|
Проблема внутришкольных миграционных процессов и пути ее решенияАвтор статьи: Панова Екатерина Владимировна
Проблема миграции в современном мире заняла одно из важнейших мест, и остановить этот процесс уже невозможно. Миграционные процессы затрагивают многие сферы общественной жизни: трудовую, политическую, социальную и другие. Далеко не последнее место в этом списке занимает образование. Согласно исследованиям, проведенным Департаментом межнациональных отношений Минрегиона России за 2007-2009 гг. образовательная миграция прочно заняла третье по значимости положение в миграционном потоке России*. Все это говорит о необходимости поиска путей, облегчающих процесс адаптации и к миграционным процессам. Сегодня мне бы хотелось поговорить о проблеме внутришкольной миграции (оставляя за рамками этническую часть этой проблемы) и возможных способах научения детей эффективно встраиваться в иной социум. К внутришкольным процессам миграции я отношу любые перемещения ребенка из класса в класс или из школы в школу, подразумевающие смену состава одноклассников и/или учительского состава и необходимость приспособления новой среде обучения. Вот лишь несколько примеров подобных перемещений: - переход школьников из начальной школы в среднюю, когда система «основной учитель» заменяется системой «классный руководитель и учителя-предметники»; - переезд семьи в другой город или район и как результат – переход ребенка в новую школу; - смена классного состава, связанная с:
Другим аспектом этой проблемы является разнообразие методических пособий и учебников, которые используются как в разных школах, так и разными учителями в одной школе. Таким образом, в результате смены класса или из школы, ребенок сталкивается с другими требованиями и/или методами обучения. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость приспосабливаться к иному составу класса и стилю преподавания - все это является серьезным испытанием для психики ученика. Как следствие, у ребенка снижается успеваемость, появляются конфликтные взаимоотношения в коллективе, психогенные заболевания и реакции, повышается уровень тревожности, возникают искажения в личностном развитии. Мы не можем повлиять на ход миграционных процессов, и не в наших силах стандартизировать требования, предъявляемые к учащемуся или отменить разделение классов, однако мы можем помочь ребенку развить в себе умение адаптироваться к новой ситуации и эффективно встраиваться в иной социум. Один из способов сделать это - социализировать ученика внутри коллектива через совместную деятельность. К сожалению, на сегодняшний день школы не уделяют должного внимания проблеме адаптации учеников к новым условиям образовательной среды. Единственная попытка что-либо предпринять для решения данной проблемы – это кружковая работа. Однако такой вид деятельности не удовлетворяет поставленным требованиям, так как является в большей степени просто продолжением школьных уроков, построенных по принципу «как надо делать» и не дающих ответ на вопрос, зачем надо и кому надо. Иными словами, в школе учащимся дают образец для подражания, которому они должны следовать без понимания и осознания его смысла. Получается, что эти знания оторваны от жизни и, как следствие, мало применимы на практике. В качестве решения проблемы внутришкольной миграции, мы решили организовать в одной из московских школ регулярные занятия по развитию у школьника коммуникативных компетенций. Хотелось бы отдельно отметить, что цель данного проекта была не научить ребенка копировать «правильную модель поведения», а именно развить навыки, необходимые ему для эффективной интеграции в другой социум. Взаимодействие с детьми было построено по принципу погружения в проблему, овладения способами ее решения и использования полученных знаний в повседневной жизни. Работа была разделена на два больших блока. Задача первого блока, используя различные развивающие методики, помочь ребенку познать себя, с тем, чтобы он смог принять себя таким, какой он есть, и научиться осознавать уникальность и индивидуальность других. В качестве примера хотела бы назвать такие развивающие методики как: «Тренинг личностного роста», «Развитие самосознания», «Обучение эффективному общению». Благодаря этому дети смогли лучше понимать и чувствовать себя, оценивать свои действия со стороны, осознавать мотивы своего поведения, понимать и принимать точку зрения другого человека, вставать на его позицию, распознавать чужие мысли и эмоции, противостоять давлению и агрессии, и многое другое. Следующий блок работы нацелен на осмысление школьником полученных им знаний и на использование приобретенных навыков на практике. Одним из инструментов для решения этой задачи является передача своих знаний другим. Ребята, успешно прошедшие занятия по коммуникативной компетенции, передавали полученные навыки тем, кому это необходимо. В основе этого метода лежит принцип «научись решать свою проблему, и помоги решить ее другому». Что это дает:
*http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|