Работа психолога в бюро медико-социальной экспертизы.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – это определение в установленном порядке потребностей свидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. [5, Статья 7] Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния здоровья и степени ограничения жизнедеятельности на основе анализа клинических, социальных и психологических данных свидетельствуемого.[1, с. 19] Психологи в штатный состав бюро МСЭ были введены с 1996 г.[4, п.13]

При работе в бюро МСЭ общего профиля психолог часто встречается с цереброваскулярными и другими заболеваниями головного мозга и их последствиями. Такие больные наблюдаются у невролога и лечат в основном двигательные и речевые нарушения. Но, как известно, мозг отвечает не только за двигательную и речевую активность, но и  мыслительную деятельность. Неврологи не всегда могут правильно оценить нарушение когнитивной и эмоциональной сферы. А к психиатру такие больные чаще всего не хотят обращаться. В нашей стране, почему-то, это считается постыдным. Часто слышишь от людей -  «Я не псих, что бы идти к психиатру, а тем более лечиться в психоневрологическом диспансере». Вместе с тем, у  больных этой группы часто наблюдаются органические или астенические нарушения психических процессов и расстройства личности. Такие как  снижение памяти, внимания, изменение мышления и эмоций. И с такими нарушениями может помочь справиться именно психиатр и психолог.

Обращаясь в бюро МСЭ после острых нарушений мозгового кровообращения (ОНМК), черепно-мозговых травм (ЧМТ) и других заболеваний головного мозга свидетельствуемые чаще всего приносят формальное заключение психиатра, без подтверждения диагноза в стационаре. При этом нарушения в когнитивной сфере часто бывают более выраженными, чем статодинамические и речевые. И развернутое, подтвержденное в стационаре заключение психиатра может дать возможность получения более высокой группы инвалидности и адекватных мер социальной защиты.

Чем же  занимается психолог в бюро МСЭ.

В первую очередь, это выявление нарушений со стороны психических процессов – памяти, внимания, мышления, эмоций, воли.

При этом указывается:

  • тип изменений (если изменены): астенический, органический;
  • по возможности стойкость выявленных нарушений;
  • обязательно степень выраженности выявленных нарушений. [3, с 6]
  • Также психолог проводит анализ личности больного:

  • Выявление отклонений от нормы личностных структур (различные девиации личности) или ее патология (умственная отсталость, психопатия и психопатоподобные расстройства). [2, с. 53]
  • Оценка реабилитационного потенциала личности, его интеллектуальной (по состоянию психических процессов), эмоционально-волевой и мотивационной составляющих. Человек должен все свои ресурсные возможности направить на реабилитацию, а этого нельзя сделать без анализа личности.
  • Определение адекватно личность реагирует на «жизнь в ситуации болезнь» или не адекватно ситуации болезни (неврозы и неврозоподобные состояния).  [2, с. 80]
  • Выявление возможных элементов установочного поведения, особенно при исследовании состояния когнитивных процессов.
  • В своей работе психолог использует психобиографический метод, клинико-психологическое наблюдение и экспериментально-психологическое обследование (ЭПО). [3, с.4] И если первыми двумя методами пользуются и врачи, то ЭПО владеет только психолог, а оно дает возможность более объективно оценить структуру и степень выраженности нарушений когнитивной сферы, интеллектуального снижения или недостаточности, эмоционально-личностных расстройств.

    В бюро МСЭ после обследования больного психологом, решается вопрос о необходимости осмотра свидетельствуемого психиатром. Такая необходимость возникает, если выявленные изменения носят умеренный или выраженный характер. Полученные психологические данные о состоянии психических процессов и личности, заключение психиатра  обсуждаются коллегиально членами бюро МСЭ. Если полученные данные значимы для экспертного решения, они трансформируются в клинический синдром с указанием его стойкости, степени выраженности, варианта и вносятся в развернутый функциональный клинико-экспертный диагноз.

    Таким образом, наличие психолога в бюро МСЭ позволяет более полно обследовать больного и выявить нарушения психических процессов и личности, которые могут значительно ограничивать жизнедеятельность человека. А при незначительных нарушениях обходиться без осмотра психиатра, что упрощает освидетельствование и позволяет избежать такой дополнительной психотравмирующей ситуации как психиатрическое обследование.

    Еще одна важная функция психолога в бюро МСЭ это участие в психокоррекционных мероприятиях:  формирование оптимального контакта, коррекция состояния фрустрации, профориентация, коррекция неадекватных мотивов и установок и т.д.

    Подводя итоги, хочется отметить, что наличие психолога в составе бюро медико-социальной экспертизы повышает диагностические возможности МСЭ за счет психологических знаний и методов обследования человека. Специфические диагностические методы, позволяющие с достаточной долей объективности оценить нарушение психических процессов и состояний человека, и психокоррекционные мероприятия помогают решить задачи, поставленные перед медико-социальной экспертизой.

    Литература

     

    1. Войтенко Р.М. Социальная психиатрия с основами медико-социальной экспертизы и реабилитологии // Руководство для врачей и психологов. – СПб.: ИКФ «Фолиант», 2002. – 256 с.
    2. Войтенко Р.М. Клинико-экспертная психология // Руководство для клинических психологов и врачей. – СПб.: 2010. – 260 с.
    3. Войтенко Р.М., Саковская В.Г., Филиппова М.П. Изменения психических процессов и методы их исследования. Значение в МСЭ. Учебно-методическое пособие. - СПб.: Айсинг, 2014г. – 44 с.
  • Постановление Правительства Российской Федерации «Примерное положение об учреждениях Государственной службы медико-социальной экспертизы» от 13.08. 1996 г. № 965 (с изм. от 21.09. 2000 г.).
  • Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ, №181-ФЗ, от 24.11.1995 г.
  •  



    Просмотров: 629
    Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




    Другие новости по теме:

  • Тонкости психических процессов после травмы насилия
  • Метафора психических процессов. Автобус
  • Нейролингвистика. Архитектоника языка, как одного из субстратов психических процессов.
  • Программа содействия гармонизации развития психических процессов детей - сирот. С примерами упражнений.
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Психотерапия - возрожденный шаманизм или новый вид социальной экспертизы?
  • Взаимосвязь аффективных и когнитивных нарушений при психических заболеваниях
  • Теории личности в социальной психологии
  • Межведомственное взаимодействие в работе психолога Участковой социальной службы
  • Виды психических нарушений, приводящие к трудностям социализации и обучения
  • Отличия психических заболеваний от состояния самадхи*
  • Взрослые дети, ухаживая за больными родителями, часто оказываются в социальной изоляции
  • Фототерапия как метод психокоррекционной работы в работе практического психолога и специалиста социальной работы
  • В этом мире не так много процессов
  • Раннее развитие психологических процессов
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • План – конспект занятия по предмету: «Коррекция психомоторики и сенсорных процессов»
  • Методы медико-психологической реабилитации пациетов, перенёсших ЧМТ
  • Коррекция созависимого состояния личности членов семьи больных химической зависимостью
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (3: Ритм и эмоции)
  • Психология времени, гл. 3: Психофизиология процессов восприятия и оценки времени (1: Теории)
  • У меня часто спрашивают: «Ты веришь в психических вампиров?»
  • Коррекция социальной дезадаптации
  • Профилактика СЭВ работников социальной сферы с использованием МАК
  • Что обо мне подумают люди: о страхе социальной оценки
  • Как убрать зависимость от внешней (социальной) оценки
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Проблема внутришкольных миграционных процессов и пути ее решения
  • Кривая контакта как универсальная схема описания жизненных процессов
  • Психологическое благополучие в период социальной изоляции



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь