СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.

Советский поэт Владимир Маяковский в своей незабвенной детской поэме «Что такое хорошо, что такое плохо?» категорично и с чувством писал:

Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.

СЕЙЧАС КАК ДАМ  О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения

Маяковский  не хотел такого дрянного мальчишку в книжку вставлять, и понять его чувства по поводу битья слабого можно,  но я всё-таки решила этой проблеме посвятить целую статью, дабы постараться помочь и учителям в решении этого вопроса,  и детям, которые страдают от агрессий, и самому дерущемуся.

             А такие ситуации бывают практически в каждом классе. Для классных руководителей это серьезная проблема. Что же мы можем сделать в таких ситуациях? Существует несколько правил.

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: УЗНАТЕ  ПРИЧИНУ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА.

Причины агрессии могут быть как глобальными (взаимоотношения в семье, стиль воспитания, отношения с миром в целом), так и конкретными (связанными с определенными обстоятельствами в классе и с определенными событиями).

  1. Биологическая причина.

А)  Агрессия может проявляться у детей с гипердинамическим синдромом, в основе которого лежат микроорганические поражения головного мозга. Эти дети нуждаются в индивидуальном режиме жизнедеятельности, в  поддержке до  шестнадцати  лет  невролога, психиатра  и психолога.

Б) Агрессия может выступать как проявление серьезных психических отклонений. Подростковый возраст является  достаточно опасным этапом в возникновении психиатрических отклонений в связи со сложными перестройками психологического и физиологического характера. Такой ребенок нуждается в помощи психиатра и клинического психолога.

  • Пережитая травмирующая ситуация (развод родителей, насилие, рождение второго ребенка и т.д.). Агрессия проявляется как невысказанность эмоций, как нерешенность проблемы. В данном случае необходима для проживания и закрытия  ситуации работа с психологом. От Вас нужно теплое отношение и выполнение рекомендаций психолога.
  • Страх быть обиженным, подвергнуться нападению. Агрессия выступает как защитная реакция (лучшее средство защиты – это нападение). Очень часто такой страх свойственен детям, которые подвергаются психологическому и (или) физическому насилию, видят насилие по отношению к своему близкому.
  • Зачастую у ребенка вследствие попустительского воспитания родителей не сформированы границы дозволенного. В данном случае необходимо и учителю, и родителямустановление разумных границ в поведении ребенка (не всё, что хочется,  можно). Часто еще педагоги сталкиваются с таким явлением, когда родители гордятся драчливостью ребенка и даже учат ей, называя это: давать сдачи. Таким родителям бесполезно говорить о человечности, о боли другого ребенка, на них больше действуют разговоры о реальных последствиях агрессивности их ребенка лично для него и для них.
  • Битьё другого ученика может быть проявлением мести. Например, один ученик хотел подружиться с другим, а тот отверг его дружбу. Или вообще не заметил. В ответ на отвержение он получает нападки и битьё. Здесь можно применить методику по улаживанию конфликтов, о которой я напишу позже, не привлекая посторонних лиц.
  • Издевательства, битьё могут быть как проявление власти «на слабом». За счет «слабого» можно поднять свой статус и самоутвердиться. Подростки испытывают сильный страх перед надвигающимися на них изменениями. Свой страх они прячут за внешнюю браваду и агрессию. Агрессия здесь напрямую связана с самоутверждением. Поэтому важно подросткам проявлять свои положительные качества, то, чем они будут полезны. Так же, как и давать себя проявлять «слабачкам». Любые попытки издевательств необходимо пресекать.
  • Часто бьет детей тот ребенок, у кого не сформированы коммуникативные навыки. Для него стукнуть  другого  - привлечь к себе внимание, не умеет попросить – остается только отнять и стукнуть. Для них будут полезны тренинги личных качеств, коммуникативных навыков. Помочь ему проявиться положительно в классе.

      Причину агрессии ребенка легче найти совместно с психологом. Психолог может побеседовать с учеником, провести диагностику. Общение с психологом поможет установить причину и на основании неё учитель получит конкретные рекомендации по сопровождению ученика. В компетенции психолога провести при необходимости с данным ребенком диагностику и коррекционную работу. Но согласно «Закону об образовании» диагностическая  и коррекционная помощь оказывается ученикам только с согласия родителей.

ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕ НАСТРАИВАЙТЕ ПРОТИВ «АГРЕССОРА» КЛАСС, ЭТО ЕГО ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАЗОЗЛИТ.

Но и не заигрывайте с ним. Каждое серьезное нарушение правил общежития, приводит к санкциям. Отделяйте личность ученика от его поступка. Не вплетайте в ситуацию «все грехи» ученика, разбирайтесь в строго конкретной ситуации. Санкции вводятся: «Потому что ты ударил Петю», а не потому что «ты - невыносим».

Лучше не вводить прилюдные «линчевания» ученика перед всем классом. Для разговора, кроме самого ученика,  есть Вы, есть психолог, есть другая сторона конфликта. Отвержение большинством приводит к тому, что отверженные агрессивные подростки начинают формировать группы с ярко выраженным асоциальным поведением.

ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: НЕ ДАВАЙТЕ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ, ПОДРОСТКУ СОЗДАВАТЬ КОАЛИЦИЮ ПРОТИВ КОГО-ТО.

Что для этого нужно?

Во-первых, самому учителю ни в коем случае нельзя поддерживать образующуюся коалицию.

Во-вторых, с помощью положительного лидера класса влиять на коллектив. Например, дать задание лидеру взять под опеку новичка, того, кто плохо адаптируется, того, кто, как  Вы считаете, может стать мишенью травли.

ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ПРАВИЛЬНО РЕАГИРУЙТЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКОМ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.



  1. Нельзя делать запрет на чувства, но нужно делать запрет на действие (нельзя говорить: а ну прекрати злиться, но и нельзя разрешать дальше бить);
  2. подтвердите, что видите состояние ребёнка (Я вижу, что ты сейчас злишься);
  3. спросите, почему он злится. Учите его говорить о своих чувствах и понимать, что вызвало это чувство через «Я – высказывания». Для «Я - высказываний» важно осознать вначале чувство, которое вызвала ситуация. Затем сказать это чувство (я огорчен, я разозлился и т.д.), затем описать ситуацию,  из-за которой возникли чувства (потому что он стал меня обзывать, потому что не дал списать  и т.д.);
  4. проявите понимание того, по какому поводу возникли данные чувства ( Я вижу, что ты разозлился из-за …..);
  5. твёрдо выразите свою точку зрения по данному вопросу  (Но у нас нельзя бить другого человека. Ни тебя, ни того, кого ты побил. Поэтому мы сейчас будем с этой ситуацией разбираться и принимать меры).

ПРАВИЛО ПЯТОЕ: РАССКАЖИТЕ О ПРИЕМЛЕМЫХ СПОСОБАХ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ И УЧИТЕ АГРЕССИЮ ВЫРАЖАТЬ АДЕКВАТНО.

Я детям на занятиях по злости всегда рассказываю, что, если очень сильно разозлился и хочется на кого– нибудь накричать или побить, то лучше не выпускать злость на человека. Ведь часто этот человек может быть и не виноват ни в чем. Или наша злость может стать сильнее его вины. Но потом, после, нужно посидеть или полежать в тишине, успокоиться, представить что-то хорошее. После того, как успокоились, если хочется человеку,  на которого  разозлились что-то сказать, то  можно это сделать с помощью «Я-высказываний»: что не устроило и как бы  хотелось по-другому. Для учеников можно сделать такой плакат.

НЕОПАСНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА:

  1. Громко спойте любимую песню (лучше на улице, дома или на уроке пения петь громче всех);
  2. Попрыгайте на скакалке (на перемене, физкультуре, во дворе);
  3. Покричите в стакан для криков (только не на уроке);
  4. Побейте подушку (это дома, подушку в школу носить не стоит, все-таки лишняя ноша);
  5. Порвите ненужную бумагу,  журналы (доносить до мусорной корзины);
  6. Если у Вас есть боксерская груша, устройте бой с ней;
  7. Вычеркайте на бумаге плохое настроение, нарисуйте плохое настроение. Потом что-то хорошее. Для этого можете завести тетрадку плохого настроения.  В учебных тетрадях рисовать не стоит. Не пугайте учителей! Мы очень впечатлительны!
  8. Быстрыми движениями руки стереть с доски. Доска всегда чистая – нам учителям приятно;
  9. Полить цветы (только не утопить их в воде);
  10. Слепить фигурку из пластелина, а потом сделать из нее лепешку;
  11. . Устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит»  (на улице и физкультуре).

После выполнения  данных способов затем какое-то время нужно посидеть в тишине!

 

ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: УЧИТЕ УЧЕНИКОВ РАСПОЗНАВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЭМОЦИИ, НО  И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ.

 Можно проводить игры на классных часах по распознаванию эмоций. Во время  конфликтных ситуаций спрашивать: «А как ты думаешь,  что сейчас чувствует Петя, после того, как ты его ударил?», «Что бы чувствовал ты на его месте?»)

Игра «Ситуация - эмоция»

В начале игры учитель вспоминает с детьми  эмоции: радость, грусть, злость, страх, раздражение, любопытство, интерес, усталость, покой, обида, веселье, удивление, хвастовство  и т.д.  Затем ведущий называет одну эмоционально-нагруженную ситуацию. Например, когда меня вызывают к доске по русскому языку, я к этому отношусь …», «Когда у меня списывают, я к этому отношусь …», «Когда меня на уроке отвлекают, я к этому отношусь …», «Когда наступают каникулы, я к этому отношусь….». Мы в ответ не даем никаких поучающих реплик. Эта игра помогает в развитии эмоциональной саморегуляции (отделение ситуации от эмоционального состояния).

Упражнение «Разные позиции» ( из книги Танковой О.В. «Как воспитать в ребенке будущего президента» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс» 2004 г.)

Ребенок, подросток пробует рассказать о том, что произошло: вначале из позиции себя самого, затем из позиции своего оппонента.

Пример. Моей дочери Арине (6 лет 10 месяцев) очень хочется поиграть со своей мамой, а еще лучше погулять в сквере. А я в это время работаю над книгой и никак не могу уделить ей много внимания. Ребенок томится, задает много вопросов, трогает вещи. стучит… И я решаю поиграть в «Разные эмоции».

Я: «Ариша. расскажи, пожалуйста, почему ты мешаешь маме?»

Арина: «Потому что я хочу играть. Мне одной скучно. Уже вечер, пора идти в сквер».

Я: «Понимаю тебя, тебе хочется играть, тебе скучно.  А теперь представь себя «мамой» и расскажи, почему я не могу с тобой играть».

Арина: «Я работаю, у меня много дел.  Мне нужно быстро дописать книгу,  а то у меня не будет книги».

Я: «Мама, если тебе Арина будет мешать, ты сможешь работать?»

Арина: «Что вы, я не смогу работать! Кошмар!Я не смогу писать».

Я: «Что же делать? Нужно, чтобы и маме, и Арине было хорошо».

Арина: «А можно, если я сейчас немного сама поиграю, а потом мы пойдем гулять?»

Я: «Договорились, это мне тоже подходит».

ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ПОВЫШАЙТЕ В КЛАССЕ УРОВЕНЬ СПЛОЧЕННОСТИ И УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ.

Организовывайте совместные вечера, давайте совместные работы, дайте каждому ребенку в классе проявить свои лучшие качества. Стимулируйте, чтобы дети звонили, проведывали болеющих. Узнавали: нужна ли какая помощь.

Игра «Успей взять мяч».

Ученики свободно двигаются по классу (столы сдвинуть), физкультурному залу, двору. У водящего в руках мяч, он кричит имя любого ребенка. Если у Вас в классе несколько Наташ, то нужно к имени называть фамилию. Ученик, которого назвали,  должен поймать мяч.  Подумав, он называет имя другого ученика и кидает мяч. Ученик, который «зазевался», выбывает из игры. Нужно следить, чтобы назывались имена всех детей.

ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: ВО ВРЕМЯ КОНФЛИКТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕТОДИКУ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В КОНФЛИКТЕ.



Методика посредничества в конфликте состоит из четырех шагов:

1 ШАГ. «Найдите время, чтобы поговорить»:

- определите длительное время для разговора с целью урегулирования конфликта двух (возможно, и более) сторон;

 - найдите место, где будут исключены мешающие факторы (телефоны отключены, чтобы не было постоянных заглядываний, хлопаний дверей и так далее);

- предупредите участников разговора о времени, на которое Вы их хотите собрать, чтобы никто не спешил);

- после того, как договорились о встрече, необходимо стороны предупредить о двух правилах: если начались переговоры, то нельзя уходить раньше установленного времени и нельзя использовать «силовые приемы»  (оскорблять, унижать, использовать давление, устраивать драки).

2 ШАГ. «Спланируйте организацию переговоров»:

Важно стороны конфликта настроить так, чтобы общение пошло в правильном  русле. Нужно дать установку: нет необходимости отказываться от своих убеждений, в переговорах необходимо учесть мнения всех сторон и прийти к выработке общего соглашения.

3 ШАГ.  «Выговорись»: На данном этапе нужно дать возможность сторонам выговориться. Важно говорить  о том, что не устраивает (в «Я-высказываниях») и как видят решение проблемы.

4 ШАГ.  «Соглашение»:

Через диалог сторон принимается общее соглашение, которое лучше записать на бумаге. Там необходимо прописать: что, как и когда каждая из сторон конфликта должна делать для осуществления принятого решения.

ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ: БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ВОВРЕМЯ СНИМАЙТЕ С СЕБЯ НЕГАТИВ.

Негатив, конечно, нужно учиться снимать вовремя и так, как Вы это учили делать детей (то есть, не на коллег, семью и учеников).  Плохую эмоцию важного в себе заметить, понять: от чего она и что Вы можете с этим сделать. Также полезно выполнять упражнения для снятия негативных эмоций и усталости.

Упражнение  «Ливень».

 Выполняется сидя на стуле. Закройте глаза, голову откиньте немного назад. Ваше тело должно быть свободным, расслабленным. Представьте, что идет сильный дождь – ливень. Он течет по Вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам. С ног стекает на пол. И вместе с этими каплями с Вас стекают все негативные эмоции, зажимы, усталость. Посидите так немного. Ощутите, как все плохое уходит из Вас. Вы снова бодры и веселы.

Упражнение «Как снять усталость».

Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. С одной стороны напишите те занятия, которые помогают Вам отдыхать. С другой стороны - те, которые улучшают Ваше настроение. А теперь посмотрите: как в Вашем графике работы Вы сможете эти занятия выполнять. Как Вам перестроить свой график, чтобы Вы смогли его выполнять.

           Таким образом, агрессия – не является причиной поведения ребенка, агрессия является следствием чего-либо. И это следствие нужно установить, чтобы найти правильный подход  к снижению агрессивности ребенка, подростка. От учителя в свою очередь нужны дипломатичность, гибкость, умение не дать агрессивному ученику  приумножить   разрушительные действия в классе, школе через вовлечение других, но в то же время и не настроить против него весь класс, дать ему почувствовать свою нужность в положительном русле.

 



Просмотров: 504
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если ребенок стал объектом травли в школе: что нужно и чего нельзя делать взрослым
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Чтобы оставить маленького ребенка дома одного и не переживать, нужно сделать следующее…
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Зачем понимать другого, вместо того, чтобы говорить ему как должно быть и что хочу Я?
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Как быть счастливой в отношениях, если все мужчины - мерзавцы и нужно всегда искать кого-то лучше
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Если нельзя , но очень хочется - то можно
  • Чтобы перестать бегать по граблям нужно запомнить одно правило
  • Что сделать, чтобы было столько денег, сколько нужно? Или даже чуточку больше
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что делать, если у ребенка в классе нет друзей?
  • Чтобы стать богатым, нужно уметь быть богатым. Рассказываю, как это сделать
  • Себя нельзя найти, собой можно только Быть!
  • Как поддержать мужчину? Что нужно делать, а что ни в коем случае нельзя?
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Сколько психологов нужно для того, чтобы поменять одну лампочку?
  • Как завести ребенка, если «хочется, но как-нибудь потом».
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Для того чтобы встретиться, нужно расстаться.
  • Не нужно быть умным, чтобы стать богатым. Как всегда быть «при деньгах»
  • Что нужно делать, чтобы быть счастливым и успешным?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь