Психолого-педагогические возможности sandplay терапии

Психолого-педагогические возможности применения песочной sandplay терапии в рамках Психолого-медико-педагогической службы школы, в целях развития эмоционального интеллекта учащихся и реализации успешной адаптации  

Аннотация:

В настоящее время имеется  достаточно  большой  арсенал  методов, направленных  на определение эмоционального состояния учащегося и его адаптационные возможности. К инновационным технологиям психокоррекционной работы с детьми в школе, можно отнести песочную психотерапию (sandplaytherapy), которая находит все более широкое признание у психологов-практиков. Цель данной статьи осветить возможность  продуктивного применения метода песочной терапии в работе психолога Психолого-медико-педагогической службы школы по развитию эмоционального интеллекта и реализации адаптации.        

Ключевые слова:

песочная терапия, психокоррекция, школьный психолог, эмоциональный интеллект, адаптация

Keywords:

sandplay therapy, psychocorrection, school psychologist, emotional intellect, adaptation

 

Жить в эпоху глобальных высокоскоростных перемен непросто: необходимо идти в ногу со временем, умело планировать и достигать цели, быть коммуникабельным и справляться со стрессами. Такие навыки приходят не сразу, а вырабатываются с годами, формирование их необходимо начинать с детства.

На различных этапах школьного обучения, от предшкольного класса начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется  множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка,  поэтому коррекция  трудностей  у  школьников  имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности.

Обучая, воспитывая и развивая ребенка, мы привычно обращаем своё внимание на его умственные возможности, но забываем про эмоциональный интеллект, который необходим для развития навыка осознания эмоций и умения управлять ими, что, несомненно, способствует реализации успешной адаптации ребенка, подростка к школе, к учебно-воспитательному процессу.

Существует широкий класс явлений и терминов, касающихся внутреннего мира человека: эмоции, эмоциональные состояния, чувства, ощущения. «Чаще всего эмоции определяются, как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе)» [4].

Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций и т.д. Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается  целый комплекс вторичных новообразований,  без анализа которых психологу трудно решить, с чего начать коррекцию.  

В этом вопросе психологического развития ребенка, а в частности в направлении практики развития эмоционального интеллекта, как составной части коммуникативной компетенции и процесса адаптации, специалисты Психолого-медико-педагогической службы школы «Туран» отдают предпочтение методу песочной терапии (sandplay therapy).

Служба сопровождения школы представлена 4 психологами, логопедом-дефектологом, врачом-педиатром, врачом-невропатологом [8]. Для осуществления самой задачи внедрения в практику службы, технологий песочной терапии, психологи и логопед прошли курсы повышения квалификации от Ассоциации психологов РК. Заведующая службы, Шевелева Е. В. для расширения границ применения и углубления научных представлений о данном психотерапевтическом методе, посетила в январе 2015 года Фестиваль песочной терапии в городе Санкт-Петербург.

«Игра с песком» была разработана и применена в юнгианской версии, Дорой Кальфф, ученицей Юнга, которая работала в Цюрихе. «Школы» sandplay терапии с 1929 года были организованы во многих странах и в данный период времени широко распространяются и в странах СНГ.

Песочная терапия предполагает игру с песком в специальной психологической песочнице определённого размера  сине-голубого цвета, наполненной чистым песком и дополненной коллекцией миниатюрных игрушек. Песочница и многочисленные миниатюрные объекты являются своеобразной метафорической ареной символического отражения нашего объективного мира и мира внутренних переживаний человека.

Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, проиграть конфликты, выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых конструктивных отношений.

Функция психолога - сопровождать процесс,  доверять бессознательному клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни.           

В песочной терапии, опираясь на разработки К.-Г. Юнга и Д. Кальфф, акцент делается на аналитическом «поиске организующего символа» [4] в созданной песочной композиции, на образах «Я», «Самости», на процессе «Индивидуации» [11], что «считается терапевтическим процессом благодаря эффекту концентрации и развитию интуиции» [4; 6], а это, в свою очередь интенсивно развивает эмоциональный интеллект.

Согласно концепции Т. Бредберри и Дж. Гривз, данный вид интеллекта нечто иное, как «самоосознование (способность точно различать свои эмоции в данный момент и осозновать свои стремления), управление собой (способность пользоваться осознанием своих эмоций и справляться с эмоциональными реакциями на ситуации и людей), социальная осведомлённость (способность точно «считывать» эмоции других людей и понимать, что с ними происходит на самом деле), способность налаживать отношения (способность пользоваться осознанием собственных эмоций и эмоций других людей, чтобы успешно выстраивать коммуникации)» [1].

Для осуществления задач реализации успешной адаптации, развития эмоционального интеллекта, формирования умений понимать и управлять эмоциями, психологи службы активно применяют технологии sandplay в плановой коррекционно-развивающей работе. Выработан определённый алгоритм включения учащегося или группы учащихся в данный вид психологической помощи.

Первое, это диагностический этап: использование социометрии класса, теста САН (самочувствие, активность, настроение) и диагностика эмоционального интеллекта по комплекту инструментария, который последние два года активно подбирался и апробировался. Второе, это непосредственно коррекционно-развивающий этап песочной терапии. Третье, это мониторинг адаптации и успешной социализации учащегося.

Песочные композиции отражают внутренний мир ребенка, подростка, его актуальное состояние, которое возможно проанализировать опираясь на «карту анализа песочной композиции» [2; 10; 12]    

Песочные композиции могут быть заданы тематически, а могут быть предложены в виде такой инструкции как: «Выбери несколько фигурок, и расположи их в песочнице, создай мир для них» или «Подбери, пожалуйста, те фигурки, которые могут символизировать членов твоей семьи. Создай в песочнице жизненную среду для этих фигурок, так, чтобы каждый член вашей семьи занимался привычным для себя делом».

Например, с учениками предшкольного и первых классов это такие темы занятий, как: «Моя семья», «Если бы я был волшебником», «Безопасное и комфортное место», «Наши игры», «Мой класс». С учащимися пятых, шестых, 7-11 классов это такие темы занятий, как «Мир», «Добро и зло», «Я и мои друзья», «Новая школа», «Мои страхи», «Моё будущее», «Моё настроение», «Волшебник на краю вселенной», «Доверие», «Мои цели» и пр.

Результаты психокоррекционной работы психологов службы отражены в отчётной документации и тщательно изучаются, но прежде всего это результаты более быстрой и благополучной адаптации учащихся, в уменьшении конфликтов, в увеличении благоприятных показателей по диагностике САН и социометрии класса.

В практике песочной sandplay терапии, ребёнок, через направленную психотерапевтическую игру с песком, посредством поддержки психолога, развивает эмоциональный интеллект, формирует и совершенствует базовые навыки успешной адаптации и жизни в социуме, что определённо положительно сказывается на улучшении успеваемости, так как согласно концепции Маслоу, только после удовлетворения потребности в безопасности, любви и принятия, человек может двигаться к самоактуализации и познанию.

 

Литература:

  1. Бредберри Т., Гривз Дж. Эмоциональный интеллект. Самое важное. М.: АСТ: АСТ Москва, 2008
  2. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.СПб.: Питер, 2008
  3. Лиар Дениз. Детский юнгианский анализ – М.: «Когито-Центр, 2008
  4. Тримаскина И.В., Тарантин Д.Б., Матвиентко С.В. Тренинг эмоционального интеллекта и развитие личной эффективности. – СПб.: Речь, 2010
  5. Шевелева Е. В. //Мектептегi  психология – Психология в школе, №3 (21), 2009
  6. Шевелева Е. В. Психолого-медико-педагогическая служба частной школы: опыт организации и сопровождения. Творческая педагогика. Алматы: «Творчество плюс», №2, 2013
  7. Шевелева Е. В. Интегративная песочная терапия в развитии эмоционального интеллекта ребёнка // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 3  февраля 2014 г. – М.: «АР-Консалт», 2014
  8. Юнг К. Г. Аналитическая психология: теория и практика: Тавистокские лекции / Пер. с нем. В. Зеленского.- СПб.: Издательский дом «Азбука-классика», 2007
  9. Boik Barbara Labovitz. Sandplay therapy: a step by step manual for psychotherapists of diverse orientation. W.W. Norton & Company, Ltd., London, 2000
  10. Dora М. Kallff. Introduction to Sandplay Therapy. Journal of Sandplay Therapy, Volume 1, Number 1, 1991
  11. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.: Издательство «Речь», 2005
  12. Обухов Я. Л. Образ – рисунок – символ // Журнал практического психолога, №4, 1996. 
  13. Штейнхард Ленор. Юнгианская песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001


Просмотров: 331
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности песочной терапии для адаптации детей к дошкольному учреждению
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Возможности применения песочной терапии в индивидуальной и групповой работе с ОВЗ и ТМНР
  • Коллекция фигур для работы методом юнгианской песочной терапии.
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Песочная терапия в психологическом консультировании. Интеграция семейной доски в песочной терапии.
  • Чудеса на песке или исцеляющая сила песочной терапии.
  • Положительные эффекты песочной терапии для детей с учетом возрастных особенностей
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть II.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть I.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Заключение.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть IV.
  • Теоретическое обоснование применения Юнгианской песочной терапии. Часть III.
  • Классификация миниатюрных фигурок, используемых в песочной Sand-play терапии
  • цели и задачи песочной терапии
  • Песочная терапия Юнга (Sandplay). Как это работает?
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Волшебство превращений в песке или немного о песочной терапии
  • Магия песочной терапии. Этап 1. Проблемы и решения
  • Плюсы песочной терапии в работе с детьми.
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • Коррекция психоэмоционального состояния беременной женщины по средствам песочной терапии.
  • Фигурки в песочной терапии
  • Фрагмент работы с зависимостью. Интеграция метода "песочной терапии" в терапевтический процесс
  • Опыт работы службы психолого-педагогического сопровождения в школе
  • Использование песочной терапии в детских мини-группах
  • Групповая работа со сновидениями в практике песочной терапии
  • Возможности арт-терапии для развития самосознания личности
  • Да что мы, маленькие что ли? О песочной терапии, чувствовании, фантазии и успехе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь