Проблема внутришкольных миграционных процессов и пути ее решения

Проблема миграции в современном мире заняла одно из важнейших мест, и остановить этот процесс уже невозможно. Миграционные процессы затрагивают многие сферы общественной жизни: трудовую, политическую, социальную и другие. Далеко не последнее место в этом списке занимает образование. Согласно исследованиям, проведенным Департаментом межнациональных отношений Минрегиона России за 2007-2009 гг. образовательная миграция прочно заняла третье по значимости положение  в миграционном потоке России*. Все это говорит о необходимости поиска путей, облегчающих процесс адаптации и к миграционным процессам.

Сегодня мне бы хотелось поговорить о проблеме внутришкольной миграции (оставляя за рамками этническую часть этой проблемы) и возможных способах научения детей эффективно встраиваться в иной социум. К внутришкольным процессам миграции я отношу любые перемещения ребенка из класса в класс или из школы в школу, подразумевающие смену состава одноклассников и/или учительского состава и необходимость приспособления новой среде обучения. Вот лишь несколько примеров подобных перемещений:

-       переход школьников из начальной школы в среднюю, когда система «основной учитель» заменяется системой «классный руководитель и учителя-предметники»;

-       переезд семьи в другой город или район и как результат – переход ребенка в новую школу;

-       смена классного состава, связанная с:

  • внутренним разделением класса на подгруппы (более и менее успевающие ученики)
  • перераспределением состава нескольких классов по профильному признаку (физико-математический, гуманитарный, лингвистический и т.д.).

Другим аспектом этой проблемы является разнообразие методических пособий и учебников, которые используются как в разных школах, так и разными учителями в одной школе. Таким образом, в результате смены  класса или из школы, ребенок сталкивается с другими требованиями и/или методами обучения.

Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями, необходимость приспосабливаться к иному составу класса и стилю преподавания - все это является серьезным испытанием для психики ученика. Как следствие, у ребенка снижается успеваемость, появляются конфликтные взаимоотношения в коллективе, психогенные заболевания и реакции, повышается уровень тревожности, возникают искажения в личностном развитии.

Мы не можем повлиять на ход миграционных процессов, и не в наших силах стандартизировать требования, предъявляемые к учащемуся или отменить разделение классов, однако мы можем помочь ребенку развить в себе умение адаптироваться к новой ситуации и эффективно встраиваться в иной социум. Один из способов сделать это - социализировать ученика внутри коллектива через совместную деятельность.

К сожалению, на сегодняшний день школы не уделяют должного внимания проблеме адаптации учеников к новым условиям образовательной среды. Единственная попытка что-либо предпринять для решения данной проблемы – это кружковая работа. Однако такой вид деятельности не удовлетворяет поставленным требованиям, так как является в большей степени просто продолжением школьных уроков, построенных по принципу «как надо делать» и не дающих ответ на вопрос, зачем надо и кому надо. Иными словами, в школе учащимся дают образец для подражания, которому они должны следовать без понимания и осознания его смысла. Получается, что эти знания оторваны от жизни и, как следствие, мало применимы на практике.

В качестве решения проблемы внутришкольной миграции, мы решили организовать в одной из московских школ регулярные занятия по развитию у школьника коммуникативных компетенций. Хотелось бы отдельно отметить, что цель данного проекта была не научить ребенка копировать «правильную модель поведения», а именно развить навыки, необходимые ему для эффективной интеграции в другой социум. Взаимодействие с детьми было построено по принципу погружения в проблему, овладения способами ее решения и использования полученных знаний в повседневной жизни.

Работа была разделена на два больших блока. Задача первого блока, используя различные развивающие методики, помочь  ребенку познать себя, с тем, чтобы он смог принять себя таким, какой он есть, и научиться осознавать уникальность и индивидуальность других.  В качестве примера хотела бы назвать такие развивающие методики как: «Тренинг личностного роста», «Развитие самосознания», «Обучение эффективному общению». Благодаря этому дети смогли лучше понимать и чувствовать себя, оценивать свои действия со стороны, осознавать мотивы своего поведения, понимать и принимать точку зрения другого человека, вставать на его позицию, распознавать чужие мысли и эмоции, противостоять давлению и агрессии, и многое другое.

Следующий блок работы нацелен на осмысление школьником полученных им знаний и на использование приобретенных навыков на практике. Одним из инструментов для решения этой задачи является передача своих знаний другим. Ребята, успешно прошедшие занятия по коммуникативной компетенции, передавали полученные навыки тем, кому это необходимо. В основе этого метода лежит принцип «научись решать свою проблему, и помоги решить ее другому».

Что это дает:

  • возможность передачи новых знаний даст ребятам шанс глубже осознать полученные ими навыки
  • взаимодействие детей между собой (а не только учеба в стенах учебного заведения) поможет школьникам научиться адаптироваться в ином социуме и получить знания, необходимые для успешного функционирования вне стен детского дома.

*http://www.fms.gov.ru/about/science/science_session/forth/vih.pdf



Просмотров: 408
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Сопровождение учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в среднюю.
  • О воспитании детей: проблемы и пути решения. Часть 1
  • О воспитании детей: проблемы и пути решения. Часть 2
  • Переход из рамки проблемы в рамку решения.
  • СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.
  • Актуальность проблемы суицида среди несовершеннолетних детей. Путь решения проблемы.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • 1 сентября День знаний в Школе жизни!
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • 9 способов научиться принимать себя таким, какой есть
  • Кризисные ситуации в жизни школьников: причины и пути решения
  • Причины школьного буллинга (травли) и решения данной проблемы
  • Пять способов научиться лучше понимать своего ребенка
  • Проблемы в отношениях: стратегия и тактика поиска решения
  • «Сколько сеансов необходимо, для решения моей проблемы?»
  • Когда на курсах английского языка будут давать гарантию полученных знаний?
  • Пути решения проблемы
  • Проблемы взаимоотношений с подростками. Пути решения.
  • Психологическая зависимость и пути решения проблемы
  • Алкоголизм – простые пути решения проблемы
  • Муж , пребывающий в гневе. Пути решения проблемы.
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Задачи жизни и жизненные трудности. Пути решения.
  • Одинокий родитель: трудности и проблемы и пути их решения
  • Необходимые решения, чтобы выйти из драматического треугольника
  • В результате возрастных кризисов кто-то на себя опирается, а кто-то в этой жизни теряется
  • Проблемы энуреза в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пути их решения.
  • Формула решения любой проблемы или сам себе Творец.
  • Как научиться легко принимать решения? Часть 1



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь