|
Метод «Кейса» или Психологическое решение повседневной проблемы в школеАвтор статьи: Хазиева Татьяна Иркинджоновна
«Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой…» - пишет Михаил Исаковский. А дальше у него по тексту «выходила на берег Катюша», чтобы петь песнь любви про «степного сизого орла». В моем же случае в кабинет посреди урока вошла, взахлеб ревя, третьеклассница Катя с просьбой запретить на уроке музыки распеваться под «Катюшу». Прежде чем рассказать о своем способе решения данной ситуации, я хочу спросить Вас о том, а как Вы действовали бы в рамках заданных обстоятельств? Ради интереса примерьте на себя несколько ролей и посмотрите, меняются ли в зависимости от этого Ваши стратегии? Например, Вы как учитель, родитель, психолог. Проведенный мною опрос показал, что учителя начали бы «работу с классом», делая акцент на неприемлемое поведение детей в отношении одноклассницы. Родитель, первым делом, успокоил бы своего ребенка и встал на защиту его интересов, попросив классного руководителя «начать работу с классом» и учителя музыки пересмотреть репертуар музыкальных произведений в работе над профессиональной задачей. С точки зрения логики здравого смысла, стратегии учителя и родителя кажутся абсолютно оправданными. Только за всеми этими действиями мы можем из вида «потерять» Катю. Давайте вернем наш взор к третьекласснице Кате, тем более она уже успокоилась и, несмотря на периодические шмыганья носом, может поддержать беседу. - Катя, а как часто в классе над тобой смеются одноклассники? - Только на музыке, когда мы на распевке поем «Катюшу». - Катя, скажи, а дома бывают ситуации, когда тебе становится обидно, например, как сегодня на уроке музыке? - Нет. - А в классе у тебя есть подруги, друзья? - Да. Теперь рассказываю алгоритм своих действий. На первом этапе, опираясь на беседу с девочкой, необходимо понять, какой характер носит у ребенка обида: ситуативный характер или повторяется в разных вариациях в школе, дома, во взаимоотношениях со сверстниками. Первичный опрос показал, что перед нами ребенок, которого принято в образовательной среде называть благополучным, но который не может найти выход из сложившейся ситуации. Для себя, как специалиста, беру на заметку факт неоднократного повторения данной ситуации на уроке музыки, а значит, и для педагога музыки данная ситуация оказалась неразрешимой, так как его реакцией на реакцию детей было избегание. - Катя, а что ты знаешь про песню «Катюша»? - Ничего. - А ты знаешь, о чем эта песня? - О танке. - Да??? После второго среза данных возникают вопросы такого характера: Все ли в порядке с познавательной деятельностью ребенка? Если, по словам ребенка, класс на каждом уроке музыки делает распевку под «Катюшу», почему ребенок «не улавливает» смысл текста песни? Один из факторов познавательной активности мозга – это структура речи. В разговоре речь Кати не вызывает никакого подозрения. Основные критерии правильной речи: точность, ясность, простота – хорошо сочетаются с содержательностью и развернутостью. К тому же показатели четвертных и годовых отметок у Кати соответствуют показателям ударницы. В самой песни нет ни слова о танке. Видимо, ребенок через полученную информацию, скорее всего от педагогов, ассоциировал ее с названием установки «Катюша», бесстволовых систем полевой реактивной артиллерии, сыгравшей значительную роль в вооружении Советской армии в период Великой Отечественной войны. - Катя, а ты не хотела бы, например, с мамой разобрать смысл песни? - У мамы много работы, она поздно приходит домой, поэтому я часто ложусь спать до прихода мамы. - А как насчет того, чтобы самой попробовать понять смысл песни? - Нет, не хочу. В данном фрагменте работы я вижу для себя два вопроса: вопрос детско-родительских отношений и мотивированности ребенка к получению новых знаний. Несмотря на то что ребенок не дает нам прямой информации о внутрисемейных проблемах, мы понимаем, что косвенно, через невербальное проявление (мимику, пантомимику), указывает на дефицит внимания со стороны мамы. Причины снижения мотивации к расширению познавательных границ, пусть даже затрагивающих сферу негативных переживаний, могут привести к развитию одного из базовых личностных нарушений – инфантильной жизненной позиции с незрелыми механизмами защиты («Не знаю и знать не хочу»). Поэтому работу над смысловым рядом произведения «Катюша» мне пришлось взять на себя. Разбирая строфы стихосложения песни, я объясняла вложенный поэтом смысл, при этом наблюдала за невербальной реакцией ребенка. Данное действие с моей стороны несло не только познавательный характер для ребенка, но и психологическую направленность. В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования текст «Катюши» занял 13-е место в хит-параде самых популярных в России стихотворных строк, включающих, русскую и мировую классику. А это значит, что вероятность встречи Кати с «Катюшей» велика. Хотелось бы, чтобы еще многие-многие годы в России помнили День Победы. Если говорить психологическим языком, то при каждом прослушивании, даже отдаленном напоминании мотива песни у Кати будет срабатывать негативный ассоциативный ряд эмоциональных переживаний. В противном случае ребенок может начать отвергать и свое имя. Да, в ходе проведенной психологической работы, ребенок пришел в состояние эмоционального равновесия, но необходимо было помочь ребенку правильно «войти» в класс, как она оттуда со слезами «вышла». А заодно и постараться повысить социальный статус ребенка в глазах коллектива. Поэтому продолжение работы проходило уже в самом классе. В начале работы, я задала уже раннее озвученный вопрос всему третьему классу: - Ребята, как вы думаете, о чем песня «Катюша»? - О войне, о танке, о военной машине,……. И только один тихий голос девочки, сидящей за последней партой, сказал: - О девушке. Получается, наши третьеклассники, нарабатывая навык автоматизма, не включают навык осознанности информации. Групповой анализ первых двух строчек выявил проблемы из области познания мира: - «Расцветали яблони и груши…». Ребята, о каком времени года идет речь? - О весне, осени, лете… - «Поплыли туманы над рекой…». Ребята, какое время суток описывается в стихотворении? - День, ночь, утро… Пришлось мне, педагогу-психологу, рассказывать третьеклассникам и о периоде цветения в природе, и о природном явлении под названием «туман», и про «степного сизого орла», который оказался вовсе не птицей, а переносным значением смелого мужчины. В завершении работы важно было сформировать у класса уважительное отношение к песне Михаила Исаковского и Матвея Блантера «Катюша», как символу стойкости и мужества Советского народа в годы Великой Отечественной войны. Лучше всего это закрепляется через эмоционально окрашенные факты: - Ребята, «Катюша» - одна из самых известных военных песен. Но была создана в предвоенные годы, в 1938 году. И совсем по-иному зазвучала песня в военные годы. Солдатам на фронте она поднимала дух героизма, обычным людям помогала выжить, а на солдат гитлеровского войска наводила ужас. Впрочем, друзья и союзники СССР также полюбили «Катюшу». Под названием «Свистит вечер» она превратилась в гимн итальянских партизан. Появился и второй итальянский вариант популярной песни, получивший название «Катарина». После войны своя «Катюша» появилась в Израиле и даже в Китае. Так, о чем же песня «Катюша»? - О любви. (В этот момент мнение детей было единогласным.) - Только лишь о любви? А тема мужества и героизма отражена в песне? - Да, потому что любимый Катюши – «боец на дальнем пограничье» и он «землю бережет родную». - Скажите, проявление чувств самой Катюши можно считать женским поступком героизма? Одновременно всем классом девочки сказали «да», мальчики сказали «нет». - Конечно, героизм, в первую очередь, – это не только способность к совершению подвига, но и концентрация сил физических, психических, духовных, нравственных, проявление любви к кому-то или чему-то. Как вы думаете, любовь Катюши помогала ее возлюбленному выполнять свой долг? - Да. - Очевидцы тех времен рассказывали, что среди фронтовых писем часто встречались письма от Катюши, которые сами себе писали солдаты. Это говорит о том, что образ самой Катюши многим помогал черпать силы и верить в будущее в столь тяжелое время. По мере продолжения разговора с классом эмоциональный фон менялся как самого класса, так и нашей Кати. Катя начала переходить в ресурсное состояние: корсет уверенности все четче проявлялся в осанке, взглядом она еще не встречалась с одноклассниками, но смотрела прямо перед собой, явно, с чувством гордости к сопричастности к чему-то великому и значимому. «Кейсы» - метод активного обучения в психологии. Сегодня, благодаря Кате, я показала одну из возможных стратегий психологического решения конкретной ситуации. Каждый из вас при желании может, в силу своих профессиональных компетенций, увидеть свой вариант достижения результата. Главное, чтобы результат у нас совпадал, – ресурсное состояние ребенка, переживание сплоченности коллектива и, конечно, профессиональный рост специалиста. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|