта своего поведения – из имеющихся стратегий. А вот менеджеры по работе с клиентами (опт, услуги, консалтинг) должны обладать не только перечисленными выше навыками, но и более специальными способностями. Хороший консультант уже задолго до встречи знает, какие могут быть варианты, с какими проблемами придется столкнуться и что следует предложить. Но не только это – заранее до встречи уже началась игра на интуции – профессионал определяет, стоит ли сразу сделать предложение, можно ли поиграть с клиентом в «угадайку»…
Ученый-теоретик. Инвестор. Предприниматель. Я ставлю рядом эти профессии в данной статье просто потому, что для них интуитивные способности играют едва ли не самое решающее значение. Обе профессии объединены одним: решения принимаются в условиях очень высокой неопределенности. «Сыщик с его таинственным убийством и химик, ищущий структуру нового соединения, употребляют довольно мало формальных и логических способов рассуждения; путем ряда интуиции, допущений, предположений они наталкиваются на истинное объяснение и удачно схватывают его, когда оно делается досягаемым» (Дж. Льюис, философ). Так же и предприниматель или инвестор должен обладать и уметь использовать свою интуицию, чтобы, например, на заре компьютерной эры поверить в то, что компьютер должен стоять в каждом доме. В данном случае, интуиция определяет направление общественного развития. Четких методов развития такой интуиции не определено. Однако в нашей практике мы используем методы развития основных типов прогнозирования (о которых речь шла выше), с обязательной актуализацией опыта, накопленного клиентом ранее. Включаем в работу техники развития творческого мышления , улучшаем способности восприятия сигнального поля. Немаловажным в такой работе мы считаем тренинг в областях психологии маркетинга, лидерства, простройки жизненного пути (личного и организации). Это - достаточно сложная и очень индивидуальная работа.
Итак, мы поняли, что в каждой профессии интуиция очень важна, а главное есть способы ее диагностировать и развивать. Главное - понять, какой тип интуиции у вас (или вашего ребенка) наиболее развит, и какую профессию выбрать исходя из личностных качеств, не забывая и про волшебство интуиции! Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|