Развитие телесного осознавания. Техника "Сканер"

Экспериментальная техника, которая будет описана ниже, может использоваться для восстановления контакта с телом, когда клиент приходит без явного запроса, со смутными чувствами, не зная, чего он хочет. Техника полезна также как "заземляющая" процедура, позволяющая вернуться в настоящее, когда клиент находится в сильной тревоге. Я знаю её под названием "Сканер", но наверняка она встречается и в других вариантах. Своими корнями эта техника уходит в созерцательные практики буддизма, которые являются одним из оснований теории гештальт-терапии.

Техника состоит в поочерёдном направлении внимания на разные части тела и на их осознавании через ощущения. Чтобы облегчить распознавание ощущений клиентом, рекомендуется называть их основные характеристики: тепло-холод, напряжение-вибрация-расслабление, тяжесть-лёгкость, сжатие-давление.

Инструкция для выполнения может быть примерно такой:
" Сядьте, пожалуйста, поудобней и хорошо поставьте на пол обе стопы (лягте на коврик). Можно закрыть глаза. Сконцентрируйтесь на ваших стопах. Какие у вас ощущения в стопах? Как они стоят на полу? Тяжёлые они или лёгкие, тёплые или холодные? Побудьте взглядом, мыслью там, переместитесь в ваши стопы... Теперь переместитесь в лодыжки. Какие они? Тяжелые, лёгкие, может быть, они дрожат или нет? Или они спокойные?.. Теперь переместитесь в колени. Как вы ощущаете ваши колени? Какие они, что с ними?.. Теперь бёдра... Ягодицы. Чувствуете ли вы стул, как он ощущается, как именно он давит?... Живот. Как ощущается живот? Напряжён он или расслаблен, холодный он или тёплый? Есть ли там давление?... Грудь, какие ощущения у вас в груди? Почувствуйте, как вы дышите... Плечи. Напряжены ли ваши плечи или расслаблены? Они опущены вниз или подняты? Кисти рук... Предплечья. Тёплые или холодные, тяжёлые или лёгкие? Какое у них положение, как они лежат? Теперь шея. Как вы ощущаете вашу шею? Напряжена она или расслаблена?.. Голова. Как ваша голова? Тяжёлая она или лёгкая, статичная или раскачивается из стороны в сторону, может быть, вперёд-назад?.. Переместитесь в нос. Как вы ощущаете ваш нос? Как в него входит воздух? Какой он температуры?... Глаза, как вы ощущаете ваши глаза?... Рот, челюсти. Сжаты они или расслаблены?... Мы прошлись по всему телу. Можете медленно открыть глаза. Как вы сейчас себя чувствуете?"

Это упражнение следует выполнять неторопливо, чтобы клиент успел ухватить ощущения в каждой из называемых частей тела. Обычно после упражнения чувства клиента становятся ярче и отчётливей, дыхание - более спокойным и глубоким. У клиента появляется больше возможностей сфокусироваться на актуальном состоянии и углубиться в проблемную тему.

Если вам понравилась статья, буду благодарен за лайки и комментарии.

 



Просмотров: 460
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Посмотри в глаза страху " - техника работы с МАК «Фобии и страхи»
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №2 "Ощущения"
  • Техника МАК "Открытие" на формирование актуального и корректного запроса клиента.
  • Почему в гештальт-терапии не может быть "сопротивления"
  • Когда женщина "звучит", она не может быть в одиночестве
  • Чудо "оживления" или мысли вокруг ощущения, что "Жывешь".
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Техника безопасности в моменты горевания.
  • Может ли страдание быть "нормальным" и "патологическим"?
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Техника "Автопортрет". "Цвета и чувства". И мой портрет с комментарием.
  • Когда мужчина просто "лечится" о Вас - вы чувствуете себя "помойной ямой"
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №5 "Трансформация эмоций и подмена чувств"
  • Когда мужчина - это теперь "весь мой чертов мир..."
  • Ощущения. Эмоции. Чувства. Часть №1 "Вводная"
  • Правильные отношения? Может "да", а может "нет", у каждого свой взгляд.
  • Техника "Футбол-не по детски" – работа с любыми запросами. 5 техника
  • Эмоциональная зрелость или "а теперь я могу и мне можно".
  • Техника "Лёгкость будущего""
  • Такая разная терапия: клиент "Хочу" и клиент "Надо"
  • Техника "Достижение цели" в стиле арт. ("коллаж желаний+интеллект-карт")
  • 100% техника, чтобы вернуть любовь и чувства в ваши отношения.
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Разговор со сменой позиции"
  • Техника "я-высказывание": как сделать чтобы вас услышали
  • Разница между "Любить себя", "Быть эгоистом", "Быть альтруистом"
  • Как же научиться прощать? Техника "Пустой стул"
  • "Хроники школьного психолога" Техника "Несказочные проблемы"
  • Как "дожать" клиента на платную консультацию. Или, может, не надо?
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Почему тянет к "недоступным" и встречаются "все какие-то не те"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь