|
Почему вопрос «Почему?» не работает для объяснения и решения семейных проблем?Автор статьи: Жохова Екатерина Алексеевна
Мы привыкли описывать мир и происходящее вокруг с помощью причинно-следственных связей. Главный вопрос, который мы задаем себе и другим, используя такую картину мира - это вопрос «Почему»?: «Почему ребенок плохо учится?», «Почему братья и сестры дерутся?», «Почему подросток ворует деньги у родителей?». Разберемся, почему вопрос «Почему?» вполне уместен для описания чего-то механического и статического, но совсем не годится для описания сложных систем. Семья – это открытая биологическая система, ее функционирование подобно работе человеческого организма. Наш организм состоит из органов, которые не существуют отдельно, а связаны друг с другом и влияют друг на друга, хотим мы этого или нет. Нельзя, например, описать организм как сумму органов (глаза + нос + почки). Если работа одного органа дала сбой, то это непременно приведет к нарушению (изменению) деятельности других органов и всего организма в целом. Семья, как и организм, состоит из органов - подсистем. Изменения, возникшие в одной подсистеме автоматически затронут другие части семейной системы. Например, детские проблемы, как правило, являются ответом на сбой в супружеских отношениях или на изменения в семье, которые ребёнком ошибочно оцениваются как угрожающие целостности семьи. Часто проблемы семьи связаны с трудностями адаптации к новым условиям жизни и переменам, возникшим в связи с переходом от одной стадии развития к другой. Понятно, что никто не делает ничего сознательно или нарочно для того, чтобы проблема возникла, на самом деле все хотят жить счастливо и дружно, но при этом каждый невольно подкрепляет имеющуюся проблему. В этом заключается семейный парадокс. Если и отвечать на вопрос «Почему так?», то ответ будет звучать следующим образом: потому что функционирование семьи подчиняется законам системы. Огромной силой обладает закон гомеостаза. Продолжая сравнивать семью с человеческим организмом, гомеостаз - процесс, за счет которого все биологические системы стремятся к поддержанию относительной стабильности внутренней среды. Наглядным примером гомеостаза является постоянство температуры тела, кровяного давления, концентрации сахара в крови. Для семьи любые изменения (в том числе положительные, такие, например, как рождение ребенка, долгожданный переезд и т.д.) являются угрожающими, так как они нарушают ее привычное состояние. Подчиняясь закону гомеостаза, семья будет пытаться восстанавливать свое постоянство любыми, порой очень неожиданными способами. И действия членов семьи, какими бы они нам ни казались нелогичными, жестокими или странными направлены на сохранение стабильности семьи. Представим себе семью. Муж, жена, ребенок 8 лет. Муж работает много, приходит домой поздно, работа хорошо оплачивается, но времени на общение с семьей и женой остается все меньше. Ребенок учится в школе во втором классе и вроде бы все ничего, но родители озабочены его неуспеваемостью и плохим поведением. Маме пришлось уволиться с работы, чтобы заниматься ребенком, подключить репетитора, школьного психолога и других помогающих специалистов. Но возникает парадокс: чем больше мама занимается ребенком и его успеваемостью, тем менее успешным он становится. Маме тяжело, она звонит мужу и жалуется на усталость, он приезжает раньше, (папа даже успевает устроить ребенку небольшую «встряску» перед сном) и они проводят остаток вечера над обсуждением эффективных родительских стратегий. Плохое поведение ребенка и его неуспеваемость постепенно становятся центральной темой в общении супругов-родителей. При этом, чем больше они стараются, тем хуже идут дела. Иногда маме приходится прибегать к помощи бабушки (своей мамы), с которой отношения складываются не самым лучшим образом, но никуда не денешься. Бабушка, кстати говоря, более успешно справляется с ребенком. Эта история вымышленная, гипотетическая, она не является историей конкретной семьи, но очень типична для многих российских семей. Почему же усилия членов семьи и «помогателей» не приводят к разрешению проблемы, а, наоборот, еще сильнее закрепляет ее, они как бы невольно становятся ее сообщниками. Дело в том, что семья и помогающие специалисты сфокусировались на индивидуальном уровне проблемы, они пытаются ответить на вопрос почему? Почему ребенок плохо учится?Почему он не слушается родителей? Почему плохо себя ведет? Пытаясь искать причину в нем самом, или другая крайность - обвинять родителей в их недостаточной компетентности – заводит еще в больший тупик и скорее, если мы будем и дальше продолжать искать первопричину, то будем похожи на собаку, которая пытается догнать свой хвост. Так семья попадает в замкнутый круг. Что делать, как выйти из этого замкнутого круга? В первую очередь, меняем вопрос «Почему?» на вопрос «Зачем?». Ответ именно на этот вопрос поможет иначе описать происходящие в этой семье проблемы, выйти за пределы линейного понимания и охватить в своем объяснении всю семейную систему: - зачем в семье происходит то, что происходит? - зачем маме плохое поведение ребенка? - зачем папе плохое поведение ребенка? - зачем это ребенку? - и кстати, зачем это бабушке))) Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|