|
Развитие телесного Я личностиАвтор статьи: Андропова Людмила Олеговна
Отношение человека к телу сегодня претерпевает существенные трансформации, однако, несмотря на обилие специальной литературы и изданий научно-просветительского и популярного характера, в которых много говорится о том, как заботиться о своем теле, как уменьшить или увеличить вес, как правильно питаться, чтобы оставаться здоровым, мало где описаны возможности решения проблем личностно-психологического характера в отношениях со своим телесным Я, поэтому современный человек все сильнее ощущает разделенность между своей личностью и собственным телом, что отдаляет его от себя и ухудшает общую картину физического, психического, эмоционального и социального здоровья. Телесное Я человека является одним из важнейших компонентов всего Я-образа, так как тело мы можем наблюдать и оценивать постоянно. Восприятие тела состоит из психического, эмоционального, физического, исторического аспектов. По мнению исследователей в области телесности здоровое тело предполагает подвижность телесного Я при неизменной телесной схеме, внутренний стержень, реалистичность собственного телесного образа и объемность своего тела, видение его в трех измерениях. В психологии существуют различные подходы к определению места и роли телесного Я в структуре личности – от почти полного исключения его из структуры самосознания до рассмотрения телесного Я как одного из ведущих факторов организации психики (хотя очевиден перевес в сторону первого подхода). Еще более разрознены представления о развитии телесного Я, поэтому основной задачей нашего исследования стало выделение этапов этого процесса. Итак, первая социальная группа, в которую входит человек, является диадным симбиозом матери и ребенка. Согласно мнению многих авторов, изначально ребенок не ощущает себя отдельным от матери существом. Процесс симбиотического взаимодействия является решающим фактором, влияющим на становление образа тела и формирование соматической идентичности, образующего основу дальнейших шагов развития. Образ тела в данном случае выступает как целостная система взаимодействия эмоциональных, телесных, культурных, социальных феноменов в контексте индивидуальной истории отношений матери и ребенка. Понятие образа тела не сводимо к представлению о теле как организме. Наряду с обращением к соматической сфере тела, наблюдаемой другими, существует образ тела в виде психической репрезентации. М. Малер особо подчеркивала значение адекватного поведения матери для нормального развертывания процесса сепарации ребенка и становления его индивидуальности. Нарушения материнского поведения, в частности, препятствие ребенку в его стремлении к отделению способно привести к фиксации симбиотической стадии в отношениях между ними, в результате чего образ тела ребенка оказывается недостаточно и неправильно сформированным [1]. Н. Лихтенштейн детально рассматривает аспект идентичности раннего развития Я в отношениях матери и ребенка [2]. Он придерживается мнения, что мать в ситуации раннего симбиоза имеет функцию зеркального отражения на ребенка его потребностей, фантазий и действий, прежде всего на уровне не зрительного, а осязательного и обонятельного восприятия. Телесное Я выражает скорее идентичность организма, уникальность ощущений ребенком своего тела и ощущения его матерью. Поэтому нарушения раннего развития соматического Я, вызванные неправильным и недостаточно аффективным телесным контактом между матерью и ребенком, являются не только нарушением функциональной структуры, но и всегда нарушениями идентичности. С. Фишер и С. Кливленд выдвинули идею о том, что ребенок развивается путем интернализации системы связей, устанавливающихся в его социальном взаимодействии со значимыми окружающими, в первую очередь, с матерью. В том случае, если связи носят стабильный характер, основаны на четких, понятных, хорошо определенных ожиданиях и установках, то самосознание, формирующееся в системе этих связей, также будет характеризоваться стабильностью, устойчивостью. С.Фишер предположил, что телесная сфера наполнена символическими значениями, причем процесс наполнения ее такими значениями для ребенка происходит в тесном взаимодействии с социальным окружением. Он указывает, на то, что существует связь наиболее осознанных зон тела с определенными личностными чертами. Осуществляется эта связь через символическое значение этих участков тела. В отличие от схемы тела, понятие образа тела более емкое и включает в себя всю совокупность проявлений человека. На него проецируется ощущение человеком самого себя. Важной характеристикой образа тела является то, что он состоит из целой серии частичных образов, каждый из которых соответствует какому-либо качеству реального тела и воспринимается тем или иным органом чувств. Образ тела всегда строится посредством ощущений. Образ тела не является сознательным именно потому, что его формируют перцепции – восприятия органов чувств [3]. Центральное положение культурно-исторического подхода к телесности также заключается в том, что телесность человека не равна телу физическому. В процессе приобщения ребенка к человеческому миру формируется «культурное тело», отличное по своим характеристикам от тела натурального, присущего человеку как индивиду – представителю животной природы. В данном контексте телесность мыслится как аналог высшей психической функции. Таким образом, развитие телесного Я необходимо рассматривать как процесс, включенный в онтогенез человека, подчиненный центральным психологическим закономерностям развития и функционирования. В данном ключе следует рассматривать и становление представлений о собственном теле как этап становления самоидентичности. Л. Бернстайн и П. Бернстайн предположили, что формирование образа тела происходит через последовательную смену ступеней развития, параллельно которому формируется Я-образ. Каждая ступень развития имеет серию двигательных задач, которые соответствуют задачам психологического развития. Последующие ступени выстраиваются на опыте и овладении предшествующих задач, не смотря на то, что эти темы продолжают свое существование и на протяжении последующих лет [4]. Рассмотрим эти этапы в соответствии с концепцией Маргарет Малер, которая развивалась на стыке психологии объектных отношений и эго-психологии. Процесс развития репрезентации себя представлен ею как взаимная связь между процессом разделения и процессом индивидуализации. Итак, первый этап - наделение тела позитивным аффектом - начинается в раннем детстве. Младенческое ощущение телесного удовольствия происходит от родительских установок по отношению к телу ребенка, которые ребенок ощущает на физическом уровне. Этот этап параллелен событиям симбиоза в концепции Малер М., в течение которого ребенок постепенно дифференцирует ощущения удовольствия и боли. Еще не дифференцировались внутренние и внешние переживания, переживания себя и другого. Установление границ между телом и окружающей средой - второй этап, когда происходит дифференциация собственного тела от окружающего мира. Он связан с развитием границ и чувства телесного пространства, обсуждавшихся ранее. Эти задачи параллельны начальным задачам этапа сепарации - индивидуации (Малер М.), в течение которого ребенок начинает дифференцировать себя от другого. Осознание частей тела и их взаимосвязь - это третий этап, и это необходимый предтеча способности двигаться по пространству. В это время ребенок осознает, что его части тела работают вместе и действуют определенным образом. Движение тела по пространству - это четвертая важная для индивидуации ступень, и она параллельна практическому (practicing) подэтапу М. Малер. Это достижение обеспечивает младенцу чувство, что он может успешно регулировать свои собственные интеракции. В это время способность ребенка останавливать, а так же начинать собственные действия, помогает достичь и укрепить здоровое чувство контроля и власти (mastery). На пятом этапе элементы собственной половой идентичности включаются в образ тела. Тело становится ценным уже на другом уровне - уровне воспроизведения. Включение элементов половой идентичности в образ тела так же влияет на способность строить интимные отношения с другими. Эти задачи, по-видимому, параллельны малеровской концепции консолидации индивидуальности, которую она рассматривает как задачу четвертого подэтапа периода сепарации - индивидуации: этот подэтап не имеет определенной конечной точки. И, наконец, этап старения, связанный с переживаниями смертности, которые интегрируются в образ тела. Эти переживания включают осознание изменений, происходящих с телом на протяжении естественных процессов старения, а так же установок (например, принятие) на эти процессы. Задачи последних двух этапов, в частности, могут наполнять многие годы чьей-либо жизни, и они могут различными способами влиять на образ тела, в зависимости от чьих-либо обстоятельств жизни. Кочкина Л.В. выделяет этапно-уровневое развитие телесного Я, которое предполагает количественно-кризисные изменения, проявлениями которых выступает манифестация подструктур, в рамках которых происходит аккумуляция онтогенетического опыта человека: интрацепция, границы, экспрессия, самоконтроль, осознанность, самопринятие. Границы телесного Я как уровень его развития манифестируются в раннем возрасте, а представления о границах формируются на базе интрацепции в дошкольном возрасте. Показателем формирования представлений ребенка о границах своего физического Я автор считает половозрастную идентификацию. А в процессе идентификации выделяет ряд этапов, заключающихся в смене объекта идентификации: идентификация с матерью, отделение от матери, идентификация с объектом своего пола [5]. Опираясь на исследования С. Л. Рубинштейна [6] отметим, что образ телесного Я ребенка находит свое отражение в двигательном процессе, основанном на ощущениях. Этот факт объясняется тем, что ощущение, сенсорика всегда связаны с моторикой, с действием. Ощущение образа телесного Я – это начальный момент сенсомоторной реакции и результат сознательной деятельности, дифференциации, выделения отдельных чувственных качеств внутри восприятия этого образа. Восприятие образа телесного Я основывается на чувственном отображении объективной реальности, существующей независимо от сознания, на основе воздействия ее на органы чувств. При восприятии образа телесного Я происходит его осознание, а ощущение образа телесного Я отражает отдельное чувственное качество (образ) или недифференцированные и неопредмеченные впечатления от окружающего. В общем виде ощущение образа телесного Я предшествует его восприятию, и его восприятие предшествует его ощущению. Этот факт объясняется тем, что ощущение, как компонент сенсомоторной реакции, предшествует восприятию: генетически оно первичнее; оно имеется там, где нет еще восприятия, т.е. осознания чувственно данного предмета. Из этой мысли следует, что восприятие и ощущение образа телесного Я по своему содержанию может быть как чувственным, так и рациональным. Сам процесс восприятия образа телесного Я включает в себя познавательную двигательную деятельность «прощупывания», обследования, распознавания этого образа через другие образы, возникновение которых связано с чувственным наполнением [6]. В результате двигательная деятельность ребенка способствует овладению телом, что приводит к формированию у ребенка образа его телесного Я. Положив в основу исследования С.Л. Рубинштейна, Агарева М.В. представила онтогенез развития образа телесного Я следующим образом: 1) восприятие собственного тела; 2) уяснение ребенком для себя границ тела, его возможные положения и соотношение его частей; 3) на основе мускульных, осязательных и кинестетических (двигательных) ощущений формируется чувство телесного «Я»; 4) различение Я и не-Я и укрепление границ Я, сопровождается постепенным формированием схемы собственного тела; 5) связан с фантазиями и представлениями о собственном теле, которые рисует образ тела; 6) знания о теле приводят к пониманию концепции тела; 7) собственно проявлениеобраза телесного Я [7]. Обобщив результаты различных исследований в области развития телесного Я личности, можно проследить некоторые общие этапы этого процесса (см. табл. 1). Таблица 1 Этапы развития телесного Я личности Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод о том, что развитие телесного Я не прекращается в раннем возрасте, оно корректируется, дополняется и трансформируется в течение всей жизни человека. Литература: 1. Mahler M., Pine F., Bergman A. The psychological birth of he human infant. – New York: Basic Books, 1975. – С. 132. 2. Авдеева Н.Н. Привязанность ребенка к матери и образ себя в раннем детстве // Вопросы психологии. – № 4 – 1997. – С. 3 – 13. 3. Казанцева О.В. Влияние современных мифов на образ тела подростков // Семейная психология и семейная терапия, 2000. – №1. – С. 14 – 33. 4. Рудестам К.Э. Групповая психотерапия. - СПб.: ЗАО Издательство «Питер», 2000. – 384 с. 5. Кочкина Л.В. Становление физического Я в дошкольном возрасте : диссер.... канд. психол. наук : 19.00.13 Москва, 2007. – С. 6 – 8. 6. Рубинштейн, С.Л. Основы обшей психологии: В 2 т. – Т. I. – М.: Педагогика, 1989. – С. 208 – 268. 7. Агарева М. В. Соматический аспект содержания процесса образования // Молодой ученый. – 2012. – №1. Т.2. – С. 57 – 59. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|