Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров крупного промышленного предприятия

Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров крупного промышленного предприятия

Психологические факторы профессиональной успешности менеджеров крупного промышленного предприятия.

     В работе решается задача определения  психологических факторов обеспечивающих профессиональную успешность руководителей крупного промышленного предприятия.

В настоящее время, в ситуации мирового экономического кризиса перед промышленными предприятиями встаёт необходимость работать по-новому, считаясь с законами и требованиями рынка. Первостепенное значение приобретает эффективность профессиональной управленческой деятельности как основе процветания предприятия в целом. В последнее время большое внимание в психологии труда уделяется определению психологических и личностных качеств, обеспечивающих профессиональную успешность руководителя в современных условиях.

 В результате изучения научно-теоретических знаний о влиянии профессиональных важных качеств на успешность управленческой деятельности, мы обнаружили, что существенную роль в структуре профессионально важных качеств руководителя играет практический интеллект и коммуникативная компетентность, в основе которой лежит способность правильно понимать и прогнозировать поведение других людей и свое собственное поведение.

Именно социальный интеллект (новое понятие в психологии, которое находится в стадии развития) определяет уровень адекватности и успешности социального взаимодействия. Эмоциональный интеллект рассматривается как подструктура социального интеллекта, которая включает способность наблюдать собственные эмоции и эмоции других людей, различать их и использовать эту информацию для управления мышлением и действиями. Эмоциональный интеллект определяет и способность регулировать свои эмоции. На основании полученных знаний, нами была выдвинута гипотеза о том, что на профессиональную успешность менеджеров крупного промышленного предприятия оказывают влияние следующие психологические факторы:

развитие эмоционального и социального интеллекта, способность к конфронтации в конфликтной ситуации, наличие характерологических jособенностей

Выборка сформирована из 43 руководителей предприятия Акционерного Общества «Евраз-Сибирь» г. Новокузнецка критерием отбора для включения в выборку являлись следующие показатели:
1. занимаемая должность (причем стаж работы в занимаемой должности должен быть больше года);
2. общая успешная деятельность (отсутствие выговоров и крупных нареканий со стороны администрации предприятия).
В качестве экспертов при формировании выборки выступили руководители кадровой службы предприятия.
Как показатель профессиональной успешности, согласно мнению экспертов, был определен - уровень занимаемой должности.

Таким образом, были выделены три уровня успешности:

1-ый уровень соответствует должности мастера,

2-ой уровень соответствует должности старшего мастера,

3-уровень успешности (самый высокий) соответствует должности начальника цеха Таким образом, в ходе исследования состав выборки был проранжирован на три группы, по уровню успешности: высокий, средний и низкий.
В результате исследования уровня развития эмоционального интеллекта по методике Н.Холла, была выявлена явная зависимость между уровнем развития эмоционального интеллекта и занимаемой должностью.
Чем выше интегральный уровень развития эмоционального интеллекта, тем выше занимаемая должность.
То есть уровень эмоционального интеллекта является детерминантой достижения успешности в сфере управления. Заметим, что уровень эмоционального интеллекта не достигает и 50% даже у самых успешных руководителей. Наименее развитым является качество управления собственным эмоциональным состоянием.
Анализ результатов выявил так же, что успешность руководителя определяют способность отслеживать свои эмоции и оказывать влияние на эмоциональное состояние окружающих.
Корреляционный анализ Пирсона выявил наличие устойчивой связи:
r=0,39 между умением управлять эмоциями и возрастом;
r=0,74 между умением оказывать влияние на эмоциональное состояние окружающих и эмпатией.
В исследовании сравнивались показатели социального интеллекта руководителей различных уровней успешности, полученные с помощью методики исследования социального интеллекта Дж.Гилфорда.
В результате были выявлены три группы по уровню развития социального интеллекта: выше среднего, средний и ниже среднего

Результаты исследования не выявили прямую закономерностиь между уровнем развития социального интеллекта и уровнем управления. Анализ корреляционных зависимостей между отдельными компонентами социального интеллекта выявил следующее:
способность понимать логику развития ситуаций и предвидеть дальнейшие события связано
с уровнем управления (r =0,29)
возрастом (r = 0,31)
чувствительностью к невербального экспрессии (r =0,66)
В результате анализа стратегий поведения в конфликтных ситуациях с помощью теста Томаса удалось определить следующее:
все менеджеры обладают способностью комбинировать различные стратегии выхода из конфликтных ситуаций;
более успешные менеджеры (менеджеры высокого уровня управления) чаще используют стратегию соперничества (конфронтации). Вместе с тем они охотнее идут и на сотрудничество и компромисс.
менеджеры среднего уровня управления чаще всего используют стратегию избегания конфликтных ситуаций.
менеджеры низшего звена наиболее часто в конфликтных ситуациях используют стратегию компромисса.
Корреляционный анализ выявил, что стратегия избегания имеет обратную связь со стратегией соперничества ( r = -0,47), сотрудничества (r=-0,36).
В ходе исследования характерологических особенностей по методике Шмишека, выявлено:

у всех менеджеров наименее выражена тревожная черта характера.

наиболее проявленны у менеджеров всех уровней пять характерологических особенностей: гипертимная, демонстративная, эмотивная застревающая и педантическая.

В результате корреляционного анализа было определено, что для достижения высокого уровня управления необходимо умение предвидеть ситуацию. Говоря образным языком, плавать как рыба в воде в проблемных ситуациях, следующих одна за другой, предвидя возможные подводные течения. Развитие этого качества больше присуще людям, имеющим дистимическую черту характера.
Профессиональная успешность имеет значимую положительную связь с умением предвидеть развитие событий (r=0,29)
Умение предвидеть развитие событий, это качество часто называют интуицией, зависит от:проявления в характере личности дистимической характерологической особенности (r=0,30);
напрямую коррелирует с возрастом (r =0,31), то есть развивается и зависит от накопленного опыта решения различных проблемных ситуаций и зависит от умения считывать невербальные реакции (r=0,66)
сказывается в умении отстаивать свои интересы, не боясь проявления конфронтации и соперничества (r = 0,39).
развитое качество умения предвидеть последствия поведения отрицает r = - 0,41 применения в конфликтной ситуации стратегии «избегания»;
проявление в характере личности способности предвидеть события конфликтует с проявлением эмотивной (r = -0,35) и гипертимной ( r = - 0,53) черты характера.
- Умение управлять эмоциональным состоянием окружающих
Такое необходимое качество руководителя имеет прямую связь с самомотивацией (самый высокий коэффициент корреляции в нашем анализе
(r = 0,75), эмпатией (r=0,74), умением управлять эмоциями (r=0,52), рефлексией (r=0,52) умением убеждать (речевая экспрессия r = 0,32) и больше присуща людям с проявленим гипертимной (r=0,52), эмотивной (r=0,40) и демонстративной (r =0.38) чертой характера.
- Демонстративная черта характера предполагает способность к управлению своими эмоциями (r=0,35), и эмоциями окружающих (r=0,38), способностью к самомотивации (r=0,38) и отрицает стратегию избегания в конфликтных ситуациях (r = -0,32)
Анализ результатов полученных данных позволяет сделать следующие выводы:
Эмоциональный интеллект является одним из важных качеств руководителя, определяющим уровень успешности профессиональной управленческой деятельности.
Гипертимная, эмотивная и демонстративная черта характера способствует развитию эмоционального интеллекта.
Детерминантой успешной деятельности руководителя является и способность предвидеть поступки людей, предсказывать дальнейшее развитие событий. Это способность развивается с возрастом в результате приобретения опыта управленческой деятельности и в значительной степени определяется чувствительностью к невербальной экспрессии.

Наличие дистимической черты в характере личности влияет на способность прогнозировать события и использовать стратегию конфронтации в конфликтной ситуации.
Успешные менеджеры чаще других используют стратегию соперничества (конфронтации). Вместе с тем они охотнее идут и на сотрудничество и компромисс. В меньшей степени им присущи стратегия избегания. То есть более успешные менеджеры настойчивее при отстаивания своих интересов в конфликтных ситуациях.
Успешность управленческой деятельности определяется гармоничным сочетанием противоречивых психологических черт, таких как: гипертимная, и дистимическая характерологическая особенности личности.

 



Просмотров: 403
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие эмоционального интеллекта с помощью методики саморегуляции
  • Навыки для развития Эмоционального Интеллекта (EQ)
  • Арт-терапия как средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Взаимосвязь уровня эмпатии и эмоционального интеллекта со стрессоустойчивостью
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей
  • Развитие эмоционального интеллекта у детей: 5 основных законов EQ
  • Развитие эмоционального интеллекта путем тренингового воз-действия.
  • Влияние эмоционального интеллекта на пищевое поведение и набор лишнего веса.
  • Развитие эмоционального интеллекта в детской студии Школа фей и волшебников
  • Влияет ли уровень интеллекта на наши возможности в будущем?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Взаимосвязь эмоционального интеллекта и выбора копинг-стратегий специалистов в сфере недвижимости
  • Как помочь развитию эмоционального интеллекта у наших детей
  • 10 этажей эмоционального интеллекта
  • О значении эмоционального интеллекта
  • Польза эмоционального интеллекта для руководства
  • 10 этажей эмоционального интеллекта, часть 2ая. Основная.
  • Важность эмоционального интеллекта в жизни человека
  • Профессиональное развитие как условие профессиональной успешности или формула успеха!
  • Исследование эмоционального интеллекта у беременных с признаками депрессии
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Взаимосвязь уровня интеллекта и коммуникабельности в структуре личностного потенциала молодежи
  • Определение уровня интеллекта
  • Влияние сексуального любопытства ребенка на развитие детского мышления и интеллекта.
  • 3 правила развития творческого интеллекта
  • Что такое "ИНТУИЦИЯ"? (из теории "социального интеллекта" И.В. Герасимова)
  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Развитие интеллекта и двигательная активность у детей
  • СПК в коллективе как фактор, влияющий на эффективность деятельности предприятия



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь