|
СЕЙЧАС КАК ДАМ!!! О проблеме агрессивности детей в школе и путях ее решения.Автор статьи: Танкова Оксана Владимировна
Советский поэт Владимир Маяковский в своей незабвенной детской поэме «Что такое хорошо, что такое плохо?» категорично и с чувством писал: Если бьет Маяковский не хотел такого дрянного мальчишку в книжку вставлять, и понять его чувства по поводу битья слабого можно, но я всё-таки решила этой проблеме посвятить целую статью, дабы постараться помочь и учителям в решении этого вопроса, и детям, которые страдают от агрессий, и самому дерущемуся. А такие ситуации бывают практически в каждом классе. Для классных руководителей это серьезная проблема. Что же мы можем сделать в таких ситуациях? Существует несколько правил. ПЕРВОЕ ПРАВИЛО: УЗНАТЕ ПРИЧИНУ ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА, ПОДРОСТКА. Причины агрессии могут быть как глобальными (взаимоотношения в семье, стиль воспитания, отношения с миром в целом), так и конкретными (связанными с определенными обстоятельствами в классе и с определенными событиями).
А) Агрессия может проявляться у детей с гипердинамическим синдромом, в основе которого лежат микроорганические поражения головного мозга. Эти дети нуждаются в индивидуальном режиме жизнедеятельности, в поддержке до шестнадцати лет невролога, психиатра и психолога. Б) Агрессия может выступать как проявление серьезных психических отклонений. Подростковый возраст является достаточно опасным этапом в возникновении психиатрических отклонений в связи со сложными перестройками психологического и физиологического характера. Такой ребенок нуждается в помощи психиатра и клинического психолога.
Причину агрессии ребенка легче найти совместно с психологом. Психолог может побеседовать с учеником, провести диагностику. Общение с психологом поможет установить причину и на основании неё учитель получит конкретные рекомендации по сопровождению ученика. В компетенции психолога провести при необходимости с данным ребенком диагностику и коррекционную работу. Но согласно «Закону об образовании» диагностическая и коррекционная помощь оказывается ученикам только с согласия родителей. ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕ НАСТРАИВАЙТЕ ПРОТИВ «АГРЕССОРА» КЛАСС, ЭТО ЕГО ЕЩЕ БОЛЬШЕ РАЗОЗЛИТ. Но и не заигрывайте с ним. Каждое серьезное нарушение правил общежития, приводит к санкциям. Отделяйте личность ученика от его поступка. Не вплетайте в ситуацию «все грехи» ученика, разбирайтесь в строго конкретной ситуации. Санкции вводятся: «Потому что ты ударил Петю», а не потому что «ты - невыносим». Лучше не вводить прилюдные «линчевания» ученика перед всем классом. Для разговора, кроме самого ученика, есть Вы, есть психолог, есть другая сторона конфликта. Отвержение большинством приводит к тому, что отверженные агрессивные подростки начинают формировать группы с ярко выраженным асоциальным поведением. ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: НЕ ДАВАЙТЕ АГРЕССИВНОМУ РЕБЕНКУ, ПОДРОСТКУ СОЗДАВАТЬ КОАЛИЦИЮ ПРОТИВ КОГО-ТО. Что для этого нужно? Во-первых, самому учителю ни в коем случае нельзя поддерживать образующуюся коалицию. Во-вторых, с помощью положительного лидера класса влиять на коллектив. Например, дать задание лидеру взять под опеку новичка, того, кто плохо адаптируется, того, кто, как Вы считаете, может стать мишенью травли. ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ПРАВИЛЬНО РЕАГИРУЙТЕ НА ПРОЯВЛЕНИЕ РЕБЕНКОМ НЕГАТИВНЫХ ЭМОЦИЙ.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: РАССКАЖИТЕ О ПРИЕМЛЕМЫХ СПОСОБАХ ВЫРАЖЕНИЯ АГРЕССИИ И УЧИТЕ АГРЕССИЮ ВЫРАЖАТЬ АДЕКВАТНО. Я детям на занятиях по злости всегда рассказываю, что, если очень сильно разозлился и хочется на кого– нибудь накричать или побить, то лучше не выпускать злость на человека. Ведь часто этот человек может быть и не виноват ни в чем. Или наша злость может стать сильнее его вины. Но потом, после, нужно посидеть или полежать в тишине, успокоиться, представить что-то хорошее. После того, как успокоились, если хочется человеку, на которого разозлились что-то сказать, то можно это сделать с помощью «Я-высказываний»: что не устроило и как бы хотелось по-другому. Для учеников можно сделать такой плакат. НЕОПАСНЫЕ СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ГНЕВА:
После выполнения данных способов затем какое-то время нужно посидеть в тишине!
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: УЧИТЕ УЧЕНИКОВ РАСПОЗНАВАТЬ НЕ ТОЛЬКО СВОИ ЭМОЦИИ, НО И ЭМОЦИИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ. Можно проводить игры на классных часах по распознаванию эмоций. Во время конфликтных ситуаций спрашивать: «А как ты думаешь, что сейчас чувствует Петя, после того, как ты его ударил?», «Что бы чувствовал ты на его месте?») Игра «Ситуация - эмоция» В начале игры учитель вспоминает с детьми эмоции: радость, грусть, злость, страх, раздражение, любопытство, интерес, усталость, покой, обида, веселье, удивление, хвастовство и т.д. Затем ведущий называет одну эмоционально-нагруженную ситуацию. Например, когда меня вызывают к доске по русскому языку, я к этому отношусь …», «Когда у меня списывают, я к этому отношусь …», «Когда меня на уроке отвлекают, я к этому отношусь …», «Когда наступают каникулы, я к этому отношусь….». Мы в ответ не даем никаких поучающих реплик. Эта игра помогает в развитии эмоциональной саморегуляции (отделение ситуации от эмоционального состояния). Упражнение «Разные позиции» ( из книги Танковой О.В. «Как воспитать в ребенке будущего президента» Ростов-на-Дону, Издательство «Феникс» 2004 г.) Ребенок, подросток пробует рассказать о том, что произошло: вначале из позиции себя самого, затем из позиции своего оппонента. Пример. Моей дочери Арине (6 лет 10 месяцев) очень хочется поиграть со своей мамой, а еще лучше погулять в сквере. А я в это время работаю над книгой и никак не могу уделить ей много внимания. Ребенок томится, задает много вопросов, трогает вещи. стучит… И я решаю поиграть в «Разные эмоции». Я: «Ариша. расскажи, пожалуйста, почему ты мешаешь маме?» Арина: «Потому что я хочу играть. Мне одной скучно. Уже вечер, пора идти в сквер». Я: «Понимаю тебя, тебе хочется играть, тебе скучно. А теперь представь себя «мамой» и расскажи, почему я не могу с тобой играть». Арина: «Я работаю, у меня много дел. Мне нужно быстро дописать книгу, а то у меня не будет книги». Я: «Мама, если тебе Арина будет мешать, ты сможешь работать?» Арина: «Что вы, я не смогу работать! Кошмар!Я не смогу писать». Я: «Что же делать? Нужно, чтобы и маме, и Арине было хорошо». Арина: «А можно, если я сейчас немного сама поиграю, а потом мы пойдем гулять?» Я: «Договорились, это мне тоже подходит». ПРАВИЛО СЕДЬМОЕ: ПОВЫШАЙТЕ В КЛАССЕ УРОВЕНЬ СПЛОЧЕННОСТИ И УМЕНИЕ ПРОЯВЛЯТЬ СОПЕРЕЖИВАНИЕ, ОКАЗЫВАТЬ ПОМОЩЬ. Организовывайте совместные вечера, давайте совместные работы, дайте каждому ребенку в классе проявить свои лучшие качества. Стимулируйте, чтобы дети звонили, проведывали болеющих. Узнавали: нужна ли какая помощь. Игра «Успей взять мяч». Ученики свободно двигаются по классу (столы сдвинуть), физкультурному залу, двору. У водящего в руках мяч, он кричит имя любого ребенка. Если у Вас в классе несколько Наташ, то нужно к имени называть фамилию. Ученик, которого назвали, должен поймать мяч. Подумав, он называет имя другого ученика и кидает мяч. Ученик, который «зазевался», выбывает из игры. Нужно следить, чтобы назывались имена всех детей. ПРАВИЛО ВОСЬМОЕ: ВО ВРЕМЯ КОНФЛИКТА ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕТОДИКУ ПОСРЕДНИЧЕСТВА В КОНФЛИКТЕ. Методика посредничества в конфликте состоит из четырех шагов: 1 ШАГ. «Найдите время, чтобы поговорить»: - определите длительное время для разговора с целью урегулирования конфликта двух (возможно, и более) сторон; - найдите место, где будут исключены мешающие факторы (телефоны отключены, чтобы не было постоянных заглядываний, хлопаний дверей и так далее); - предупредите участников разговора о времени, на которое Вы их хотите собрать, чтобы никто не спешил); - после того, как договорились о встрече, необходимо стороны предупредить о двух правилах: если начались переговоры, то нельзя уходить раньше установленного времени и нельзя использовать «силовые приемы» (оскорблять, унижать, использовать давление, устраивать драки). 2 ШАГ. «Спланируйте организацию переговоров»: Важно стороны конфликта настроить так, чтобы общение пошло в правильном русле. Нужно дать установку: нет необходимости отказываться от своих убеждений, в переговорах необходимо учесть мнения всех сторон и прийти к выработке общего соглашения. 3 ШАГ. «Выговорись»: На данном этапе нужно дать возможность сторонам выговориться. Важно говорить о том, что не устраивает (в «Я-высказываниях») и как видят решение проблемы. 4 ШАГ. «Соглашение»: Через диалог сторон принимается общее соглашение, которое лучше записать на бумаге. Там необходимо прописать: что, как и когда каждая из сторон конфликта должна делать для осуществления принятого решения. ПРАВИЛО ДЕВЯТОЕ: БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ВОВРЕМЯ СНИМАЙТЕ С СЕБЯ НЕГАТИВ. Негатив, конечно, нужно учиться снимать вовремя и так, как Вы это учили делать детей (то есть, не на коллег, семью и учеников). Плохую эмоцию важного в себе заметить, понять: от чего она и что Вы можете с этим сделать. Также полезно выполнять упражнения для снятия негативных эмоций и усталости. Упражнение «Ливень». Выполняется сидя на стуле. Закройте глаза, голову откиньте немного назад. Ваше тело должно быть свободным, расслабленным. Представьте, что идет сильный дождь – ливень. Он течет по Вашему лицу, шее, рукам, по груди, животу, ногам. С ног стекает на пол. И вместе с этими каплями с Вас стекают все негативные эмоции, зажимы, усталость. Посидите так немного. Ощутите, как все плохое уходит из Вас. Вы снова бодры и веселы. Упражнение «Как снять усталость». Возьмите лист бумаги и разделите его пополам вертикальной чертой. С одной стороны напишите те занятия, которые помогают Вам отдыхать. С другой стороны - те, которые улучшают Ваше настроение. А теперь посмотрите: как в Вашем графике работы Вы сможете эти занятия выполнять. Как Вам перестроить свой график, чтобы Вы смогли его выполнять. Таким образом, агрессия – не является причиной поведения ребенка, агрессия является следствием чего-либо. И это следствие нужно установить, чтобы найти правильный подход к снижению агрессивности ребенка, подростка. От учителя в свою очередь нужны дипломатичность, гибкость, умение не дать агрессивному ученику приумножить разрушительные действия в классе, школе через вовлечение других, но в то же время и не настроить против него весь класс, дать ему почувствовать свою нужность в положительном русле.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|