|
Психолого-педагогические возможности sandplay терапииАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Психолого-педагогические возможности применения песочной sandplay терапии в рамках Психолого-медико-педагогической службы школы, в целях развития эмоционального интеллекта учащихся и реализации успешной адаптации Аннотация: В настоящее время имеется достаточно большой арсенал методов, направленных на определение эмоционального состояния учащегося и его адаптационные возможности. К инновационным технологиям психокоррекционной работы с детьми в школе, можно отнести песочную психотерапию (sandplaytherapy), которая находит все более широкое признание у психологов-практиков. Цель данной статьи осветить возможность продуктивного применения метода песочной терапии в работе психолога Психолого-медико-педагогической службы школы по развитию эмоционального интеллекта и реализации адаптации. Ключевые слова: песочная терапия, психокоррекция, школьный психолог, эмоциональный интеллект, адаптация Keywords: sandplay therapy, psychocorrection, school psychologist, emotional intellect, adaptation
Жить в эпоху глобальных высокоскоростных перемен непросто: необходимо идти в ногу со временем, умело планировать и достигать цели, быть коммуникабельным и справляться со стрессами. Такие навыки приходят не сразу, а вырабатываются с годами, формирование их необходимо начинать с детства. На различных этапах школьного обучения, от предшкольного класса начальной школы до старшего звена, в развитии детей имеется множество трудностей психологического плана, требующих своевременного обнаружения и коррекции. Появление «нежелательных» психологических новообразований создает предпосылки для нарушения развития личности ребенка, поэтому коррекция трудностей у школьников имеет важное значение для формирования психологически здоровой личности. Обучая, воспитывая и развивая ребенка, мы привычно обращаем своё внимание на его умственные возможности, но забываем про эмоциональный интеллект, который необходим для развития навыка осознания эмоций и умения управлять ими, что, несомненно, способствует реализации успешной адаптации ребенка, подростка к школе, к учебно-воспитательному процессу. Существует широкий класс явлений и терминов, касающихся внутреннего мира человека: эмоции, эмоциональные состояния, чувства, ощущения. «Чаще всего эмоции определяются, как переживание человеком в данный момент своего отношения к чему-либо или к кому-либо (к наличной или будущей ситуации, к другим людям, к самому себе)» [4]. Психокоррекция и психопрофилактика требуется детям с высокой тревожностью, эмоциональными нарушениями, с затруднениями в сфере межличностных отношений, с трудностями в обучении, при возникновении сложных семейных ситуаций и т.д. Часто над какими-либо первичными недостатками надстраивается целый комплекс вторичных новообразований, без анализа которых психологу трудно решить, с чего начать коррекцию. В этом вопросе психологического развития ребенка, а в частности в направлении практики развития эмоционального интеллекта, как составной части коммуникативной компетенции и процесса адаптации, специалисты Психолого-медико-педагогической службы школы «Туран» отдают предпочтение методу песочной терапии (sandplay therapy). Служба сопровождения школы представлена 4 психологами, логопедом-дефектологом, врачом-педиатром, врачом-невропатологом [8]. Для осуществления самой задачи внедрения в практику службы, технологий песочной терапии, психологи и логопед прошли курсы повышения квалификации от Ассоциации психологов РК. Заведующая службы, Шевелева Е. В. для расширения границ применения и углубления научных представлений о данном психотерапевтическом методе, посетила в январе 2015 года Фестиваль песочной терапии в городе Санкт-Петербург. «Игра с песком» была разработана и применена в юнгианской версии, Дорой Кальфф, ученицей Юнга, которая работала в Цюрихе. «Школы» sandplay терапии с 1929 года были организованы во многих странах и в данный период времени широко распространяются и в странах СНГ. Песочная терапия предполагает игру с песком в специальной психологической песочнице определённого размера сине-голубого цвета, наполненной чистым песком и дополненной коллекцией миниатюрных игрушек. Песочница и многочисленные миниатюрные объекты являются своеобразной метафорической ареной символического отражения нашего объективного мира и мира внутренних переживаний человека. Преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет клиенту воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, проиграть конфликты, выстроить образ цели и способ достижения её, увидеть модели новых конструктивных отношений. Функция психолога - сопровождать процесс, доверять бессознательному клиента и создать условия для самооткрытия, самопознания ребенка, подростка, взрослого. Этот процесс игры «продвигает» клиента от ощущения «пострадавшего», к тому, чтобы чувствовать себя «создателем» своей жизни. В песочной терапии, опираясь на разработки К.-Г. Юнга и Д. Кальфф, акцент делается на аналитическом «поиске организующего символа» [4] в созданной песочной композиции, на образах «Я», «Самости», на процессе «Индивидуации» [11], что «считается терапевтическим процессом благодаря эффекту концентрации и развитию интуиции» [4; 6], а это, в свою очередь интенсивно развивает эмоциональный интеллект. Согласно концепции Т. Бредберри и Дж. Гривз, данный вид интеллекта нечто иное, как «самоосознование (способность точно различать свои эмоции в данный момент и осозновать свои стремления), управление собой (способность пользоваться осознанием своих эмоций и справляться с эмоциональными реакциями на ситуации и людей), социальная осведомлённость (способность точно «считывать» эмоции других людей и понимать, что с ними происходит на самом деле), способность налаживать отношения (способность пользоваться осознанием собственных эмоций и эмоций других людей, чтобы успешно выстраивать коммуникации)» [1]. Для осуществления задач реализации успешной адаптации, развития эмоционального интеллекта, формирования умений понимать и управлять эмоциями, психологи службы активно применяют технологии sandplay в плановой коррекционно-развивающей работе. Выработан определённый алгоритм включения учащегося или группы учащихся в данный вид психологической помощи. Первое, это диагностический этап: использование социометрии класса, теста САН (самочувствие, активность, настроение) и диагностика эмоционального интеллекта по комплекту инструментария, который последние два года активно подбирался и апробировался. Второе, это непосредственно коррекционно-развивающий этап песочной терапии. Третье, это мониторинг адаптации и успешной социализации учащегося. Песочные композиции отражают внутренний мир ребенка, подростка, его актуальное состояние, которое возможно проанализировать опираясь на «карту анализа песочной композиции» [2; 10; 12] Песочные композиции могут быть заданы тематически, а могут быть предложены в виде такой инструкции как: «Выбери несколько фигурок, и расположи их в песочнице, создай мир для них» или «Подбери, пожалуйста, те фигурки, которые могут символизировать членов твоей семьи. Создай в песочнице жизненную среду для этих фигурок, так, чтобы каждый член вашей семьи занимался привычным для себя делом». Например, с учениками предшкольного и первых классов это такие темы занятий, как: «Моя семья», «Если бы я был волшебником», «Безопасное и комфортное место», «Наши игры», «Мой класс». С учащимися пятых, шестых, 7-11 классов это такие темы занятий, как «Мир», «Добро и зло», «Я и мои друзья», «Новая школа», «Мои страхи», «Моё будущее», «Моё настроение», «Волшебник на краю вселенной», «Доверие», «Мои цели» и пр. Результаты психокоррекционной работы психологов службы отражены в отчётной документации и тщательно изучаются, но прежде всего это результаты более быстрой и благополучной адаптации учащихся, в уменьшении конфликтов, в увеличении благоприятных показателей по диагностике САН и социометрии класса. В практике песочной sandplay терапии, ребёнок, через направленную психотерапевтическую игру с песком, посредством поддержки психолога, развивает эмоциональный интеллект, формирует и совершенствует базовые навыки успешной адаптации и жизни в социуме, что определённо положительно сказывается на улучшении успеваемости, так как согласно концепции Маслоу, только после удовлетворения потребности в безопасности, любви и принятия, человек может двигаться к самоактуализации и познанию.
Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|