Дезадаптационные нарушения у сотрудников МЧС как факторы риска в кризисной ситуации.

       Сотрудники МЧС, работая в условиях чрезвычайной ситуации, оказываются под воздействием огромного количества стрессогенных факторов. Цена ошибки в таких случаях чрезвычайно высока.

Необходимость быстро принимать решения, от которых могут зависеть жизни людей, работа в нестандартных условиях с ненормированным режимом работы и дефицитом информации являются спецификой работы специалиста экстремального профиля (2).

Обычно люди, работающие в чрезвычайных ситуациях, не задумываются, какой след в них самих оставила работа, хотя для них не проходит бесследно то, что они видят горе и страдания других людей. В отсутствии достаточных знаний о характере психологических последствий чрезвычайных ситуаций, навыков психической саморегуляции, спасатели в дальнейшем более подвержены ухудшению самочувствия. У специалистов экстремального профиля возникают защитные стили поведения, которые создают видимость того, что в их жизни ничего особенного не происходит. Среди них есть такие, которые помогают конструктивно защитить психику от воздействия травмирующих факторов чрезвычайных ситуаций, а есть те, что приводят к болезни, ухудшению состояния (6).

Кризисные и экстремальные ситуации  существенно нарушают базовое чувство безопасности человека, веры в то, что жизнь организована в соответствии с определенным порядком и поддается контролю, и могут приводить к развитию болезненных состояний - травматического и посттравматического стресса, дезадаптационным нарушениям, других невротических и психических расстройств.

Аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушении процессов социальной адаптации, сопряженных с социумом. Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями (4).

Дезадаптационные нарушения – это какое-либо нарушение приспособления организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.

Дезадаптационные нарушения в свою очередь могут проявляться в астенических реакциях и состояниях, характерных ухудшению сна, снижению аппетита, высокому уровню тревожности, агрессивности. А так же  в психотичесих реакциях и состояниях, характерных нервно-психическому напряжению, импульсивным реакциям, приступам неконтролируемого гнева (3).

В зоне чрезвычайной ситуации состояние специалистов экстремального профиля подчиняется общим законам адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость специалиста к стрессогенным факторам определяется индивидуальными психофизиологическими характеристиками, уровнем стрессоустойчивости, опытом работы.

Для специалистов, имеющих опыт работы в условиях чрезвычайной ситуации, это обстоятельство не является травмирующим, тогда как для молодого специалиста является одним из стрессовых факторов.

Профессиональная деятельность сотрудников МЧС может приводить к

возникновению различных заболеваний, высокому уровню травматизма и другим нежелательным последствиям, отрицательно влияющим на боеготовность подразделений (5).

Исходя из вышесказанного, цель нашего исследования: определитьналичие дезадаптационных нарушений, личностный потенциал социально-психологической адаптации  у спасателей. И которые так же проявляются в поведенческой регуляции, коммуникативном потенциале, моральной нормативности. Исследование проводилось в Краснодарском учебном центре федеральной противопожарной службы (г. Краснодар). В качестве методики для исследования дезадаптационных нарушений мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность», авторы методики: А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин. Целью данной методики, является, изучение адаптивных возможностей молодых людей на основе оценки некоторых психофизиологических и социально-психологических характеристик, отражающие особенности психического и социального развития.

В исследовании принимали участие молодые мужчины 20-27 лет учащиеся Учебного центра Федеральной противопожарной службы в количестве 28 человек.

По результатам исследования мы выявили следующие нарушения у сотрудников МЧС:

Дезадаптационные нарушения есть у 29% испытуемых. Это говорит о наличие выраженных (достаточно выраженных) признаков дезадаптационных нарушений. Состояние дезадаптированности может сопровождаться отклонениями в поведении личности, тогда возникают конфликты, не имеющие явной причины, неадекватные реакции, отказ от выполнения предписаний, по отношению к которым ранее не возникало противодействия. Такого рода предписания обозначаются терминами «социальная норма» и «социальная ценность». Социальные нормы и ценности являются регуляторами социального поведения людей. Испытуемым рекомендуются консультации психиатра. Показана комплексная психологическая и неврологическая коррекция.

Личностный потенциал социально-психологической адаптации -  это взаимосвязанные между собой психологические особенности личности, определяющие успешность адаптации и вероятность сохранения профессионального здоровья.

По данной шкале 50% испытуемых набрали наибольшее количество балов.  Это указывает на их сниженный уровень адаптации, на признаки явных акцентуаций характера и некоторые признаки психопатий.

Психическое состояние испытуемых можно охарактеризовать как пограничное. Процесс адаптации протекает тяжело. Возможны нервно-психические срывы, длительные нарушения функционального состояния. Эти люди обладают низкой нервно-психической устойчивостью, конфликтны, могут допускать делинквентные поступки.

Поведенческая регуляция  - это понятие, характеризующее способность человека регулировать свое взаимодействие со средой.

У 43% испытуемых низкий уровень поведенческой регуляции, определённая склонность к нервно-психическим срывам, отсутствие адекватности самооценки и адекватного восприятия действительности. Все выделенные структурные элементы не являются первоосновой регуляцией поведения. Они лишь отражают соотношение потребностей, мотивов, эмоционального фона настроения, самосознания, «Я-концепции» и др. Система регуляции – это сложное, иерархическое образование, а интеграция всех её уровней в единый комплекс и обеспечивает устойчивость процесса регуляции поведения.

Коммуникативный потенциал – это понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих определённый уровень взаимодействия человеком с окружающим миром.

Низкий уровень коммуникативных способностей наблюдается у 36% испытуемых, эти результаты указывают на затруднение в построении контакта с окружающими, проявление агрессивности, повышенную конфликтность.

Моральная нормативность - способность индивида адекватно воспринимать предлагаемую для него определенную социальную роль.

У 36% испытуемых наблюдается низкий уровень социализации, неадекватная  оценка своего места и роли в коллективе, отсутствие стремления соблюдать общепринятые нормы поведения.

Все вышеуказанные показатели позволяют сделать вывод о том, что все выдвинутые нами предположения нашли полное подтверждение в настоящем исследовании.

Так как профессиональные качества сотрудников МЧС базируются на их морально-психологических особенностях, то достижение ими профессионализма возможно при дальнейшем повышении уровня индивидуальной подготовки. Профессиональная деятельность сотрудников МЧС приводит к возникновению различных заболеваний, высокому уровню травматизма и другим нежелательным последствиям, отрицательно влияющим на боеготовность подразделений МЧС. Кризисные ситуации способствуют усугублению исследуемых показателей и служат фактором риска в принятии решений, от которых могут завесить жизни людей. Для восстановления боеготовности, необходимо не только проведение медико-психологических мероприятий, но и корректировка и профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить возникновение дезадаптационных нарушений.

Полученные в ходе исследования результаты использованы для разработки рекомендаций, обеспечивающих сохранение и укрепление психического здоровья сотрудников МЧС.

Результаты проделанной работы могут быть учтены в процессе профессионального отбора кандидатов на службу в системе МЧС России.

 

Список литературы:

  1. Альмуханова, А. Б. Большая психологическая энциклопедия / М. : Эксмо, 2007.
  2. Батаршев, А. В. Диагностика профессионально важных качеств / СПб. 2009.
  3. Иванова, С. П. Особенности связи нервно-психической устойчивости и эмоционального выгорания у пожарных городских и сельских подразделений пожарной охраны / Каменева Е.В. // СПб, университет ГПС МЧС России.
  4. Крылов, А. А. Психология. 2-е издание / М.: Проспект, 2005. С. 142.
  5. Смирнов, Б. А. Психология деятельности в экстремальных ситуациях / Долгополова, Е. В. / Х.: Изд-во: Гумманитарный Центр, 2007.
  6. Шойгу, Ю. С. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Москва. Изд-во: Смысл, 2007.

 

 



Просмотров: 646
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов, которые их обслуживают
  • Механизм эмоционально-психологической адаптации при нарушении вегетативной регуляции и патопсихологических синдромах.
  • Психологические особенности людей, переживших экстремальные ситуации
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • Рекомендации по повышению уровня адаптации к ситуации неопределенности
  • Приемы психологической регуляции в стрессовой ситуации
  • Виды тревожных расстройств, которые могут приводить к депрессии и значительно снизить качество жизни
  • Я есть - это хорошо. Статья для людей с заиканием.
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Почему у одних людей в сложной ситуации возникают суицидальные мысли, а у других нет
  • Особенности поведения гендеров в конфликтной ситуации.
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • 10 рекомендаций продуктивного поведения для близких зависимых людей, после РЦ
  • Особенности проявления профессионального здоровья у сотрудников Национальной Гвардии.
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Психология еды. Нарушения пищевого поведения у детей.
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Правила для заикающихся, которые могут помочь
  • Нарушения пищевого поведения. Причины анорексии, булимии, компульсивного переедания. Что делать?
  • Половые циклы, как ключ к пониманию психологических особенностей поведения людей.
  • Безопасны ли кинезиологические упражнения для человека и, могут ли они нанести вред?
  • Семейное воспитание и нарушения пищевого поведения. Есть ли выход?
  • Сказка для адаптации к детскому садику (для деток 3 лет)
  • Гиперактивность – это эволюция адаптации человека!
  • Апатия, усталость от жизни. Инструкция для тех, кто попал в это состояние и для тех, кто хочет помочь близким.
  • Использование убеждений других людей для работы с дисфункциональными убеждениями.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь