|
Как повлиять не мужа? Может, отнять у него носки?Автор статьи: Панина Ирина Николаевна
Разговоры о личном росте, индивидуации, развитии и личной терапии часто так и остаются только разговорами. Психологов уличают в «болтологии» и прочих грехах, и становится ни разу не понятно, за что промышленные концерны платят «этим бездельникам» такие деньжищи? Не говоря уже о гонорарах психологов-рекламистов. О занятых в рекламном бизнесе я и не буду говорить сегодня, поговорим о бизнес- технологиях с позиции психологии, об управлении персоналом. Не спешите закрывать страничку, если вы вдруг нечаянно вспомнили, что вы никакой не управленец, а обычный профессионал и семьянин. Неужели же вы не хотите повлиять на вашего ребенка? Воспитать его? А так же, заодно, и мужа, и других родных или знакомых. Влиять на людей- шутка ли? Ведь это- солидная часть запросов, с которыми приходят к психологу люди на личной консультации. И другая сторона медали. Когда я говорю с руководителем какой либо организации об изменении характера управленческого общения, мне часто парируют, мол, что я – нянька что ли «им»? Не детский сад тут… Ради чего мне «их» воспитывать? Странный вопрос… а кто хотел повышения мотивации к трудовой деятельности и повышения личной ответственности каждого сотрудника? Ответ один. Если вы хотите, чтоб люди поступали по отношению к вам иначе, чем поступают сейчас, измените СВОЕ поведение. Если что то не устраивает ВАС, то и «лапками шевелить» придется тоже вам. Сегодня я расскажу вам о парочке бизнес-технологий, касающихся грамотного управленческого общения. Не сомневаюсь, что их эффективно можно применить в семейной жизни. Например, известный многим прием «Я-сообщение». Что это такое? Давайте на примере. Вот, муж (сын, дед, друг) снова раскидал носки (да, снова эти пресловутые носки, для примера – самое то). Пример не столько важен, как важно ваше раздражение, которое вы непременно выскажете. Вопрос как вы это сделаете. Предположу на свой «холопский разум» примерно следующее: «Ну, сколько можно говорить тебе про эти носки! Всегда одно и то же, ты меня вообще не уважаешь, не уважаешь мой труд, меня не любишь, тебе плевать, что я кручусь тут как белка в колесе, тебе бы только танчики гонять, сколько раз просила из ведра выбросить, убирай давай свои носки, тут не прислуги, правильно моя мама говорила, и подруги тоже говорили, все говорили, тра-та –та…». Вот пока писала, у меня в голове (несмотря на то, что я женщина), возник такой характерный звук…. чего то он мне напоминает… вот! Бензопила «Дружба»! Вот, какая у вас самих будет реакция на такой наезд? Представь. Картина маслом. Ты сидишь, пьешь чаёк с конфеткой, никого не трогаешь, а тут врывается эта «буря в пустыне» и говорит, что ты не любишь, никого на свете не уважаешь и вообще, скотина, каких мало. И все об этом знают, включая бабушек на лавочке. Предположу опять, что вы, да и кто угодно на вашем месте, выстроит этакую «глухую защиту» и будет оправдываться изо всех сил. А кто «поумнее», сочтет, что лучшая защита – это нападение, и «прилетит» вам тоже. Ну, хорошо. Вы поругались, душу отвели, а завтра что? Носки магическим образом будут лежать по своим местам парами? Ведь выяснилось, что тот, кто их разбросал, не виноват ни разу – он же оправдался, и вас еще «припечатал». Так как же «донести» вашу светлую чистую мысль о грязных носках? Попробуем так: «Я чувствую себя прислугой, каждый раз убирая твои носки. Мне нравится, когда дома уютно, я делаю все, что в моих силах для этого. Мне плохо на душе, когда я вижу эти «улиточки», от них у меня портится настроение. Убрать-то их – пара минут, ты что – не знаешь куда их складывать? Или тебе нужна отдельная коробка для твоих носков? Вот что надо сделать, чтоб ты помнил о носках, а я получала комфорт, находясь дома?» Чем отличаются два этих текста?
Практика показывает, что человеку, попавшему в беду, окружающие, как правило, хотят оказать помощь, тем более, если это – родной человек, а от человека обвиняющего, хочется защититься и самому попросить о помощи. Нам помогают люди, когда мы рассказываем о своей «беде». В этом и состоит принцип «я-сообщения», которым не гнушаются пользоваться самые крутые управленцы.
Если хотите конструктивного решения – не уходите от проблемы в рассуждения вообще о жизни. Не стоит обобщать «ты как всегда, ты никогда». Если бы в бизнесе на совещаниях говорили о вашей троюродной бабушке и ее влиянии на ваше становление и ошибку в проекте, то люди совещались бы до утра, и выходили из конференц-зала с синяками под глазами, и синяки не от недосыпа были бы.
Про информационную и управляющую обратную связь мало кто слышал, хотя, конечно, применяют ее часто. И ту и другую. Только хаотично, а не осознанно. А зря. Давайте разберемся что такое управляющая обратная связь. Это довольно просто, как в армии: «копать отсюда и до обеда», «убрал носки, быстро», «почему мусор не вынесен, встал, взял, вынес», и прочие приказы-поручения в форме «я начальник, ты дурак». Сомневаюсь, чтоб кому-то сильно нравилось такое обращение. Тогда бы не было столько напыщенных дураков-начальников, которые не знают, а требуют. Именно так отзываются о руководстве многие мастера своего дела. Люди, думающие самостоятельно. И, как свободные личности, не хотят подчиняться «самодурным» указаниям, и, если даже выполнят их, из-под палки, то порадуются провалу результата в духе «я же говорил!». Информативная обратная связь описывает проблему и не предлагает однозначного решения. Или вообще никакого решения не предлагает. Как в том примере, что я привела. Проблема есть. Носки. Чё делать будем? На производстве это будет выглядеть примерно так: «На графиках неутешительная картина. Я думаю, как бы нам по миру не пойти. Какие ваши предложения?» Кстати, когда говорят о воспитании детей, этот прием так же учат применять и к детям тоже. Так развивается их самостоятельность и ответственность за результат. Например: «Я вижу, ты раскидала свои игрушки, нам скоро спать, я буду запинаться об них, расстилая постель, а завтра папа встанет и раздавит спросонья половину кукол. Как нам теперь быть?» дети любят, когда к ним обращаются за советом, когда из уважают, когда просят их о помощи. Серьезно! Да, муж ваш не ребенок. И в фирмах разных производственных и торговых работают не дети. Но взрослее, это не значит «умнее», согласны? Вам требуется изменить чье-то поведение. А это достигается процессом воспитания. Итак, чтобы достичь результата, а не просто слить ваш негатив по поводу и без, я предлагаю придерживаться простых правил коммуникации. Или, если сказать по простому, уважайте собеседника.
Ваша Ирина Панина Вместе мы отыщем путь к вашим скрытым возможностям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|