|
Развивающий диалог как метод предупреждения психического выгорания у педагоговАвтор статьи: Данилова Юлия Денисовна
Развивающий диалог как метод предупреждения психического выгорания у педагогов
Феномен психического выгорания в последнее время стал чрезвычайно популярным в нашей стране в последнее десятилетие и как самостоятельный феномен начал изучаться в работах Орла Валерия Емельяновича и его коллег на факультете психологии ЯрГУ. Прежде, чем перейти к собственно содержанию концепции, хотелось бы остановиться на терминологии. Дело в том, что когда читаешь наши книги по выгоранию, обнаруживаешь, что существует много терминов: «выгорание», «эмоциональное выгорание», «эмоциональное сгорание», «профессиональное сгорание», «психическое сгорание». Это создает как терминологическую путаницу, так и путаницу содержания понятия и его использования. Если рассматривать с этической точки зрения, то точный перевод термина в английских словарях обозначает «выгорание», поскольку первоначально определение использовалось американскими психиатрами при изучения психического состояния профессионалов психиатрических клиник. Термин «сгорание» имеет другой английский эквивалент. Оба термина несут разную смысловую нагрузку. С психологической точки зрения, «сгорание» - это полный распад личности под влиянием стрессовых воздействий профессиональной деятельности. Это состояние, когда человек не может ни адекватно вести себя, ни выполнять на минимальном уровне свои обязанности, и которое сопровождается соматическими, психосоматическими расстройствами. Известно наше бытовое выражение, которое применяют по отношению к человеку, который пострадал на работе – «сгорел на работе». Выгорание заключается в том, что человек может работать, и опыт показывает, что успешно может работать, но внутри он полностью опустошен. На языке метафоры сгорание – это дерево, которое полностью сгорело. Выгорание это когда дерево стоит, пытается еще расти, но внутри оно полностью пустое. Термин «эмоциональное выгорание» - на наш взгляд узкое понимание самого феномена, поскольку эмоциональная составляющая – не самое главное, хотя и ярко представлена. Последние исследования показывают, что помимо эмоциональной составляющей есть еще и мотивационная составляющая, и когнитивная составляющая, поэтому правильней говорить о психическом выгорании или просто выгорании. Что касается термина «профессиональное выгорание», то в принципе считается, что выгорание – это феномен профессиональный, поскольку рождается в профессиональной деятельности, в ней функционирует и развивается. Попытки расширить данный феномен и найти его у школьников, студентов ни к чему не привели. Что касается источников выгорания, после эмпирического исследования установлено, что личностные черты с полным правом можно назвать внутренними детерминантами выгорания. Именно они создают базу, которая затем способствует воздействию этого феномена. Выделят два комплекса этих черт: комплексы, провоцирующие выгорание, и комплекс черт, которые, наоборот, компенсируют развитие этого процесса. Кроме этого был сделан важный и новый вывод, что психическое выгорание – это общепрофессиональное выгорание, то есть присутствуют все профессии, а не только профессии социальной среды, как это звучало в традиционной психологии. Если сравнивать профессии традиционные, то есть профессии субъект-субъектные и субъект-объектного типа, то там структура одинакова в присутствии трех базовых компонентов, но разная при воздействии и проявлении выгорания и зависит от содержания деятельности.
Какие же особенности имеет психическое выгорание у педагогов? Из содержания деятельности педагогов следует, что на первый план выходит взаимодействие учитель-ученик. Как показывают последние исследования в этой области, возрастает социальная беспомощность учителей, выражающаяся в следующих стереотипах восприятия, поведения и чувствах: «они не хотят учиться»; «они тупые и безнадежные»; «мы не знаем, что с ними делать»; «все бесполезно». Все это приводит учителей к психическому выгоранию. Наши коллеги из Санкт-Перебурга выявили, что методом построения диалогических отношений учитель-ученик в учебном процессе, и как следствие, методом предупреждения выгорания учителей является развивающий диалог, который может быть определен как на уровне отношений, так и на уровне своей инструментальной составляющей. Диалогические отношения учитель-ученик (что) могут быть выражены операционально (как делаю) следующим образом: любовь – вижу, слышу, чувствую; интерес – вступаю в личный контакт; уважение – соблюдаю права;вера – отказываюсь от ожиданий.
Инструментальная составляющая диалога - исследование опыта и потребностей, включение поиска и мотивации, передача ответственности, исследование внутренних трудностей и превращение их в точки развития, усиление рефлексивных процессов - отражает его развивающую и исследовательскую функции.
Инструментальная составляющая диалога обеспечивает развивающий, исследовательский и управляющий процесс, операционально осуществляемый с помощью открытых и закрытых вопросов, анализа и синтеза, обобщения и позитивной обратной связи и состоит из следующих функциональных компонент: ■ исследовать опыт и потребности ученика; ■ исходя из потребностей, включить поисковую активность и мотивацию ученика; ■ передать ответственность; ■ исследовать те внутренние трудности-ограничения ученика, которые порождают точки противоречия, и превратить их в точки развития; ■ включить рефлексивные процессы; ■ обобщить, дополнить и реструктурировать новое знание (связывая его с личным опытом ребенка и таким образом «высаживая его на родную почву»).
При использовании развивающего диалога родитель и ребенок становятся со-исследователями в диалоге. Они вступают в горизонтальные, симметричные демократические отношения.
Рис. Модель развивающих диалогических отношений учитель-ученик
Самый первый уровень – это философия, которая включает один вопрос: «Каким образом мы будем взаимодействовать с нашим окружением, с коллегами, с детьми, пусть это будут, скажем, криминальные подростки, подростки-наркоманы, трудные подростки. Взаимодействие определяет то, что получится. Речь идет о взаимодействии в целом, не только в какой-то группе или в тренинге. Изолированно взятый тренинг ничего сделать не может. Не удалось найти ни одного валидного примера, который доказывает обратное. Общая схема взаимодействия строится таким образом: от персонала требуется суметь проявить четыре качества во взаимоотношении с теми, с кем мы взаимодействуем. Первое такое качество – уважение. Под уважением мы понимаем соблюдение прав тех, с кем мы работаем, в том числе, права на индивидуальность. Соблюдение прав - это функция, которая является гарантом прав. Если вы декларируете какие-то права, - это ничего не значит, кроме возможности дискредитации прав. На самом деле - это означает цепочку действий, которые должны быть оптимально организованы для того, чтобы не просто гарантировать права, например, безопасности, но и тому человеку, которому мы гарантируем, дать понять, что у него есть гарант, т.е. безопасность. Когда в конце социально-реабилитационного курса подростков-хулиганов наши коллеги спросили: «Что для вас было самое важное в этом месяце?», - они сказали: «Мы узнали, что у нас есть права». Факт состоит в том, что ни одна категория детей и подростков, у которых есть эта проблема, с точки зрения серьезной психологии, фактически не имеет прав, и сочетание прав и обязанностей абсолютно деструктивно. Обязанности выполняются тогда, когда есть вышестоящий орган, который их спустил. Второе качество - интерес. К нашему ученику должен быть глубокий интерес. Это означает исследование его потребностей, которые он имеет, во всей полноте. Не зная потребностей, не понимая, что ему нужно сейчас, а что чуть позже, те способы и методы, которые мы применяем, не работают. Интерес означает, что каждый раз во время программы, вступая в контакт с ребенком, мы должны быть наготове к исследованию. Вера. Я поясню, что означает это слово. Начну с того, чего это слово не должно обозначать. Слово «вера» не должно обозначать ожидания. Если у людей, которые работают, есть ожидания определенных изменений, то процесс, который нам нужен, не происходит. Ожидания – это конкретная программа, которая реализуясь, дает слабый результат. Вера нужна для того, чтобы максимально использовать свой внутренний ресурс у нашего подростка. Если у вас есть какие-либо ожидания от ребенка, то может получиться так, что он будет выдавать желаемое поведение без претерпевания действительных внутренних изменений: «Я буду тем, каким вы хотите, чтобы я стал». Вера означает, что я прекращаю прогнозировать свои конкретные ожидания в адрес подростка. Последнее требование взаимодействия наши сотрудники называют словом любовь. Говорить про любовь к детям – дело простое. Любовь мы понимаем следующим образом. Если я вижу все, что можно увидеть глазами этого ребенка. Если я слышу каждый раз, когда он говорит в надежде, что он будет услышан. Если я чувствую, способен понять, что он чувствует. Почему эти четыре требования хороши. По нашим длительным наблюдениям независимо от того, насколько хороша или плоха программа социально-реабилитационного курса для несовершеннолетних, который мы регулярно проводим в школах, если эти требования взаимодействия выполнены, программа автоматически подстраивается под реальный контингент. И тогда мы можем применять методы, которыми владеем, проигрывать психодраму, консультировать или применять иные инструментальные вещи. На уровне четырех качеств, если есть группа, которая может это делать, то эта программа работает в колонии для несовершеннолетних, в школе для трудных подростков. Оказалось, что программа, построенная на этих принципах, работает с маленькими детьми. Этот процесс, который происходит, звучит примерно так:
Затем происходит реконструирование опыта, т.е. мы пытаемся из негативного опыта сделать опыт позитивный, который далее можно использовать. Мы передаем ответственность за собственную жизнь ребенка, за его действия. Итак, у нас есть философия из четырех разделов, принципы, по которым мы работаем, инструменты – некие терапевтические способы. Что является главной проблемой, несмотря ни на какие теоретические программы? Это фигура того, кто работает. То есть, если мы говорим о школе, то главной проблемой школы, конечно, является качество учителя. Для того, чтобы учитель работал так, как нужно, у наших коллег уходит пять-шесть лет. Они стараются работать с разными людьми. И когда проводили первую программу в 94 году, то у них было семнадцать человек. После курса одиннадцать ушли. Они сказали, что такого рода душевных усилий они вынести не могут. На то время коллеги хорошо знали о профилактике эмоционального выгорания. Это были люди, которые тоже хорошо это знали. Дело ведь не в профилактике выгорания. Для того, чтобы работать этим образом, нужно действительно уважать, любить и т.д. А для этого нужно перестраивать собственную личность. Совсем не каждому это хочется делать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|