|
Особенности работы с детьми, находящимися в ситуации хронической травматизацииАвтор статьи: 404
Тема моего научного интереса – изучение травмы как результата нарушенных отношений в детско-родительских отношениях. Под травмой мы понимаем всякое острое разрушительное переживание, которое вызывает непереносимые душевные страдания или тревогу у ребенка Травма – особое устройство психики, помогающее сохранить личностную целостность в условиях угрозы разрушения для эго. Травма это своего рода утрата или разрушение нормальных связей – с самим собой, с собственным организмом, со своей семьей, с другими людьми и окружающим миром. Возможность выбора становится ограниченной, поскольку постоянно избегаются встречи с определенными чувствами, ситуациями, местами и людьми. Результатом становится утрата жизненных сил и потенциала. Ситуации хронической травматизации детей складываются в асоциальных семьях, где члены семей имеют ту или иную зависимость, разрушенную систему семейных отношений. Дети в таких семьях подвергаются постоянному насилию физическому и эмоциональному, находятся в состоянии повышенной тревожности, напряженности Ребенок оказывается подверженными травме, когда осознаваемая или ощущаемая им угроза по силе превосходит его способность адекватно ей противостоять. В практической работе психолог сталкивается со следующими симптомами травмы: - Появление навязчивых образов или воспоминаний - Кошмарные сновидения, ночные страхи - Резкие перепады настроения (вспышки ярости, слез, гнева) - панические атаки, фобии, тревожность - появление зависимостей - неспособность выстраивать отношения - хроническая усталость, апатия - психосоматические расстройства - ощущение непреодолимого одиночества Также одной из особенностей личности человека, перенесшего травму является непреодолимое стремление к повторению. Человек невольно регулярно оказывается вовлеченным в ситуации, очевидно или неявно перекликающимися с теми, что стали первопричиной травмы. Человек вновь и вновь переживает эффект травмы – либо через физические симптомы, либо через активное взаимодействие с внешней средой. Далее представлены этапы работы с травмами и применяемые техники. 1. Первым этапом в работе с травмой является обращение к ресурсам – внутренним и внешним. Когда ребенок сталкивается с травмирующей ситуацией, его внутренние источники питания подвергаются перегрузке. Дети, перенесшие травму в раннем возрасте, практически с самого начала жизни испытывают острый дефицит ресурсов. Поэтому психотерапия сама по себе является сильным источником поддержки. Также можно попросить вспомнить клиента, что ему в жизни помогает и поддерживает. Здесь он может опираться на себя и также на других людей. 2. Вторым важным аспектом работы с детьми, находящимися в ситуации хронической травматизации является работа с ощущениями собственного тела, так как чаще всего тело при травме воспринимается как что-то чужое пугающее и неконтролируемое. После травмы осознание границ собственного тела утрачивается, и человек начинает чувствовать себя обнаженным и беззащитным. Для восстановления границ собственного тела важна концентрация на телесных ощущениях. Клиента можно попросить описывать и записывать свои телесные ощущения. Основная часть этой работы – упражнения на заземления, так как при травматизации теряется почва под ногами, ребенок чувствует себя неустойчиво. В ситуации травматизации остаются незавершенными телесные реакции организма – борьбы, бегства или замирания. Реакция борьбы – это естественная агрессия против насилия, это наше единственное врожденное свойство, призванное защищать нас, когда над нами нависает угроза, она побуждает нас к активным действиям. При травматизации человек часто оказывается парализованным – реакция оцепенения. Травмированные люди бояться собственной агрессии, так как из состояния оцепенения они впадают в состояние бешеной ярости. Таким образом, важным является обучение клиента здоровому проявлению агрессии. Реакция бегства является естественным выходом против тревоги и беспокойства. Часто травмы происходят из-за того, что ребенок оказывается в ситуациях, из которых не видит выхода. На пути естественной реакции бегства встает непреодолимое препятствие. Это приводит к тому, что ребенок цепенеет и не может сдвинуться с места, испытывая дикий страх. Важно телесно завершить реакцию бегства. На этом этапе возможно использование техник телесно-ориентированной терапии и приемов создания различных образов. 3. Третий этап – работа с эмоциональными переживаниями, так как при травматизации происходит замораживание чувств. На этом этапе один из основных приемов – стимулирование подробного рассказа ребенка о травмирующей ситуации. Используя эмпатическое и нерефлексивное слушание, терапевт контейнирует такие эмоции ребенка, как страх, ярость, ощущение беспомощности и бессилия, показывая, что они переносимы и не разрушают личность. 4. Этап – работа с когнитивной составляющей личности. Травма разрушает целостность опыта: ощущения, образы, мысли Некоторые элементы опыта оказываются раздробленными друг от друга, а некоторые элементы сверхсцепленными. Комбинация сверхсцепленных и слабосцепленных симптомов образует травматическое сцепление, которое удерживает травматические симптомы. Цель терапии – восстановление целостности и реинтеграция травматического опыта. Клиенты часто отрицают свой травматический опыт, говоря при этом «Это было не со мной», Я не верю, что это произошло, и т.д. Терапевт вместе с ребенком встраивает эти представления в его опыт, чтобы эти переживания были приняты и не подавлялись. 5. Этап заключается в том, что терапевт помогает ребенку выстроить новые отношения с социумом, не опираясь на свой травматический опыт.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|