Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов, которые их обслуживают

Автор статьи: Анжелика Жукова

Научно-практический семинар

«Современные методы профилактики и

коррекции последствий травмирующих событий»13-14.12.18 г.

 Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов которые их обслуживают

Доклад по теме: «Разработка и внедрение программ психосоциальной адаптации для ВПЛ и специалистов, которые их обслуживают» А.Б.Жуковой.

 

Сегодня в мире происходит  такое огромное количество катастроф, военных конфликтов, террористических актов и других стихийных бедствий, что понятия экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций уже становятся привычными для каждого дня. Поэтому интерес к изучению психологии экстремальных ситуаций неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

Он включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы консультирования и психотерапии.

Существует достаточное количество теорий и исследований в изучении экстремальных ситуаций, стресса и их влияния на личность, различные подходы к психической травме личности как к процессу переживания события, а также адаптации таких людей в новых условиях.

При этом большую важность имеет именно системный подход психосоциальной помощи и психологической коррекции в решении проблемы адаптации личности.

В  условиях тотального кризиса и военного конфликта в Украине, актуальной стала проблема адаптации переселенцев из восточных областей и Крыма в Одессе. С этой, ранее несвойственной проблемой, Украина столкнулась в марте 2014 года, и до настоящего времени количество «беженцев», т.е. внутренне перемещённых лиц (далее - ВПЛ), постоянно возрастает. 

По состоянию на 16 октября 2018 года, по данным структурных подразделений социальной защиты населения областных и Киевской городской государственных администраций, учтено 1521542 лица переселенцев из временно оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей и АР Крым. Из них более 42 000 по Официальным данным проживают на территории Одесской области. А на территории г.Одесса количество переселенцев на сегодня составляет 33261 человека (3,3% населения г.Одесса), что на 2629 человек больше по сравнению с состоянием на 01.07.2018 г.., Когда количество официально зарегистрированных ВПО составляла 30632 человека.

Однако, мы говорим о цифрах, официально зарегистрированных переселенцев. По неофициальным источникам, их число намного больше. Официальная статистика учитывает лишь тех переселенцев, которые на данный момент получают, так называемую, социальную помощь и не учитывают тех, кому по тем или иным причинам она не выплачивается. К этому числу относятся и пенсионеры, которые, как никто другой, жизненно зависим от выплаты пенсий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг.

 Особо необходимо отметить, переселенцы вынужденно покинули жилища, опасаясь за свою жизнь и здоровье близких, что вызвало у части людей сильный стресс, и, как следствие, психосоматические заболевания.

Несмотря на то, что в обществе декларируется социально-правовое обеспечение вхождения вынужденных переселенцев в новую среду, к сожалению, на практике они и сотрудники различных служб, которые занимаются решением вопросов жизнеобеспечения переселенцев, лишены психологически выверенных знаний о личности переселенцев, о процессе реорганизации личностной системы в ситуации вынужденного переселения и травмирующих событий.

Между тем, научно-теоретическое и практическое осмысление проблемы вынужденных переселенцев способно обеспечить в обществе психологический, социальный и экономический эффект в отношении переселенцев и сделать вынужденную миграцию не разрушающей, а созидательной силой.

К сожалению, на протяжении более 4,5 лет в государстве отсутствует стратегическое видение решения этой программе, что подтверждает отсутствие программ, а те, что были до 2017 г. имели декларативный характер. Государство, как и наше общество в целом, практически не осведомлено о проблемах вынужденных переселенцев. Для того чтобы успешно решать их, необходимо знать об этих проблемах, потребностях, а в дальнейшем, чтобы прогнозировать их решение, разрабатывать программы помощи и адаптации в кратко- и среднесрочной перспективе.

 В результате сотрудничества Общественного координационного штаба помощи переселенцам «Содружество» с Одесским городским советом, удалось найти взаимопонимание, выйти на качественно новый уровень взаимодействия и начать планомерную работу.

Так появился социальный проект «Створення системи комплексного розв’язання основних проблем соціально-психологічної реабілітації та адаптації внутрішньо переміщених осіб (надалі – ВПО) на основі підвищення рівня взаємодії органів місцевого самоврядування та активної діяльності самих ВПО» в рамках социального заказа Программы решения приоритетных  социальных проблем г.Одессы.

Даний проект занял 1 место и был реализован в 2018 г. общественными организациями «Правозащитное общество  «Содружество», «Центр помощи переселенцам «Содружество» и «Ассамблея мира и творчества» совместно с факультетом «Психологии и социальной работи» ОНУ им.И.И.Мечникова и другими партнерами.

Таким образом появилась тема магистерской работы «Розробка та впровадження программ психосоціальної адаптації та інтеграції для внутрішньо переміщених осіб та фахівців, які обслуговують ВПО» в рамках данного проекта.

Суть социального проекта:

  • Проведение комплекса мероприятий социально-психологической реабилитации и адаптации ВПЛ через повышение их активности и взаимопомощи.
  • Консолидация ВПЛ и обеспечение их участия в решении социальных проблем города.
  • Обеспечение тесного взаимодействия между ВПЛ и органами местного самоуправления в решении социальных вопросов на основе взаимопонимания, поддержки, уважения прав и законных интересов.

Главный результат проекта – улучшение жизнедеятельности, социальной адаптации ВПЛ и возвращение их к полноценной жизни в территориальную общину Одессы.

Анализируя многие факторы, влияющие на адаптацию на психосоциальном уровне, можно выделить и отметить зависимость адаптации от степени личной включенности в контакты и меж групповые установки, знания местных традиций, события жизни и социальной поддержки. А также следует учитывать то, что и сам  процесс, и психическое состояние переселенцев, зависят не только от стратегии адаптации, но и от политики, проводимой в отношении их со стороны государства, негативного воздействие внешних (политических, экономических, культурных и т.п.) условий, а также и от индивидуальных, психологических особенностей.

В Одессе 30 мая 2018 года состоялось обсуждение за круглым столом на тему: «Феномен Вторичного травматического стресса при работе с последствиями событий, травмирующих».

Цель мероприятия: обсуждение малоизвестного на территории Украины феномена Вторичного травматического стресса (ВТС), его особенностей, групп риска, отличия от других стрессовых расстройств, обобщить опыт специалистов по способам работы с данным стрессовым расстройством.

ВТС, по наблюдениям психологов (исследования проводятся с 1990-х годов), представляет собой скрытую угрозу для специалистов профессий «человек / человек». Применение этой информации в украинских военных реалий дало мощный толчок для понимания того, что происходит в среде волонтеров, социальных работников и людей помогающих профессий.

Более точное нахождение причин происходящего, позволило выделить ВТС как самостоятельное стрессовое расстройство, отделенное от эмоционального выгорания и первичной травмы. В Одессе был проведен ряд пилотных исследований среди специальностей, которые традиционно считаются группами риска среди специалистов по ВТС в США.

Все участники заседания пришли к выводу, что данную тему нужно продолжать изучать в среде специалистов, проводить исследования, создавать программы профилактики ВТС, а также информировать о данной проблеме в СМИ с целью повышения психологической культуры в обществе. 

Обсуждения темы последствий травматических событий для переселенцев и их детей произошло за круглым столом «Дети войны» в Одессе 1.06.2018 г..

Насколько государство участвует в создании действенных программ для детей с травмами войны, какую именно помощь необходимо оказывать таким детям, и чем игнорирование данных проблем опасно для общества в будущем. «Нас ждут проблемы в будущем», - психологи обратили внимание, что обыватель не совсем понимает, что такое «травма войны», а на самом деле ребенок, который находится в зоне боевых действий, или ребенок, так или иначе связанный с этими событиями — живущий на линии контакта, или ребенок, которого переселили, или ребенок, отец которого ушел на войну — меняется навсегда. На самом деле, как мы в детстве помним свой мир, так мы дальше и живем. Если ребенок находится в большом стрессе, а война — это огромный стресс, который влияет на ребенка навсегда. Соответственно этот стресс никуда не девается, и меняет представление ребенка о мире, влияет на его образ жизни и будущее. Стрессовое расстройство у детей связано, прежде всего, с нарушением когнитивных, эмоциональных функций и социальной адаптации. Сегодня есть какие-то отдельные части психологической помощи или социальной адаптации, которые делаются силами международных организаций и волонтеров. Но, к сожалению, за 4,5 года боевых действий единой программы, единого курса, в Украине нет.

Нет четкого представления о том, что дети — наше будущее, и то, как они воспринимают реальность, это то, как мы с вами будем жить через 20 лет. Дети, которые на сегодняшний день дезадаптированы, это те, кто в будущем будет иметь ряд психологических и социальных проблем.

При этом от государства не требуется «изобретать велосипед» и создавать новые программы психологической помощи детям. Существует программа ЮНИСЕФ «Дети и война», которая апробирована и адаптирована в Украине психологами, обученными по курсу «Травма войны» штабом Рената Ахметова. Программа лицензирована Министерством образования и науки Украины как коррекционная, она реально используется на территории Донецкой, Луганской области и во всех тех регионах, где дети нуждаются в психологической помощи. По данным ЮНИСЕФ, не менее 500 тысяч детей в Украине нуждаются в психологической помощи, и это не только дети переселенцев и те, кто проживает в зоне военного конфликта.

Необходимо отметить, что данная программа активно внедряется в систему школьного образования г.Одессы при активном участии общественных организаций Координационного штаба помощи переселенцам «Содружество» на волонтёрских началах.

На основании выявленных в результате проведенных мероприятий проблем ВПЛ, волонтёров и специалистов, оказывающих им услуги, в рамках городского социального заказа, а также при участии преподавателей факультета социальной психологии ОНУ им.И.И.Мечникова, были разработаны программы «Психосоциальной коррекции ВПЛ» и «Повышения квалификации специалистов, обслуживающих ВПЛ» с использованием различных современных методик программы «Дети и война. Обучение техникам исцеления», технологий «Сила Добра», программы международного проекта «Интегральное лидерство в образовании» и другие, которые в данный момент внедряются, были апробированы в Территориальном социальном центре Малиновского района.

Таким образом, была определено 2 этапа направлений работы – с ВПЛ и специалистами, оказывающими им услуги.

Целью образовательной программы «Психосоциальной адаптации и интеграции ВПЛ» является усвоения слушателями знаний, направленных на овладение необходимыми знаниями об устройстве психики, стрессе и его влиянии на организм, стрессовых и посттравматических стрессовых расстройствах, психологических травмах, как для взрослых, так и для детей.

Задачи: 1) обеспечить навыками первой психологической помощи; 2) обучить техникам преодоления последствий травматических событий; 3) развить навыки стрессоустойчивости, а также эмоциональной и коммуникативной компетенций.

В итоге слушатели-переселенцы должны научиться анализировать своё психоэмоциональное состояние, уметь регулировать его; развить позитивное мышление и навыки эффективной ненасильственной коммуникации.

Социальная работа была и остается одной из самых трудных профессий. Она не всегда адекватно воспринимается общественным мнением. Но в то же время является одной из самых одухотворенных и благородных видов деятельности человека. Стиль поведения специалиста, оказывающего услуги населению (учитель, юрист, психолог, врач, социальный работник и т.д.), обусловленный совокупностью его личностных качеств, его ценностными ориентациями и интересами, оказывает решающее воздействие на систему отношений, которую он формирует не только с клиентами, но и со своими коллегами, подчиненными и начальством.

В связи с «военным конфликтом» на востоке  Украины, во всех сферах профессиональной деятельности людей происходят глобальные изменения, меняются ценностные ориентации, целевые установки, происходит корректировка содержательных, методических, технологических и других аспектов. Сегодня любой специалист, в том числе социальной сферы, должен быть готов теоретически и практически решать любые задачи, применять новые компетенции и навыки трансформации ситуации любой сложности.

Целью образовательной программы «Повышение эмоциональной и коммуникативной компетентности специалистов социальной сферы» является усвоения слушателями знаний, направленных на совершенствование профессиональных и личностных индивидуальных компетенций социального работника. Также курс знакомит слушателей с такими понятиями как стресс, горе, последствия травматических событий и методами «работы» с людьми, переживающими такие психологические состояния. Объем дисциплин: 72учебных часа.

Задачи обучения по программе: 1) формирование научно обоснованных знаний и представлений о развитии эмоционального интеллекта, эмпатии и критического мышления; 2) повышение личностных характеристик через развитие самоэмпатии, практическое обучение техникам и методам саморегуляции психоэмоционального состояния; 3) развитие умений и навыков эффективной коммуникации и неконфликтного общения; 4) формирование у слушателей представлений о теории «стресса», стресс-синдроме, «первичной» и «вторичной» травмы, отличиях их от «эмоционального выгорания»; 5) получение знаний и практических навыков о последствиях травматических событий, специфике «работы» с людьми, пережившими «травмы» разного характера и степени значимости.

В результате освоения программы слушатель должен повысить свои эмоциональные компетенции, уметь эффективно ненасильственно коммуницировать, понимать и различать поведение человека, пережившего стресс или травматическое событие, находящегося в психологической «травме», оказать «первую психологическую помощь»,  анализировать своё психоэмоциональное состояние и регулировать его, а также владеть практическими навыками, техниками и методами психологической коррекции.

Апробация успешно прошла на базе Третьего городского центра вторичной правовой безоплатной помощи с сотрудниками юристами, которые постоянно сталкиваются с переселенцами и у них периодически возникают конфликтные ситуации, непонимание их проблем. Было проведено 3 сертифицированных семинара-тренинга (общий объем 14 учебных часов) по темам эмоционального профессионального выгорания, первичной и вторичной травмы, стрессоустойчивости и «работы с горем». Участники получили навыки первой психологической помощи, эмпатического слушания и саморегуляции своего психоэмоционального состояния через понимание своих эмоций, чувств и потребностей.

Доказано, что для решения вопросов адаптации и интеграции ВПО нужен комплексный подходе, в том числе через разработку и внедрение программ психосоциальной адаптации и интеграции для внутренне перемещенных лиц и специалистов, их обслуживающих, на основе законодательства Украины, международных нормативных документов, а также взаимопонимания, поддержки, уважения прав и законных интересов, для достижения синергетического эффекта.

В качестве основного вывода магистерского исследования, следует считать:

  • в исследовании выявлены проблемы адаптации переселенцев;
  • определены основные стратегии адаптации и ресоциализации переселенцев как следствие психотравмирующих событий, которые тесно связаны с особенностями человека, самосознанием, его жизненным опытом и навыками;
  • уязвимость и низкий уровень социальной защищенности ВПЛ требует новых подходов в решении проблем адаптации и интеграции;
  • исследование позволит использовать разработанные системные методы и подходы к решению проблем психосоциальной адаптации ВПЛ через внедрение образовательных программы психоэдукации, с целью снижения уровня социальной напряженности среди переселенцев и местным населением, повышение доверия и взаимопонимания с органами местной власти и самоуправления.

Знания об особенностях процесса адаптации переселенцев рекомендуются к использованию, прежде всего, в административной работе, в регулировании и планировании миграционных процессов государственными службами; в деятельности руководителей разного уровня, специалистов социальной сферы, юристов, врачей, практических психологов, педагогов в системе образования, а также в образовательных центрах при организации подготовки учебных курсов, специальных программ по социальной психологии и повышению квалификации, проведения лекций, семинарских и тренинговых занятий, конференций, «круглых столов» и тому подобное.

Внедрение программ психосоциальной адаптации для переселенцев и повышения эмоциональных и коммуникативных компетенций для специалистов, обслуживающих ВПЛ уже давно жизненно необходимы и проводимые практические занятия это подтверждают и доказывают.

Анжелика Жукова, Практик, Мастер, Тренер НЛП Школы Оксаны Болотовой «НЛП Одесса», Магистр психологии, педагог, общественный деятель.

Список использованной литературы и интернет-ссылки 

  • Афанасьєва Н.Є., Психологічне консультування клієнтів при трансформації часової перспективи внаслідок травматизації, Проблеми екстремальної та кризової психології. 2016, Вип. 19, 3-12
  • Выготский Л.С.. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. - М.: Педагогика, 1984.- 432 е.-382

здоровья и болезни. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 2009. – 136 c.

  • Зубовський Д.С., Феномен посттравматичного зростання як перспективни напрямок досліджень у вітчизняній психології, Стаття «Проблеми екстремальної та кризової психології». 2016. Вип. 20, 63-74 с.
  • Іноваційні підходи до організації медико-психологічної допомоги після травматичного стресового розладу: методичні рекомендації [уклад.: Мусій О.С., Пінчук І.Я. та ін.] – К., 2014 – 32 с.
  • Кучманич І.М., Мороз Р.А.,  Психологічний механізм виникнення та перебігу психологічної травми в особистості, Збірник наукових праць К-ПНУ імені Івана Огієнка, Інституту психології імені Г.С.Костюка НАПН України, 2015, 159
  • Лазос Г.П. , Посттравматичне зростання: теоретичні моделі, нові перспективи для практики, Актуальні проблеми психології. Том І. Випуск 45, Інститут психології імені Г.С. Костюка НАПН України, м. Київ, Україна, 2016, 120-127 с.
  • Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 928с.
  • Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются // Практикум по социальной психологии – СПб: Питер, 2001. – 37с.
  • Новак И.Эксперт о переселенцах из Донбасса на Украине: Феномен внезапной бедности https://ukraina.ru/exclusive/20180327/1020128432.html
  • Пергаменщик Леонид Абрамович. Психологические механизмы адаптации мигрантов / Л. А. Пергаменщик ; Национальный ин-т образования. – Минск, - 152 с. - Библиогр.: с.113-118
  • Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.
  • Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007. - 319 с.
  • Психологічна допомога особистості,що переживає наслідки травматичних подій, Збірник статей, Наук.ред. Т. М. Титаренко, Інститут соціальної та політичної психології НАПН України, Вид. «Мілєніум», Гостомель, 2015, -200 с.
  • Психологічна допомога учасникам АТО та їх сімʼям : колективна монографія / М. І. Мушкевич, Р. П. Федоренко, А. П. Мельник [та ін.] ; за заг. ред. М. І. Мушкевич– Луцьк : Вежа-Друк, 2016. – 260 с.
  • Психологія екстремальної поведінки, матеріали для самостійної роботи, національна академія внутрішніх справ навчально-науковий інститут № 4, Київ – 2016
  • Психосоціальна допомога внутрішньо переміщеним дітям, їхнім батькам та сім’ям з дітьми зі Сходу України: посіб. для практиків соціальної сфери / Мельник Л.А. та ін. ; за ред. Волинець Л.С. – К. : ТОВ «Видавничий дім «Калита», 2015. – 72
  • Психосоціальна допомога внутрішньо переміщеним дітям, їхнім батькам та сім’ям з дітьми зі Сходу України: посіб. для практиків соціальної сфери / Мельник Л.А. та ін. ; за ред. Волинець Л.С. – К. : ТОВ «Видавничий дім «Калита», 2015. – 72
  • Решетников М. М. и др, Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия, Психологический журнал, М., 1989. Т. 10. № 4.
  • Рогачева Т.В., Залевский Г.В., Левицкая Т.Е. Психология экстремальных ситуаций и состояний : учеб. пособие. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2015. – 276 с.
  • Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. – М.: Медицина, 1960
  • Селье Г. Когда стресс не приносит горя. – М., 1992, с. 104–109, 116–135.
  • Соціально-психологічні особливості професійної діяльності працівників соціальної сфери: виклики сьогодення (Матеріали VІІ всеукраїнської науково-практичної конференції з міжнародною участю) 27-19.05.2016, м. Мелітополь, Університет «Україна», 2016, -97
  • Суший О.В. Проблема колективної травми в українському соціумі та пошук стратегій її опанування / О.В.Суший /,Наукові записки, Випуск 6(74), 2018, 18-32
  • Титаренко Т. М. Кризове психологічне консультування : програма навчального курсу / Т. М. Титаренко ; Академія педагогічних наук України, Інститут соціальної та політичної психології. – К. : Міленіум, 2009. – 64 с.
  • Чачко С.Л. Психічна травма і посттравматичне зростання особистості як чинники соціальних змін, м.Одеса, Наукові студії із соціальної та політичної психології.
  • Чачко С.Л., Проблема посттравматического роста: попытка теоретического анализа, г.Одеса, 2016, - 27 с.
  • Чачко С.Л., Психічна травма і посттравматичне зростання особистості як чинники соціальних змін, Стаття, Наукові студії із соціальної та політичної психології, Одеса, 2012, 268-274 с.
  • Чачко С.Л., Психічна травма та етнічна ідентичність особистості, Стаття, Одеса, 2010, -4 с.

 





Просмотров: 531
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие коммуникативных умений, как основа социальной адаптации у детей с ГУО
  • Особенности психологических состояний вынужденных переселенцев.
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Анализ методов социальной адаптации детей с аутизмом
  • Программа социально-психологической адаптации детей-сирот «Взрослеем вместе»
  • Нейротрансформинг (НТФ) в социальной адаптации клиента с ограниченными возможностями
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Проблемы психологической адаптации в новом коллективе.
  • Игра как средство помощи при адаптации ребенка в детском саду
  • Анализ семейного воспитания и соц.-психологической адаптации у подростков-сиблингов и единственных детей
  • Еще раз об адаптации…адаптации мамы к детскому саду.
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Механизм эмоционально-психологической адаптации при нарушении вегетативной регуляции и патопсихологических синдромах.
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • Рекомендации по повышению уровня адаптации к ситуации неопределенности
  • Проблемы адаптации детей к детскому саду: первый раз в детский сад.
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации
  • Психологическая подготовка ребенка к школе. Помощь в адаптации. Заключение.
  • Гиперактивность – это эволюция адаптации человека!
  • Посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства адаптации.
  • Что ребенку необходимо для хорошей адаптации к школе?
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе
  • Психологические проблемы адаптации к детскому саду
  • Инопланетяне среди нас. А вы точно землянин? Секреты методики адаптации. Присоединяемся и ведём
  • Психологические возможности компьютерной игры в адаптации личности к трудным жизненным ситуациям
  • Когда сын… женится! Проблемы адаптации к новой роли.
  • Адаптация в новой стране. Феномен капсулирования в процессе адаптации.
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Что делать, когда возникают трудности в адаптации у ребенка
  • Расстройство адаптации, субъективно значимая психотравма и формирование сверхценностей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь