Метод «Кейса» или Психологическое решение повседневной проблемы в школе

«Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой…» - пишет Михаил Исаковский.

     А дальше у него по тексту «выходила на берег Катюша», чтобы петь песнь любви про «степного сизого орла». В моем же случае в кабинет посреди урока вошла, взахлеб ревя, третьеклассница Катя с просьбой запретить на уроке музыки распеваться под «Катюшу». 

Метод Кейса или Психологическое решение повседневной проблемы в школе

     Прежде чем рассказать о своем способе решения данной ситуации, я хочу спросить Вас о том, а как Вы действовали бы в рамках заданных обстоятельств? Ради интереса примерьте на себя несколько ролей и посмотрите, меняются ли в зависимости от этого Ваши стратегии? Например, Вы как учитель, родитель, психолог.

     Проведенный мною опрос показал, что учителя начали бы «работу с классом», делая акцент на неприемлемое поведение детей в отношении одноклассницы. Родитель, первым делом, успокоил бы своего ребенка и встал на защиту его интересов, попросив классного руководителя «начать работу с классом» и учителя музыки пересмотреть репертуар музыкальных произведений в работе над профессиональной задачей.

     С точки зрения логики здравого смысла, стратегии учителя и родителя кажутся абсолютно оправданными. Только за всеми этими действиями мы можем из вида «потерять» Катю.

     Давайте вернем наш взор к третьекласснице Кате, тем более она уже успокоилась и, несмотря на периодические шмыганья носом, может поддержать беседу.

- Катя, а как часто в классе над тобой смеются одноклассники?

- Только на музыке, когда мы на распевке поем «Катюшу».

- Катя, скажи, а дома бывают ситуации, когда тебе становится обидно, например, как сегодня на уроке музыке?

- Нет.

- А в классе у тебя есть подруги, друзья?

- Да.

     Теперь рассказываю алгоритм своих действий. На первом этапе, опираясь на беседу с девочкой, необходимо понять, какой характер носит у ребенка обида: ситуативный характер или повторяется в разных вариациях в школе, дома, во взаимоотношениях со сверстниками.

     Первичный опрос показал, что перед нами ребенок, которого принято в образовательной среде называть благополучным, но который не может найти выход из сложившейся ситуации. Для себя, как специалиста, беру на заметку факт неоднократного повторения данной ситуации на уроке музыки, а значит, и для педагога музыки данная ситуация оказалась неразрешимой, так как его реакцией на реакцию детей было избегание.

- Катя, а что ты знаешь про песню «Катюша»?

- Ничего.

- А ты знаешь, о чем эта песня?

- О танке.

- Да???

     После второго среза данных возникают вопросы такого характера:

     Все ли в порядке с познавательной деятельностью ребенка? Если, по словам ребенка, класс на каждом уроке музыки делает распевку под «Катюшу», почему ребенок «не улавливает» смысл текста песни?

     Один из факторов познавательной активности мозга – это структура речи. В разговоре речь Кати не вызывает никакого подозрения. Основные критерии правильной речи: точность, ясность, простота – хорошо сочетаются с содержательностью и развернутостью. К тому же показатели четвертных и годовых отметок у Кати соответствуют показателям ударницы.

     В самой песни нет ни слова о танке. Видимо, ребенок через полученную информацию, скорее всего от педагогов, ассоциировал ее с названием установки «Катюша», бесстволовых систем полевой реактивной артиллерии, сыгравшей значительную роль в вооружении Советской армии в период Великой Отечественной войны.

- Катя, а ты не хотела бы, например, с мамой разобрать смысл песни?

- У мамы много работы, она поздно приходит домой, поэтому я часто ложусь спать до прихода мамы.

- А как насчет того, чтобы самой попробовать понять смысл песни?

- Нет, не хочу.

     В данном фрагменте работы я вижу для себя два вопроса: вопрос детско-родительских отношений и мотивированности ребенка к получению новых знаний.

     Несмотря на то что ребенок не дает нам прямой информации о внутрисемейных проблемах, мы понимаем, что косвенно, через невербальное проявление (мимику, пантомимику), указывает на дефицит внимания со стороны мамы.

     Причины снижения мотивации к расширению познавательных границ, пусть даже затрагивающих сферу негативных переживаний, могут привести к развитию одного из базовых личностных нарушений – инфантильной жизненной позиции с незрелыми механизмами защиты («Не знаю и знать не хочу»).  Поэтому работу над смысловым рядом произведения «Катюша» мне пришлось взять на себя. Разбирая строфы стихосложения песни, я объясняла вложенный поэтом смысл, при этом наблюдала за невербальной реакцией ребенка.

     Данное действие с моей стороны несло не только познавательный характер для ребенка, но и психологическую направленность.

     В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования текст «Катюши» занял 13-е место в хит-параде самых популярных в России стихотворных строк, включающих, русскую и мировую классику. А это значит, что вероятность встречи Кати с «Катюшей» велика. Хотелось бы, чтобы еще многие-многие годы в России помнили День Победы. Если говорить психологическим языком, то при каждом прослушивании, даже отдаленном напоминании мотива песни у Кати будет срабатывать негативный ассоциативный ряд эмоциональных переживаний. В противном случае ребенок может начать отвергать и свое имя.

     Да, в ходе проведенной психологической работы, ребенок пришел в состояние эмоционального равновесия, но необходимо было помочь ребенку правильно «войти» в класс, как она оттуда со слезами «вышла». А заодно и постараться повысить социальный статус ребенка в глазах коллектива. Поэтому продолжение работы проходило уже в самом классе.

     В начале работы, я задала уже раннее озвученный вопрос всему третьему классу:

- Ребята, как вы думаете, о чем песня «Катюша»?

- О войне, о танке, о военной машине,…….

     И только один тихий голос девочки, сидящей за последней партой, сказал:

- О девушке.

     Получается, наши третьеклассники, нарабатывая навык автоматизма, не включают навык осознанности информации.

     Групповой анализ первых двух строчек выявил проблемы из области познания мира:

- «Расцветали яблони и груши…». Ребята, о каком времени года идет речь?

- О весне, осени, лете…

- «Поплыли туманы над рекой…». Ребята, какое время суток описывается в стихотворении?

- День, ночь, утро…

     Пришлось мне, педагогу-психологу, рассказывать третьеклассникам и о периоде цветения в природе, и о природном явлении под названием «туман», и про «степного сизого орла», который оказался вовсе не птицей, а переносным значением смелого мужчины.

     В завершении работы важно было сформировать у класса уважительное отношение к песне Михаила Исаковского и Матвея Блантера «Катюша», как символу стойкости и мужества Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Лучше всего это закрепляется через эмоционально окрашенные факты:

- Ребята, «Катюша» - одна из самых известных военных песен. Но была создана в предвоенные годы, в 1938 году. И совсем по-иному зазвучала песня в военные годы. Солдатам на фронте она поднимала дух героизма, обычным людям помогала выжить, а на солдат гитлеровского войска наводила ужас.

Впрочем, друзья и союзники СССР также полюбили «Катюшу». Под названием «Свистит вечер» она превратилась в гимн итальянских партизан. Появился и второй итальянский вариант популярной песни, получивший название «Катарина». После войны своя «Катюша» появилась в Израиле и даже в Китае.

Так, о чем же песня «Катюша»?

- О любви. (В этот момент мнение детей было единогласным.)

- Только лишь о любви? А тема мужества и героизма отражена в песне?

- Да, потому что любимый Катюши – «боец на дальнем пограничье» и он «землю бережет родную».

- Скажите, проявление чувств самой Катюши  можно считать женским поступком героизма?

Одновременно всем классом девочки сказали «да», мальчики сказали «нет».

- Конечно, героизм, в первую очередь, – это не только способность к совершению подвига, но и концентрация сил физических, психических, духовных, нравственных, проявление любви к кому-то или чему-то. Как вы думаете, любовь Катюши помогала ее возлюбленному выполнять свой долг?

- Да.

- Очевидцы тех времен рассказывали, что среди фронтовых писем часто встречались письма от Катюши, которые сами себе писали солдаты. Это говорит о том, что образ самой Катюши многим помогал черпать силы и верить в будущее в столь тяжелое время.

     По мере продолжения разговора с классом эмоциональный фон менялся как самого класса, так и нашей Кати. Катя начала переходить в ресурсное состояние: корсет уверенности все четче проявлялся в осанке, взглядом она еще не встречалась с одноклассниками, но смотрела прямо перед собой, явно, с чувством гордости к сопричастности к чему-то великому и значимому.

     «Кейсы» - метод активного обучения в психологии. Сегодня, благодаря Кате, я показала одну из возможных стратегий психологического решения конкретной ситуации. Каждый из вас при желании может, в силу своих профессиональных компетенций, увидеть свой вариант достижения результата. Главное, чтобы результат у нас совпадал, – ресурсное состояние ребенка, переживание сплоченности коллектива и, конечно, профессиональный рост специалиста.



Просмотров: 571
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Глубокий смысл проделанной работы я поняла только через 2 дня!
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Когда развивать речь ребенка? Как только он родился!
  • Как лучше понять ребенка? Определяем темперамент и ведущий анализатор у себя и своего ребенка.
  • Стратегии в ситуации, когда вашего ребенка дразнят
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Песни не о любви
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как вырастить ребенка удачником, когда ты сам ребенок СССР?
  • Сам себя достал! Как речь человека, произнесённая даже внутри себя, может создавать ему же проблемы.
  • 8 шагов, чтобы сформировать полезный навык у ребенка
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • « Ваш ребенок идет в первый класс. Чем может помочь психолог».
  • Что необходимо сделать, чтобы каждый день получать удовлетворение от работы?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации и помочь ему приобрести полезный опыт
  • «ОСОБАЯ ИГРА» для ребенка как проявление любви
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина шестая – смена или непринятие ребенка классом
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Меня били и ничего: в каком случае физические наказания ребенка могут привести к тяжелым последствиям.
  • Почему ребенок в детском саду может вести себя иначе, чем дома?
  • Как поддержать ребенка в стрессовой ситуации
  • Самоисполняющееся Пророчество или Песни, Которые Мы Поем и Слушаем
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Песнетерапия. Учимся любить себя с помощью песни
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Если у ребенка в школе конфликт. Практические советы психолога, если школу пришлось сменить.
  • Песни военных лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь