Несмотря на то, что работы по исследованию времени в группах преимущественно начали осуществляться недавно, мы можем утверждать (на материале пилотных исследований), что восприятие времени обусловлено:
степенью насыщенности событиями жизни (совместной деятельности) группы (чем выше насыщенность, тем острее чувство времени, оно ощущается протекающим более быстро);
наличием «темпообразующих» участников группы – высоко мотивированных личностей, «двигающих» группу, повышающих темп и ритм, причем не всегда они являются лидерами. Однако, способность лидера «толкать» группу, повышать темп деятельности – важнейшая черта для развития динамики всей группы. Можно в этом вопросе вспомнить классификацию (групповую ролевую модель), предлагаемую Белбиным. Мы выделяем, в частности, два интересных типа таких участников группы (можно назвать эти типы определенными социальными ролями): 1) «хаотики» - повышают темп, разнообразная активность, несфокусированы; 2) «проблеммейкеры» - постоянно ставят новые сложные задачи, казалось бы, на «пустом месте», что нарушает восприятие и отношение к уже существующему образу достижения у всей группы, зачастую это является необходимым стимулом развития;
способностью значимого большинства группы к антиципации, а также формированию образа будущего группы – чем эти способности выше, тем успешнее идет конструирование динамического творческого, нестандартного будущего в группах (направленность на будущее). При этом, социальное конструирование будущего особенно успешно тогда, когда в группе принят не только пассивный подход к решению проблем, возникающих на ее пути, но и активная постановка проблем. Впрочем, это уже тема для отдельных исследований (см. соответствующий раздел).
способностью к обмену информацией, необходимой для обеспечения коллективного конструирования (особенности темперамента и характера, развитые коммуникативные навыки и способности, эмпатия, «эмоциональный интеллект»).
синхронизацией ритмов антиципативных процессов, а также сбалансированностью эмоциональных ритмов группы – чем более сбалансированы и синхронизированы данные ритмы, тем выше сплоченность и устойчивость деятельности всей группы. Синхронизация ритмов, нужно отметить, обусловлена не только коммуникативными навыками и способностями («эмоциональным интеллектом») членов группы, но и другими факторами такими, в частности, как длительность существования группы, пространственные особенности функционирования и др. [265].
Серия публикаций может быть найдена просто по тэгам: футуропсихология, конструирование будущего
http://futurepsy.ru: Системный подход в создании и развитии желаемых изменений!
Личный сайт психотерапевта Алексея Михальского: Mihalsky.Ru
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.