Часть пятая. Причины аутизма. Рождение "Телесного Я"

В предыдущей статье мы говорили о различных сенсорных каналах:

• Осязание (тактильные ощущения).
• Вестибулярные ощущения (сила тяжести и движение).
• Проприоцептивные ощущения (в мышцах и суставах).
• Зрение.
• Слух.
• Обоняние.
• Вкус.

 Первые три сенсорных канала, особенно важные в формировании «телесного Я» – осязание, вестибулярные ощущения и проприоцептивные ощущения Айрес объединяет в первом, базовом уровне сенсорной интеграции. Осязание или тактильные ощущения она выделяет как фундамент в формировании эмоциональной связи между мамой и младенцем. Ребенку необходимо иметь тактильный контакт с матерью или значимым взрослым, который заботиться о ребенке, чтобы сформировалась первая в его жизни эмоциональная привязанность. Эмоциональная привязанность имеет в основном тактильную природу. Кроме того, осязание позволяет ребенку ощутить себя физическим телом. Кожа служит границей «телесного Я», дает осознание, где заканчивает «Я» физически и начинается «не-Я», то есть внешний мир. Ясное осознание собственных телесных границ, тактильная информация дает младенцу чувство безопасности.

 Объятия и прикосновения матери к младенцу могут быть недостаточным или избыточным (слишком интенсивным) стимулом для последнего при формировании здоровой эмоциональной привязанности и ощущения собственных границ, если у ребенка искажен канал обработки тактильных ощущений. Возможно, мозг ребенка в состоянии регистрировать только прикосновения определенного качества, или иногда он регистрирует тактильные ощущения, а иногда нет, или в различное время одни и те же прикосновения регистрируются мозгом ребенка как ощущения разной интенсивности. Также личный опыт матери или другого значимого взрослого могут повлиять на качество прикосновений к ребенку, формируя слабую эмоциональную связь. Или, возможно, взрослый, имея специфический личный опыт, не может дать ребенку достаточного эмоционального отклика. Все это способствует формированию слабой эмоциональной связи между матерью и младенцем. Также у ребенка не формируется четких границ «Я», в основе которых лежит тактильная информация о прикосновениях матери или другого значимого взрослого к коже младенца.

Новорожденный, когда его берут на руки, удобно «устраивается» на руках того, кто его держит. Успешно справиться с этой задачей ему помогают ощущения, идущие от суставов и мышц. Родители детей с аутизмом отмечают, что в младенчестве их дети не «устраивались» удобно, а повисали как «мешок с песком». Такое поведение ребенка с аутизмом свидетельствует о нарушении обработки ощущений, идущих от мышц, суставов и вестибулярного аппарата, отвечающего за отношения с гравитацией.

Младенец с первых недель совершает большое количество движений, которые на первый взгляд кажутся бессмысленными и бессистемными. Однако эти движения формируют у ребенка образ собственного тела и помогают ему приспособиться к гравитации.

Телесное обучение ребенка начитается с выявления связи между телом и гравитацией. Любое движение новорожденного ребенка – это отношения между его телом и гравитацией, давлением силы тяжести на тело ребенка и его способности противостоять этому давлению или сдаваться ему. Таким образом, младенец тренирует мышцы, формирует общий мышечный тонус. Высокий мышечный тонус свидетельствует о гиперреакции тела на гравитацию, низкий мышечный тонус – о проблемах с приспособлением к силе тяжести.

Чаще всего дети с аутизмом имеют низкий мышечный тонус. Свидетельства родителей это подтверждают. Возможно, это связано с тем, что мозг такого ребенка не обрабатывает корректно сенсорные сигналы от вестибулярного аппарата, мышц и суставов. Как отмечает Джин Айрес, гравитационная безопасность важна для эмоционального здоровья. «Лишенный чувства гравитационной безопасности, он чувствует себя незащищенным в целом. Если к этому прибавляется эмоциональная незащищенность, обусловленная плохой интеграцией тактильных сигналов, то под угрозу ставится эмоциональное развитие малыша».

«Тесная связь между движениями малыша, характерными осязательными ощущениями и визуальным восприятием с самого начала сообщает ему о наличии его самого» - пишет Беверли Стоукс. Совершая большое количество движений, ребенок осваивает множество контактов и связей в своем теле: таз - руки, таз - ноги, таз - голова, рука - голова, рука - рот, рука - стопа, стопа - стопа и др. В сочетании с преодолением силы тяжести эти движения имеют колоссальное значение для формирования у ребенка представления о своем теле, о формировании «телесного Я». С помощью движений, инициированных им самим, ребенок осознает свое тело, его границы, расположение частей тела по отношению друг к другу. Ощущения в мышцах и суставах сообщают мозгу ребенка информацию об изменении положения тела или его частей по отношению друг к другу или в пространстве. Нарушение интеграции этих ощущений затрудняет формирование образа собственного тела в том числе.

Исследования, проведенные Джин Айрес, свидетельствуют о том, что у ребенка с аутизмом может быть искажен любой из сенсорных каналов, в том числе и те, которые участвуют в формировании «телесного Я». Автор подхода считает, что работа с аутизмом в ключе сенсорной интеграции позволит улучшить обработку сенсорных сигналов. Это позволит ребенку формировать более постоянные образы объектов и формировать знания об окружающем мире. По мнению Айрес сенсорная интеграция может быть одним из подходов в работе с аутизмом, но не может быть единственным. Данный подход, результаты и эффективность его использования в работе с аутизмом нуждаются в дополнительных исследованиях.



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Нервная система и рефлексы новорожденного. Ощущения и восприятие ребенка
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Анализ пребывания ребенка с аутизмом в коллективе здоровых сверстников
  • «Этот пальчик в лес пошел…» (как формировать образ телесного "Я" ребенка)
  • Как может помочь психолог ребенку с аутизмом.
  • Мои личные результаты, ощущения и чувства от использования Динамического связного дыхания.
  • Связь эмоционального состояния матери и здоровья ребенка
  • Осознание эмоций через телесные ощущения
  • У неё есть всё, кроме ощущения счастья
  • Об опоре на себя, свои ощущения и чувства
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Нарушение границ у ребенка: как правильно реагировать матери
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников.
  • От вселенской любви через связь поколений к танцам. Тренинги. Ощущения участников. Продолжение.
  • Ощущения, эмоции, чувства
  • Чувства, эмоции, ощущения
  • Роль бессознательных фантазий родителей в формировании будущей судьбы ребенка
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Шпаргалка. Чувства - Ощущения - Мысли.
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Когда местоимение МЫ может быть губительным для ребенка
  • 5 шагов эмоциональной поддержки ребенка (в том числе и внутреннего)
  • Роль отца в формировании личности ребенка
  • Важность ощущения контроля в жизни
  • Эмоции, чувства, ощущения, настроения и аффекты. В чем же разница?
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Ощущения, что это?
  • Самоопределение в предметах. Ощущения от метода. Часть 3
  • Привязанность в жизни матери и ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь