|
Роль печали и страдания в развитии личностиАвтор статьи: Милова Юлия Владимировна
Печаль, депрессия, страдание – эмоции, возникающие в трудных жизненных ситуациях в ответ на стрессогенные события. Они могут способствовать личностному росту человека, мобилизуя его деятельность, направленную на достижение целей и удовлетворение значимых для него потребностей. Печаль – эмоциональная реакция на утрату чего-то значимого для человека, в частности, важные отношения с другими людьми (дружеские или любовные) или значимые ценности. Печаль отражает неудовлетворенную потребность индивида в тесной связи с другим человеком или в достижении успеха. Поэтому она направляет деятельность человека на восстановление и упрочение связи с людьми, восполнение понесенной утраты. Печаль побуждает человека к решению проблемы, личностному росту, к действию, направленному на устранение вызвавших ее причин и стимулирует созидательную активность, творчество субъекта. Она позволяет по-новому взглянуть на мир и понять то, о чем человек прежде не задумывался. Сигнализируя другим людям с помощью эмоции печали о том, что ему плохо, человек получает помощь и поддержку [5;6]. К эмоции печали близка депрессия. Так же как печаль, депрессия часто бывает связана с утратой, но в депрессии человек чувствует себя неспособным справиться с ней. Депрессия в отличие от печали является сложной комбинацией эмоций, представлений, воспоминаний, мыслей, соматических симптомов и помимо печали включает эмоции вины, стыда и гнева [5]. По мнению Ф. Перлза, печаль является реакцией на потерю и естественным образом выражается в плаче. Если человек хронически запрещает себе плач и рыдания, сдерживая их посредством произвольного сокращения диафрагмы, это становится привычным и несознаваемым, а в результате он не может ни рыдать, ни свободно дышать, то есть теряет обе функции. Не будучи способным выплакаться, он не освобождается от своей печали, не может покончить с ней; он даже не может ясно вспомнить, какая потеря вызывает его печаль. Рыдание помогает проработать горе. Сжатие диафрагмы является агрессией против плача, которая стала необходимой только из-за слияния с "авторитетами", которые говорят: "Большие мальчики не плачут". Регуляция эмоций в данном случае заключается в осознавании и разделении плача и агрессии против плача (сжатия диафрагмы), в переживании конфликта между ними и его разрешении. Разрешение должно включать не одну, а обе стороны конфликта. Печаль будет разрешена "выплакиванием" ее. Агрессия против плача может быть направлена против "авторитетов" [9]. С печалью и депрессией тесно связано страдание, являющееся субъективным отражением боли. Как считает В. Франкл, страдание является наряду с любовью одним из путей осуществления смысла жизни. Смысл жизни постигается через отыскание смысла страдания, которое невозможно изменить и избежать, например, страдания, возникающего в ситуации неизлечимой болезни, стихийного бедствия или утраты близкого. Смысл страдания – это наше отношение к страданию, его значение в нашей жизни, благодаря которому мы его принимаем. Человек даже готов страдать при условии, что его страдание имеет смысл. По словам В. Франкла, страдания наряду с другими эмоциями делают бытие человека несомненным, прошлое – действительным, события жизни – необратимыми и защищенными от исчезновения, возможности – осуществленными. Испытанные страдания совместно с пережитой любовью и свершенными делами перед лицом смерти позволяют человеку почувствовать полноту прожитой жизни, а также гордиться ею, какой бы краткой она не была [10]. По мнению М. С. Пека, страдание сопутствует развитию личности как самостоятельной, умеющей делать свободный осознанный выбор, ответственной и самоактуализирующейся. Боль и страдание означают полноту жизни. Избегание переживания смерти лишает жизни, следовательно нужно жить, помня о смерти, чтобы осознавать пределы времени, чтобы найти лучшее употребление времени и прожить жизнь полнее [8]. Согласно Ф. Перлзу, страдание как выражение боли, будучи допущенным в сознание и принятым, позволяет человеку предпринять ранее отвергаемые активные усилия по изменению привычного невротического способа жизни, завершению незавершенных в прошлом дел, которые он избегал, даже если это мучительно. Смысл страдания и боли в возможности увидеть перспективу, осознать те трудности, которые необходимо преодолеть, инициировать решающие действия в своей жизни, развить свою личность [9]. Как указывает К. Изард, эффективная регуляция печали является результатом совместной работы чувства, мысли и действия. Вероятность преодоления печали возрастает, если удастся переключить внимание на деятельность, которая обычно вызывает интерес или радость, требует физической и умственной самоотдачи, а также активно заняться этой деятельностью [5]. По мнению М. Аргайла, чтобы избавиться от депрессии, необходимо увеличивать количество позитивных событий – занятий спортом, прослушивания музыки, общения дружеского и любовного (сексуального), религиозной деятельности, трудовой деятельности, приносящей успех, признание и повышающей самооценку, и т.д. Таковы, например, работа на добровольных началах, садоводство, прослушивание музыки, посещение церкви, просмотр телевизионных передач, чтение романов, бег и прогулки [3]. Что касается занятий спортом, исследования Такера обнаружили, что физические тренировки благотворно сказываются на ослаблении депрессии, причем результаты сохраняются в течение года и более; по своей действенности физические упражнения сравнимы с консультациями или психотерапией. Опыты показывают, что 10-минутная бодрая прогулка положительно отражается на настроении, причем эффект длится почти 2 часа. Более напряженные занятия спортом улучшают настроение на весь день (иногда даже на следующий день человек продолжает ощущать полученный тонизирующий эффект). Подобный эффект тренировок связывают с тем, что лучшая физическая форма дает человеку больше физиологических возможностей бороться со стрессом, а также с тем, что чувство уверенности в своих умениях убеждает людей в своей способности совладать со стрессом. Кроме того, физическая активность обладает отвлекающим эффектом. К уменьшению депрессии, по данным Палинкаса, Тойтса и др. ведет и принадлежность к каким-либо организациям, общение с друзьями, совместное проведение досуга, регулярные непрерывные контакты с другими людьми [3]. К числу позитивных событий, способных улучшить настроение, Левинсон и Готлиб, разработавшие курс «Преодоление депрессии», относят следующие: 1. Коммуникативные: наблюдение за людьми и общение с ними, встречи с друзьями, приобретение новых друзей, откровенные, искренние разговоры и др. 2. Альтруистические: развлечение окружающих, высказывание комплиментов/похвал в чей-то адрес и получение комплимента/похвалы в свой адрес, выполнение чьей-то просьбы о помощи или совете, радостные события в жизни родственников или друзей и др. 3. Эротические: сексуальные отношения, поцелуи и ласкательные прикосновения, признание своей сексуальной привлекательности, выслушивание признаний в любви и выражение своей любви к кому-то, пребывание в обществе любимого человека и др. 4. Сенсорные: крепкий ночной сон, расслабленное состояние, пребывание на солнце, на свежем воздухе, приятное ощущение от чистой одежды, вкусная пища и др. 5. Интеллектуальные: прослушивание музыки, радиопередач, чтение рассказов, романов, стихов или пьес, мысли о чем-то приятном, что должно произойти в будущем, размышления о людях, к которым относишься с симпатией, созерцание прекрасного пейзажа, наблюдение и общение с животными, приобретение новых знаний и навыков и др. 6. Деятельностные: планирование, организация, самостоятельное осуществление чего-либо, планирование путешествий и отпуска, умелое вождение автомобиля, удачная, четкая формулировка своих мыслей, качественное выполнение работы и др. 7. Религиозные: ощущение присутствия бога в своей жизни и др. [3] В ходе психотерапии клиентов, страдающих от депрессии, просят ежедневно в течение месяца записывать, какие радостные события с ними сегодня случились и какое у них сегодня настроение. Клиентов поощряют больше времени уделять видам деятельности, обладающим для них наиболее сильным позитивным воздействием. Помимо этого, курс «Преодоление депрессии» предполагает тренинг социальных навыков и терапию самоконтролем. Последняя включает в себя самоподкрепление, терапию разрешения трудностей, релаксацию, преодоление негативных мыслей и постановку реалистичных целей. «Программа счастья», разработанная Фордисом, включает когнитивные компоненты и составляющие, связанные с поведением и социальными навыками. Когнитивные компоненты преодоления депрессии: • работа над обретением здоровой личности; • понижение ожиданий и притязаний; • развитие позитивного, оптимистического мышления; • понимание ценности счастья; • лучшая самоорганизация, умение планировать свою деятельность; • развитие «ориентации на настоящее»; • сокращение негативных эмоций; • снятие беспокойства. Составляющие, связанные с поведением и социальными навыками: • проводить больше времени, общаясь с людьми; • укреплять отношения с самыми близкими людьми; • развивать в себе дружелюбие, открытость, общительность; • учиться быть более преданными друзьями; • стать активнее; • заняться имеющей ценность осмысленной работой [3]. Важной составляющей преодоления депрессии, как считает М. Аргайл, является постановка и достижение долгосрочных реалистических целей, соответствующих способностям, обучение умению контролировать происходящее, и тем самым достижение осмысленности жизни и личностного роста. Смысл жизни, противостоящий печали, могут придать забота о ближнем, написание книги или выполнение иного задания. Осмысленность жизни как препятствие для развития печали обосновал В. Франкл, разработавший логотерапию, суть которой – помочь людям найти возможные цели и достичь их. Значимые цели должны быть выбраны субъектом самостоятельно. Для их достижения должно иметься достаточно ресурсов [3]. Кантор и Сандерсон утверждают, что регуляции печали способствует деятельность, имеющая для человека высокую субъективную ценность. Эта деятельность формирует ощущение личного участия, поскольку выполняются ценные и требующие приложения усилий задачи. Она придает повседневной жизни структурированность и осмысленность, восстанавливает волю к жизни. Кроме того, она укрепляет социальные связи и способствует более активному участию в социальной жизни. Для больше эффекта необходимо, чтобы человек выбирал сферу занятий свободно, цели были достижимыми, взаимосочетаемыми, и соответствующим занятиям уделялось много времени. Важным способом совладания с депрессией являются социальные навыки – умение конструктивно общаться с окружающими, уверенность в себе и готовность к сотрудничеству. Тренинг социальных навыков помогает лучше развить невербальные способы коммуникации, навыки вербального общения, умение быть приятным в общении и способности лучше понимать социальные ситуации и отношения, умение разрешать конфликты путем переговоров [3]. Когнитивным способом борьбы с печалью и страданием является сравнение субъектом себя с теми, кто находится в менее благоприятном положении. Еще один когнитивный способ – позитивное мышление или позитивные иллюзии (самообман). Этот способ подразумевает извлечение из памяти преимущественно приятных воспоминаний, размышления позитивного содержания, приписывание благоприятных, а не плохих событий своим личным заслугам [3]. Конструктивное переживание печали и страдания, способствующее личностному росту, включает следующие способы: 1. Вербализация, обсуждение («Я-сообщение») своих чувств с близкими. Я-сообщение включает информирование партнера о своих интересах, которые он нарушает своими поступками, о своих эмоциональных переживаниях, которые субъект из-за этого испытывает и возможных способах дальнейшего взаимодействия с партнером. Осознание своих эмоций и их причин, т.е. связи эмоций печали и страдания с неудовлетворенными потребностями. Для этого задавать себе вопросы: «какие чувства я сейчас испытываю?», «какие неудовлетворенные потребности их вызвали?». Ведение ежедневника, в котором фиксируются события дня и вызванные ими эмоции. Рекомендуется разделить лист на две колонки: в левую записывают в порядке убывания значимости все отрицательные последствия события; в правую – положительные последствия и извлеченные уроки. 2. Постановка новых целей в жизни: чего необходимо добиться в ближайшее время и в отдаленной перспективе. Поиск и определение способов достижения целей. Прогнозирование трудностей и препятствий, поиск способов их преодоления. Разработка запасной стратегии достижения цели на случай неудачи. 3. Повышение самооценки, самоуважения, самопринятия, уверенности в себе. Рекомендуется фиксировать все свои успехи, достижения, достоинства, сильные стороны, умения – все, за что можно себя уважать. Список своих успехов лучше составлять каждый день (что у меня хорошо получается, что мне в себе нравится). 4. Выход чувств: слезы, плач, рыдания. Используются для разрядки избыточного эмоционального напряжения. Освобождение от отрицательных эмоций создает возможность для последующего переживания положительных эмоций. 5. Музыкотерапия, способствующая выходу чувств. Посредством катарсиса музыка снижает и устраняет эмоциональное напряжение, облегчает эмоциональное отреагирование. Медленная минорная музыка облегчает осознание переживаний печали и страдания, помогает достичь конфронтации с ее источниками. Прослушивание печальной музыки способствует снижению нейротизма и ситуативной тревожности. 6. Смена эмоций печали и страдания на положительные эмоции после их достаточного отреагирования. Рекомендуется составить список действий, занятий, вещей, впечатлений, которые радуют, вызывают удовольствие и наслаждение. Каждый день делать что-нибудь, вызывающее приятные эмоции. Фиксировать внимание на приятных ощущениях. Переключать сознания на события и деятельность, вызывающую интерес и радость. 7. Активная физическая и умственная деятельность. Физическая активность включает занятия спортом, танцами, домашней работой и т.п. Физическая активность используется как канал для разрядки эмоционального напряжения. Умственная активность включает профессиональное творчество, художественное творчество (рисование, сочинение сказок и рассказов), чтение художественной и профессиональной литературы, просмотр фильмов и т.п. рекомендуется активно заняться деятельностью, которая обычно вызывает интерес, радость, требует физической и умственной самоотдачи. 8. Построение новых значимых отношений, замена утраченного объекта любви или дружбы. Любовь и забота о новом человеке (людях). Расширение круга общения, вступление в контакт с новыми людьми. 9. Снижение значимости события, вызвавшего печаль, обесценивание утраченного объекта, обдумывание и подчеркивание его недостатков, символические похороны. 10. Использование контрафактов. Контрафакт – представление об альтернативном реальности исходе события. Выстраивается альтернативный сценарий событий, по которому нынешнее положение воспринимается как относительно хорошее, так как могло бы быть хуже. Мы предлагаем использовать для регуляции печали и страдания следующие техники и упражнения, разработанные рядом авторов: 1. Техника «Письмо». Разработанная нами техника предназначена для работы с депрессией, печалью, страданием при стрессе утраты (разлуки, расставании с любимым человеком). Форма работы – индивидуальная. Требования к технике. Может использоваться в форме непосредственного устного сообщения реальному партнеру после отработки в тренинговой группе или в диалоге с консультантом в условиях, обеспечивающих безопасность. Если непосредственное общение с партнером невозможно, сообщение может быть сделано в опосредованной письменной форме. Его можно передавать (пересылать), а можно и не передавать партнеру. Теоретические предпосылки техники. Согласно взглядам Э. Фромма, М.С. Пека, П. Сорокина, Ф.М. Достоевского, любовь противостоит враждебности и депрессии (как аутоагрессии), через катарсис преодолевает их. Если субъект стремится получать любовь и заботу окружающих, ему следует сначала научиться самому любить себя и других людей и заботиться о них, первому проявлять любовь по отношению к ним. Процедура. Клиент (участник тренинга) в течение нескольких дней (или недель – сколько понадобится) каждый день пишет текст, адресованный партнеру, с которым произошло расставание. Отсылка текста не обязательна, но если осуществляется, то не более одного раза. Компоненты текста (последовательно): 1. Приветствие (уважаемый, любимый, дорогой…имя адресата). 2. Благодарность. Включает обращение (я благодарю тебя…, я признателен тебе…, я ценю тебя за то, что ты…) и описание чувств и действий, за которые субъект благодарен адресату (любовь, дружбу, секс, помощь, заботу, ласку, нежность, общение и т.д.). Формулировки должны быть позитивными (не используется частица «не»). Благодарность должна быть только искренней. 3. Просьба о прощении. Субъект называет свои собственные отрицательные действия по отношению к адресату, за которые он хочет быть прощен. Прощения просить за действия, которые нанесли тот или иной ущерб партнеру. Например, «Прости меня за мой раздражительный тон, за то, что я вел себя эгоистично…и т.п.». Не разрешается просить прощения за собственные чувства и эмоции, оскорблять и унижать себя, а также проявлять скрытую агрессию. Необходимо поддерживать чувство собственного достоинства и самоуважения, а также проявлять уважение к партнеру. 4. Пожелание. Субъект желает адресату каких-либо успехов, достижения целей. Лучше всего желать то, что действительно способствует развитию партнера. Формулировки должны быть позитивными. Например, «Желаю тебе профессионального роста, счастливой семейной жизни…и т.п.». Не разрешается унижать чувство собственного достоинства партнера и проявлять скрытую агрессию. 2. Упражнение «Список Робинзона». Разработанное Л.А. Пергаменщиком упражнение обучает позитивной интерпретации печали и депрессии, а также разрешению критических жизненных ситуаций [7]. Для того чтобы найти оптимальное решение в кризисной ситуации, когда потерян смысл существования, необходимо снизить интенсивность отчаяния и активизировать мышление. Для этого нужно найти в своей проблеме, какой бы огромной и неразрешимой она не казалась, положительные моменты, т.е. позитивно переинтерпретировать ее. На листе бумаги необходимо нарисовать таблицу, состоящую из двух столбиков: «Зло» и «Добро». В первой клиенту рекомендуется по пунктам записать все отрицательные моменты своего нынешнего положения, своей проблемы, во втором – положительные моменты, плюсы своего положения. Вот как, например, сделал это Робинзон: ЗЛО ДОБРО Я заброшен судьбой на мрачный, необитаемый остров и не имею никакой надежды на избавление. Но я жив, я не утонул, подобно всем моим товарищам. Я отделен от всего человечества; я отшельник, изгнанный из общества людей. Но я не умер от голода и не погиб в этом пустынном месте, где человеку нечем питаться. У меня мало одежды, и скоро мне будет нечем прикрывать свое тело. Но я живу в жарком климате, где я не носил бы одежды, даже если бы она у меня была. Я беззащитен против нападения людей и зверей. Но остров, куда я попал, безлюден, и я не видел на нем ни одного хищного зверя, как на берегах Африки. Что было бы со мной, если бы меня выбросило туда? Со своей стороны мы предлагаем добавить к названному упражнению две когнитивные стратегии, выделенные Л.И. Анцыферовой [2]: а) «сравнение, идущее вниз»: клиент сравнивает себя с другими людьми, находящимися в еще более незавидном положении; б) «сравнение, идущее вверх»: клиент вспоминает о своих успехах в других областях. 3. Упражнение «Преодоление депрессии». Разработанное нами упражнение основывается на работах Л. Берг-Кросс и Ю.Е. Алешиной и предназначено для обучения конструктивному использованию печали и депрессии [1;4]. Теоретические предпосылки упражнения. Негативный опыт ценен тем, что, только преодолевая трудности, человек развивается и достигает настоящих высот в понимании и принятии себя и окружающего мира. Любые страдания облагораживают, очищают душу человека; тому, кто страдает, открываются новые аспекты взаимоотношений, по-иному осмысливается собственная жизнь и жизнь других. Через переживание потери приходит понимание ценности человеческих взаимоотношений. Переживания страдания и горя – свидетельства способности по-настоящему любить и чувствовать. Участникам тренинговой группы/клиенту в индивидуальном консультировании предлагается обсудить следующие вопросы: • Какие трудности и поражения, потери, разочарования и страдания вы испытали в жизни? • Что в вашей жизни приводит вас к депрессии? • Что большинство других людей приводит к депрессии? • Какими возможностями вы располагаете, для того чтобы справиться с ситуацией, вызвавшей депрессию? Какими способами вы ее преодолеваете? • Какими возможностями располагают другие известные вам люди, оказавшиеся в похожей ситуации, для того чтобы справиться с ней? • Как хотели бы вы справляться с депрессией в идеале? Какие лучшие способы преодоления депрессии существуют? • В чем заключается ценность страдания? • Какой новый опыт, какие ресурсы, какие знания и умения вы приобрели, преодолевая потери и разочарования? Страховка для тренера/консультанта. Если участник/клиент самостоятельно не обнаруживает никаких способов преодоления депрессии, с ним можно обсудить следующие способы: - музыкотерапия (переход от печальной музыки к оптимистичной); - повышение самооценки и самоуважения через достижение успехов; - постановка и достижение новых целей (в ближайшее время и в отдаленной перспективе). Нахождение способов преодоления препятствий; - нахождение нового смысла жизни; - вербализация, обсуждение своих чувств с другими людьми; - активность, интересная деятельность, которая вызывает удовлетворение, общение, помощь другим людям. Составить список из восьми или девяти видов деятельности, приносящих удовлетворение, и план работы на неделю, месяц, год. Найти человека (лучше близкого), которому еще хуже, чем клиенту и оказать ему помощь. Забота о другом человеке вызовет радость и удовлетворение; - обесценивание потерянного партнера. 4. Упражнение «Уровень счастья». Цель: научиться преодолевать депрессию. Депрессия – это отсутствие радости от жизни в настоящем, страх перед будущим. Поэтому очень важно увидеть существующие, но еще не замеченные источники радости. Счастье – это состояние души, и оно не определяется немедленным удовлетворением всех желаний или уровнем материального благосостояния. Клиенту предлагается составить список всего того, за что он может быть благодарным судьбе в настоящий момент. Ему необходимо проследить, чтобы в его список было включено все, что стоит благодарности, – солнечный день, сбережения (даже если сумма не очень велика), свое здоровье, здоровье членов семьи, жилье, пища, красота, любовь, мир. Таким образом, осознанное и конструктивное переживание печали и страдания стимулирует способность решать проблемы и принимать ответственность на себя, преодолевать трудности, искать и находить смысл своей жизни. Печаль и страдание поощряют личностное развитие человека. Через процесс переживания печали и страдания субъект приходит к построению новых отношений с окружающими и самим собой, к обретению новых жизненных целей и способов их достижения, к изменению убеждений и поведения. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Класс, 1999. 2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита// Психологический журнал №1, 1994. 3. Аргайл. М. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. Берг-Кросс Л. Терапия супружеских пар. М.: Изд-во Института психотерапии, 2004. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2003.Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. Пергаменщик Л.А. Список Робинзона. Минск, 1996.Пек М.С. Непроторенная дорога. К.: София, 1999.Перлз Ф. Практика гештальтерапии. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|