|
Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов, которые их обслуживаютАвтор статьи: Анжелика Жукова
Научно-практический семинар «Современные методы профилактики и коррекции последствий травмирующих событий»13-14.12.18 г.
Сегодня в мире происходит такое огромное количество катастроф, военных конфликтов, террористических актов и других стихийных бедствий, что понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций уже становятся привычными для каждого дня. Поэтому интерес к изучению психологии экстремальных ситуаций неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. Он включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы консультирования и психотерапии. Существует достаточное количество теорий и исследований в изучении экстремальных ситуаций, стресса и их влияния на личность, различные подходы к психической травме личности как к процессу переживания события, а также адаптации таких людей в новых условиях. При этом большую важность имеет именно системный подход психосоциальной помощи и психологической коррекции в решении проблемы адаптации личности. В условиях тотального кризиса и военного конфликта в Украине, актуальной стала проблема адаптации переселенцев из восточных областей и Крыма в Одессе. С этой, ранее несвойственной проблемой, Украина столкнулась в марте 2014 года, и до настоящего времени количество «беженцев», т.е. внутренне перемещённых лиц (далее - ВПЛ), постоянно возрастает. По состоянию на 16 октября 2018 года, по данным структурных подразделений социальной защиты населения областных и Киевской городской государственных администраций, учтено 1521542 лица переселенцев из временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и АР Крым. Из них более 42 000 по Официальным данным проживают на территории Одесской области. А на территории г.Одесса количество переселенцев на сегодня составляет 33261 человека (3,3% населения г.Одесса), что на 2629 человек больше по сравнению с состоянием на 01.07.2018 г.., Когда количество официально зарегистрированных ВПО составляла 30632 человека. Однако, мы говорим о цифрах, официально зарегистрированных переселенцев. По неофициальным источникам, их число намного больше. Официальная статистика учитывает лишь тех переселенцев, которые на данный момент получают, так называемую, социальную помощь и не учитывают тех, кому по тем или иным причинам она не выплачивается. К этому числу относятся и пенсионеры, которые, как никто другой, жизненно зависим от выплаты пенсий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг. Особо необходимо отметить, переселенцы вынужденно покинули жилища, опасаясь за свою жизнь и здоровье близких, что вызвало у части людей сильный стресс, и, как следствие, психосоматические заболевания. Несмотря на то, что в обществе декларируется социально-правовое обеспечение вхождения вынужденных переселенцев в новую среду, к сожалению, на практике они и сотрудники различных служб, которые занимаются решением вопросов жизнеобеспечения переселенцев, лишены психологически выверенных знаний о личности переселенцев, о процессе реорганизации личностной системы в ситуации вынужденного переселения и травмирующих событий. Между тем, научно-теоретическое и практическое осмысление проблемы вынужденных переселенцев способно обеспечить в обществе психологический, социальный и экономический эффект в отношении переселенцев и сделать вынужденную миграцию не разрушающей, а созидательной силой. К сожалению, на протяжении более 4,5 лет в государстве отсутствует стратегическое видение решения этой программе, что подтверждает отсутствие программ, а те, что были до 2017 г. имели декларативный характер. Государство, как и наше общество в целом, практически не осведомлено о проблемах вынужденных переселенцев. Для того чтобы успешно решать их, необходимо знать об этих проблемах, потребностях, а в дальнейшем, чтобы прогнозировать их решение, разрабатывать программы помощи и адаптации в кратко- и среднесрочной перспективе. В результате сотрудничества Общественного координационного штаба помощи переселенцам «Содружество» с Одесским городским советом, удалось найти взаимопонимание, выйти на качественно новый уровень взаимодействия и начать планомерную работу. Так появился социальный проект «Створення системи комплексного розв’язання основних проблем соціально-психологічної реабілітації та адаптації внутрішньо переміщених осіб (надалі – ВПО) на основі підвищення рівня взаємодії органів місцевого самоврядування та активної діяльності самих ВПО» в рамках социального заказа Программы решения приоритетных социальных проблем г.Одессы. Даний проект занял 1 место и был реализован в 2018 г. общественными организациями «Правозащитное общество «Содружество», «Центр помощи переселенцам «Содружество» и «Ассамблея мира и творчества» совместно с факультетом «Психологии и социальной работи» ОНУ им.И.И.Мечникова и другими партнерами. Таким образом появилась тема магистерской работы «Розробка та впровадження программ психосоціальної адаптації та інтеграції для внутрішньо переміщених осіб та фахівців, які обслуговують ВПО» в рамках данного проекта. Суть социального проекта:
Главный результат проекта – улучшение жизнедеятельности, социальной адаптации ВПЛ и возвращение их к полноценной жизни в территориальную общину Одессы. Анализируя многие факторы, влияющие на адаптацию на психосоциальном уровне, можно выделить и отметить зависимость адаптации от степени личной включенности в контакты и меж групповые установки, знания местных традиций, события жизни и социальной поддержки. А также следует учитывать то, что и сам процесс, и психическое состояние переселенцев, зависят не только от стратегии адаптации, но и от политики, проводимой в отношении их со стороны государства, негативного воздействие внешних (политических, экономических, культурных и т.п.) условий, а также и от индивидуальных, психологических особенностей. В Одессе 30 мая 2018 года состоялось обсуждение за круглым столом на тему: «Феномен Вторичного травматического стресса при работе с последствиями событий, травмирующих». Цель мероприятия: обсуждение малоизвестного на территории Украины феномена Вторичного травматического стресса (ВТС), его особенностей, групп риска, отличия от других стрессовых расстройств, обобщить опыт специалистов по способам работы с данным стрессовым расстройством. ВТС, по наблюдениям психологов (исследования проводятся с 1990-х годов), представляет собой скрытую угрозу для специалистов профессий «человек / человек». Применение этой информации в украинских военных реалий дало мощный толчок для понимания того, что происходит в среде волонтеров, социальных работников и людей помогающих профессий. Более точное нахождение причин происходящего, позволило выделить ВТС как самостоятельное стрессовое расстройство, отделенное от эмоционального выгорания и первичной травмы. В Одессе был проведен ряд пилотных исследований среди специальностей, которые традиционно считаются группами риска среди специалистов по ВТС в США. Все участники заседания пришли к выводу, что данную тему нужно продолжать изучать в среде специалистов, проводить исследования, создавать программы профилактики ВТС, а также информировать о данной проблеме в СМИ с целью повышения психологической культуры в обществе. Обсуждения темы последствий травматических событий для переселенцев и их детей произошло за круглым столом «Дети войны» в Одессе 1.06.2018 г.. Насколько государство участвует в создании действенных программ для детей с травмами войны, какую именно помощь необходимо оказывать таким детям, и чем игнорирование данных проблем опасно для общества в будущем. «Нас ждут проблемы в будущем», - психологи обратили внимание, что обыватель не совсем понимает, что такое «травма войны», а на самом деле ребенок, который находится в зоне боевых действий, или ребенок, так или иначе связанный с этими событиями — живущий на линии контакта, или ребенок, которого переселили, или ребенок, отец которого ушел на войну — меняется навсегда. На самом деле, как мы в детстве помним свой мир, так мы дальше и живем. Если ребенок находится в большом стрессе, а война — это огромный стресс, который влияет на ребенка навсегда. Соответственно этот стресс никуда не девается, и меняет представление ребенка о мире, влияет на его образ жизни и будущее. Стрессовое расстройство у детей связано, прежде всего, с нарушением когнитивных, эмоциональных функций и социальной адаптации. Сегодня есть какие-то отдельные части психологической помощи или социальной адаптации, которые делаются силами международных организаций и волонтеров. Но, к сожалению, за 4,5 года боевых действий единой программы, единого курса, в Украине нет. Нет четкого представления о том, что дети — наше будущее, и то, как они воспринимают реальность, это то, как мы с вами будем жить через 20 лет. Дети, которые на сегодняшний день дезадаптированы, это те, кто в будущем будет иметь ряд психологических и социальных проблем. При этом от государства не требуется «изобретать велосипед» и создавать новые программы психологической помощи детям. Существует программа ЮНИСЕФ «Дети и война», которая апробирована и адаптирована в Украине психологами, обученными по курсу «Травма войны» штабом Рената Ахметова. Программа лицензирована Министерством образования и науки Украины как коррекционная, она реально используется на территории Донецкой, Луганской области и во всех тех регионах, где дети нуждаются в психологической помощи. По данным ЮНИСЕФ, не менее 500 тысяч детей в Украине нуждаются в психологической помощи, и это не только дети переселенцев и те, кто проживает в зоне военного конфликта. Необходимо отметить, что данная программа активно внедряется в систему школьного образования г.Одессы при активном участии общественных организаций Координационного штаба помощи переселенцам «Содружество» на волонтёрских началах. На основании выявленных в результате проведенных мероприятий проблем ВПЛ, волонтёров и специалистов, оказывающих им услуги, в рамках городского социального заказа, а также при участии преподавателей факультета социальной психологии ОНУ им.И.И.Мечникова, были разработаны программы «Психосоциальной коррекции ВПЛ» и «Повышения квалификации специалистов, обслуживающих ВПЛ» с использованием различных современных методик программы «Дети и война. Обучение техникам исцеления», технологий «Сила Добра», программы международного проекта «Интегральное лидерство в образовании» и другие, которые в данный момент внедряются, были апробированы в Территориальном социальном центре Малиновского района. Таким образом, была определено 2 этапа направлений работы – с ВПЛ и специалистами, оказывающими им услуги. Целью образовательной программы «Психосоциальной адаптации и интеграции ВПЛ» является усвоения слушателями знаний, направленных на овладение необходимыми знаниями об устройстве психики, стрессе и его влиянии на организм, стрессовых и посттравматических стрессовых расстройствах, психологических травмах, как для взрослых, так и для детей. Задачи: 1) обеспечить навыками первой психологической помощи; 2) обучить техникам преодоления последствий травматических событий; 3) развить навыки стрессоустойчивости, а также эмоциональной и коммуникативной компетенций. В итоге слушатели-переселенцы должны научиться анализировать своё психоэмоциональное состояние, уметь регулировать его; развить позитивное мышление и навыки эффективной ненасильственной коммуникации. Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но в то же время является одной из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения специалиста, оказывающего услуги населению (учитель, юрист, психолог, врач, социальный работник и т.д.), обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством. В связи с «военным конфликтом» на востоке Украины, во всех сферах профессиональной деятельности людей происходят глобальные изменения, меняются ценностные ориентации, целевые установки, происходит корректировка содержательных, методических, технологических и других аспектов. Сегодня любой специалист, в том числе социальной сферы, должен быть готов теоретически и практически решать любые задачи, применять новые компетенции и навыки трансформации ситуации любой сложности. Целью образовательной программы «Повышение эмоциональной и коммуникативной компетентности специалистов социальной сферы» является усвоения слушателями знаний, направленных на совершенствование профессиональных и личностных индивидуальных компетенций социального работника. Также курс знакомит слушателей с такими понятиями как стресс, горе, последствия травматических событий и методами «работы» с людьми, переживающими такие психологические состояния. Объем дисциплин: 72учебных часа. Задачи обучения по программе: 1) формирование научно обоснованных знаний и представлений о развитии эмоционального интеллекта, эмпатии и критического мышления; 2) повышение личностных характеристик через развитие самоэмпатии, практическое обучение техникам и методам саморегуляции психоэмоционального состояния; 3) развитие умений и навыков эффективной коммуникации и неконфликтного общения; 4) формирование у слушателей представлений о теории «стресса», стресс-синдроме, «первичной» и «вторичной» травмы, отличиях их от «эмоционального выгорания»; 5) получение знаний и практических навыков о последствиях травматических событий, специфике «работы» с людьми, пережившими «травмы» разного характера и степени значимости. В результате освоения программы слушатель должен повысить свои эмоциональные компетенции, уметь эффективно ненасильственно коммуницировать, понимать и различать поведение человека, пережившего стресс или травматическое событие, находящегося в психологической «травме», оказать «первую психологическую помощь», анализировать своё психоэмоциональное состояние и регулировать его, а также владеть практическими навыками, техниками и методами психологической коррекции. Апробация успешно прошла на базе Третьего городского центра вторичной правовой безоплатной помощи с сотрудниками юристами, которые постоянно сталкиваются с переселенцами и у них периодически возникают конфликтные ситуации, непонимание их проблем. Было проведено 3 сертифицированных семинара-тренинга (общий объем 14 учебных часов) по темам эмоционального профессионального выгорания, первичной и вторичной травмы, стрессоустойчивости и «работы с горем». Участники получили навыки первой психологической помощи, эмпатического слушания и саморегуляции своего психоэмоционального состояния через понимание своих эмоций, чувств и потребностей. Доказано, что для решения вопросов адаптации и интеграции ВПО нужен комплексный подходе, в том числе через разработку и внедрение программ психосоциальной адаптации и интеграции для внутренне перемещенных лиц и специалистов, их обслуживающих, на основе законодательства Украины, международных нормативных документов, а также взаимопонимания, поддержки, уважения прав и законных интересов, для достижения синергетического эффекта. В качестве основного вывода магистерского исследования, следует считать:
Знания об особенностях процесса адаптации переселенцев рекомендуются к использованию, прежде всего, в административной работе, в регулировании и планировании миграционных процессов государственными службами; в деятельности руководителей разного уровня, специалистов социальной сферы, юристов, врачей, практических психологов, педагогов в системе образования, а также в образовательных центрах при организации подготовки учебных курсов, специальных программ по социальной психологии и повышению квалификации, проведения лекций, семинарских и тренинговых занятий, конференций, «круглых столов» и тому подобное. Внедрение программ психосоциальной адаптации для переселенцев и повышения эмоциональных и коммуникативных компетенций для специалистов, обслуживающих ВПЛ уже давно жизненно необходимы и проводимые практические занятия это подтверждают и доказывают. Анжелика Жукова, Практик, Мастер, Тренер НЛП Школы Оксаны Болотовой «НЛП Одесса», Магистр психологии, педагог, общественный деятель. Список использованной литературы и интернет-ссылки
здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|