Факторы формирования конфликтных ситуаций, возникающих в процессе МСЭК.

Факторы формирования конфликтных ситуаций возникающих в процессе МСЭК

Конфликтная ситуация
 — это состояние конфронтации двух и более социальных субъектов по поводу существующих между ними реальных и мнимых противоречий, это потенциальная готов­ность к конфликтным действиям.

Возникновение предконфликтной ситуации связано с восприя­тием этой ситуации одной из сторон как угрожающей ее безопас­ности и интересам. Перерастание конфликтной ситуации в соб­ственно конфликт возникает только в том случае, если угроза воспринимается как непосредственная. Именно такая угроза яв­ляется пусковым механизмом конфликтного поведения.

        Необходимо рассмотреть сопутствующие психологические факторы и условия, формирующие конфликтные ситуации, нередко возникающие в процессе медико-социальной экспертизы.
        Помимо основного фактора: противоречия в отношении справедливости решения об инвалидности, порождающего смысл экспертизы, возрастание (эскалация) экспертного конфликта может зависеть от так называемого «темпорального» (т.е. временного) фактора: как правило, больной встречается с врачом экспертом на достаточно непродолжительный период (особенно, если речь идет об экспертизе в первичном звене, перегруженном потоком больных), за время которого и происходит взаимодействие сторон, участвующих в процессе освидетельствования.
                                    
Психосоциальные факторы, усложняющие процедуру МСЭ

- неравноправность позиции сторон (позиция эксперта "над" освидетельствуемым);
- временной фактор (краткосрочное одноразовое взаимодействие);
- изначальное несогласие (сомнение, спор), требующее компетиентного решения экспертов.

       Неравноправность позиций, в случае любой экспертизы, изначально детерминирована потребностью в «особом, более значимом мнении». Психологический смысл данного феномена обозначает то, что экспертное мнение профессионала, априори более компетентно, так как «эксперт знает лучше». Таким образом, роль «эксперта» всегда определяет неравность позиций, что в случае медико-социальной экспертизы проявляется в психологическом возвышении врача-эксперта как бы «над» освидетельствуемым. 
        Психологические риски подобного неравноправия могут реализоваться ввиду следующих уязвимостей:

         - бессознательного желания эксперта, во чтобы то ни стало, самоутвердиться, тем самым проявив власть (либо как пренебрежительное отношение, либо как повелительно-назидательное). 
          - в то время как со стороны освидетельствуемого, подобное «неравноправие» может бессознательно восприниматься больным в виде заведомой «психологической уязвленности», формируя недовольство и целый спектр негативных чувств, впоследствии реализуемых в жалобах в вышестоящие инстанции.


       Недостаток времени не позволяет взаимодействующим сторонам как-бы освоиться психологически. Ограничительный фактор времени  ставит специалистов в сложнейшие условия реализации коммуникативного мастерства (эффект «первого впечатления» чрезвычайно важен). Далее, на реакции больного в процессе взаимодействия со специалистами, влияет весь спектр ощущений, складывающихся у пациента (именно через призму «первого впечатления») о справедливом, внимательном и компетентном отношении к нему, либо, наоборот, о небрежном, «халатном», формальном отношении. 
        множественные случаи свидетельствуют о том, что часто врачи недостаточно уделяют времени на разъяснение больному нормативных тонкостей и деталей. При этом, в случае подробного разъяснения, касающихся освидетельствования и реабилитации вопросов, от больных неоднократно можно услышать «Вы знаете, если бы мне в «первичке» вот так понятно бы все разъяснили, я бы дальше никуда бы не пошел…». Подобная ситуация может быть обусловлена не только торопливостью экспертов, но и из-за разъяснений больным, которые даются в форме не доступной для них, что также приводит к недовольству и конфликтам.


        Также одним из важных факторов успешного завершения экспертной ситуации является ее полноценная «психологическая завершенность». При любом взаимодействии и контактировании сторон наступает фаза так называемого «постконтакта»,  финальная стадия контактирования, в которой необходимо грамотно завершить все психологические потребности общающихся сторон.
        Для правильного психологического завершения процесса экспертного освидетельствования данную фазу необходимо полностью «отыграть» в плане всех разъяснительных, объясняющих аспектов, возникших у пациента (либо его родственников) в процессе коммуникативного взаимодействия. В психологии известен феномен «незаконченной» ситуации, которая будет оставаться актуально сверх значимой и в случае незавершенности, обусловливать бессознательно навязчивое возвращение к ней до ее окончательного логического завершения. 
        При экспертном освидетельствовании (особенно в случае оспаривания больным предыдущего экспертного решения) достаточно трудно отыграть именно эту финальную часть взаимодействия.

       Таким образом, психологическая специфика экспертного процесса и перечисленные факторы, обусловливающие формирование конфликтной основы в контексте экспертизы, выдвигают высочайший уровень требований к специалистам, участвующим в данном социальном взаимодействии в отношении психологической информированности о значимых факторах риска и обученности навыкам эффективной коммуникации, бесконфликтного общения и поведения с учетом этико-деонтологических принципов. 

 

 



Просмотров: 456
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Интервью,как инструмент уточнения ситуации каждой из сторон спора.
  • Дезадаптационные нарушения у сотрудников МЧС как факторы риска в кризисной ситуации.
  • Работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Как именно деньги могут испортить отношения: «Может быть, тебе поискать более высокую зарплату?»
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что может стать поддержкой для мамы в случае синдрома хронической усталости
  • Как, критиковать так, чтобы не отбить охоту что-либо делать.
  • Жизнь может быть двух типов, либо печальная, либо ужасная. Если печальная, то Вам повезло.
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Как избежать развития конфликтной ситуации с ребенком. Техника для кинотренинга
  • Ситуации сравнения детей между собой в процессе обучения и воспитания: гендерный аспект
  • Как буллинг может стать прививкой выживания в любой ситуации?
  • Беззащитная жертва при сделке с пороком воли (о возможностях судебно-психологической экспертизы)
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Как молодым людям справляться с отсутствием мотивации к чему-либо и нежеланием делать что-либо? Шаг 2
  • Что делать в случае, если родственник теряет интерес к жизни.
  • Что ни в коем случае нельзя делать если вы хотите замуж
  • Как управлять собой в конфликтной ситуации?
  • Как правильно общаться в конфликтной ситуации
  • Как вести себя в конфликтной ситуации
  • Как общаться с близкими людьми в конфликтной ситуации
  • Как сохранить самообладание и спокойствие в конфликтной ситуации
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Почему так трудно "каждый день по 15 минут" делать что-либо?
  • Как сохранить спокойствие в конфликтной ситуации и реагировать на претензии
  • Как снизить уровень тревоги во время/после экстремальной ситуации
  • 5 стратегий поведения в конфликтной ситуации.
  • Он все равно на мне женится! Как сделать так, чтобы он женился? Психологические фишки, которые помогут



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь