Особенности работы с детьми, находящимися в ситуации хронической травматизации

Автор статьи: 404

Тема моего научного интереса –  изучение травмы как результата нарушенных отношений в детско-родительских отношениях. 

Под травмой мы понимаем всякое острое разрушительное переживание, которое вызывает непере­носимые душевные страдания или тревогу у ребенка

Травма – особое устройство психики, помогающее сохранить личностную целостность в условиях угрозы разрушения для эго.

 Травма это своего рода утрата или разрушение нормальных связей – с самим собой, с собственным организмом, со своей семьей, с другими людьми и окружающим миром.

Возможность выбора становится ограниченной, поскольку постоянно избегаются встречи с определенными чувствами, ситуациями, местами и людьми. Результатом становится утрата жизненных сил и потенциала.

Ситуации хронической травматизации детей складываются в асоциальных семьях, где члены семей имеют ту или иную зависимость,  разрушенную систему семейных отношений.

Дети в таких семьях подвергаются постоянному насилию физическому и эмоциональному, находятся в состоянии повышенной тревожности, напряженности

Ребенок оказывается подверженными травме, когда осознаваемая или ощущаемая им угроза по силе превосходит его способность адекватно ей противостоять.

В практической работе психолог сталкивается со следующими симптомами травмы:

- Появление навязчивых образов или воспоминаний

- Кошмарные сновидения, ночные страхи

- Резкие перепады настроения (вспышки ярости, слез, гнева)

- панические атаки, фобии, тревожность

- появление зависимостей

- неспособность выстраивать отношения

- хроническая усталость, апатия

- психосоматические расстройства

- ощущение непреодолимого одиночества

Также одной из особенностей личности человека, перенесшего травму является непреодолимое стремление к повторению. Человек невольно регулярно оказывается вовлеченным в ситуации, очевидно или неявно перекликающимися с теми, что стали первопричиной травмы. Человек вновь и вновь переживает эффект травмы – либо через физические симптомы, либо через активное взаимодействие с внешней средой. 

Далее представлены этапы  работы с травмами и применяемые техники.

1. Первым этапом в работе с травмой является обращение к ресурсам – внутренним и внешним. Когда ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией, его внутренние источники питания подвергаются перегрузке.  Дети, перенесшие травму в раннем возрасте, практически с самого начала жизни испытывают острый дефицит ресурсов. Поэтому психотерапия сама по себе является сильным источником поддержки.

Также можно попросить вспомнить клиента, что ему в жизни помогает и поддерживает. Здесь он может опираться на себя и также на других людей.

2. Вторым важным аспектом работы с детьми, находящимися в ситуации хронической травматизации является работа с ощущениями собственного тела, так как чаще всего тело при травме воспринимается как что-то чужое пугающее и неконтролируемое.

После травмы осознание границ собственного тела утрачивается, и человек начинает чувствовать себя обнаженным и беззащитным.

Для восстановления границ собственного тела важна концентрация на телесных ощущениях. Клиента можно попросить описывать и записывать свои телесные ощущения.

Основная часть этой работы – упражнения на заземления, так как при травматизации  теряется почва под ногами, ребенок чувствует себя неустойчиво.

В ситуации травматизации остаются незавершенными телесные реакции организма – борьбы, бегства или замирания.

Реакция борьбы – это естественная агрессия против насилия, это наше единственное врожденное свойство, призванное защищать нас, когда над нами нависает угроза, она побуждает нас к активным действиям. При травматизации человек часто оказывается парализованным – реакция оцепенения. Травмированные люди бояться собственной агрессии, так как из состояния оцепенения они впадают в состояние бешеной ярости. Таким образом, важным является обучение клиента здоровому проявлению агрессии.

Реакция бегства является естественным выходом против тревоги и беспокойства. Часто травмы происходят из-за того, что ребенок оказывается в ситуациях, из которых не видит выхода. На пути естественной реакции бегства встает  непреодолимое препятствие. Это приводит к тому, что ребенок цепенеет и не может сдвинуться с места, испытывая дикий страх. Важно телесно завершить реакцию бегства.

На этом этапе возможно использование техник телесно-ориентированной терапии и приемов создания различных образов.

3. Третий этап – работа с эмоциональными переживаниями, так как при травматизации происходит замораживание чувств.

На этом этапе один из основных приемов – стимулирование подробного рассказа ребенка о травмирующей ситуации.

Используя эмпатическое и нерефлексивное слушание, терапевт контейнирует такие эмоции ребенка, как страх, ярость, ощущение беспомощности и бессилия, показывая, что они переносимы и не разрушают личность.

4. Этап – работа с когнитивной составляющей личности.

Травма разрушает целостность опыта: ощущения, образы, мысли

Некоторые элементы опыта оказываются раздробленными друг от друга, а некоторые элементы сверхсцепленными. Комбинация сверхсцепленных и слабосцепленных симптомов образует травматическое сцепление, которое удерживает травматические симптомы.

Цель терапии – восстановление целостности и реинтеграция травматического опыта.

Клиенты часто отрицают свой травматический опыт, говоря при этом «Это было не со мной», Я не верю, что это произошло, и т.д.

Терапевт вместе с ребенком встраивает эти представления в его опыт, чтобы эти переживания были приняты и не подавлялись.

5. Этап заключается в том, что терапевт помогает ребенку выстроить новые отношения с социумом, не опираясь на свой травматический опыт.

 

 

 

 

 



Просмотров: 604
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • О травматизации детской психики в ситуации семейной тайны
  • Важным качеством, которое привлекает противоположный пол - является достоинство.
  • Особенности работы по формированию представления схемы собственного тела у детей с ДЦП.
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • Онкологическое заболевание как фактор травматизации личности
  • Психотерапия травмы | Целостность и любовь к себе, самореализация, принятие себя и других
  • О психологической травматизации ребенка
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Роль ранней травматизации в формировании пограничной структуры личности
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Элементы игротерапии в работе с детьми раннего возраста и их родителями (опыт работы в ЦИПР)
  • Почему бизнес-обучение часто оказывается неэффективным и как можно изменить ситуацию.
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Когда Внутренний ребенок может помочь. Алгоритм работы с Внутренним ребенком.
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Счастливое детство? Признаки травматизации детей.
  • Арт-терапия в работе с подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации
  • Человек - не магнит! Он не может притягивать мечты и ситуации
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Работать чтобы уработаться. Когда целью жизни является медленное самоубийство.
  • Когда психолог становится клиентом? Из личного опыта расстановочной работы.
  • Все вокруг не так, все вокруг виноваты. Что в такой ситуации может сделать один обычный человек?
  • Кто является автором того, что с нами происходит?
  • Фильм "Джокер" - как зеркало социальной ситуации и мира травмы
  • Био-психо-социо подход к профилактике травматизации.
  • Палисадник: опыт переживания психологической травмы (сексуального насилия)
  • Когда обращение к психологу – является лучшим решением?
  • Можно ли чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности?
  • Роль ранней травматизации в формировании деструктивного нарциссизма.
  • Проблема вторичной травматизации специалистов «помогающих профессий».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь