Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

 

Ключевые слова: педагогическая поддержка, адаптация, классный руководитель, класс, ученик.

Проблеме адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения традиционно уделяется большое внимание. Переход в среднее звено предъявляет повышенные требования к интеллектуальному, личностному развитию младших подростков, способности к саморегуляции. Проблемы с адаптацией влияют на успеваемость и на коммуникативную успешность, и на психологическое состояние в целом.

Новый классный руководитель, принимающий 5 класс, чаще всего, имеет общее представление о классе и в полной мере картина класса формируется примерно к окончанию первого полугодия обучения. Практика показывает, что для профилактики дезадаптации наиболее действенны превентивные меры.

Одним из способов, позволяющий решить задачи профилактики дезадаптации является мини-консилиум, который проводится пред началом учебного года. Состав мини-консилиума: принимающий и выпускающий педагоги, педагог-психолог, социальный педагог. Продуктом работы является заполненный лист педагогических наблюдений. Лист заполняется и остаётся у классного руководителя 5 класса в качестве вспомогательного инструмента для планирования воспитательной работы. При использовании данной формы работы обязательно следование принципам этичности и конфиденциальности. Опыт применения данных листов показывает, что действительно, получение информации с «опережением» позволяет предупредить, заметить многие проблемы в развитии детей, создать комфортные условия взаимодействия с детьми и родителями.

Таблица 1

Лист педагогических наблюдений

5 «…» класс

Классный руководитель (принимающий учитель)  _________________________________   

 Выпускающий учитель ________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ф.И. обучающегося

Дети,  требующие повышенного внимания и контроля

Дети из семей групп риска

Дети  с ограниченными возможностями здоровья

 Одарённые дети

(«и» -  интеллектуальная

«с» - социально-лидерская

 «х» - художественно-эстетическая

«с» - спортивная одарённость)

Дети  с проблемами в обучении (слабоуспевающие)

Дети тревожные, неуверенные в себе

Дети с нарушениями поведения

Родители, проявляющие активность в жизни класса

Примечания

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В период адаптации пятиклассников к новым условиям обучения имеет значение педагогическая поддержка учащихся, педагогу важно заметить и поддержать каждого ученика.

Принципы педагогической поддержки:

- каждый ребёнок требует индивидуального подхода, поскольку обладает уникальными свойствами, характеристиками и качествами;

- каждый ребёнок имеет свой социальный и культурный опыт;

- каждый ребёнок использует собственные приёмы и формы познавательной, интеллектуальной деятельности.

Педагогическая поддержка возможна только тогда, когда ученик активно сотрудничает с учителем и начинает действовать самостоятельно и целенаправленно. Поэтому важно выстраивать работу с позиции сотрудничества и поддержки с самых первых дней обучения ребят в 5 классе. На данном этапе действенно выстраивание диалога с учащимися, на уроках, групповых занятиях, индивидуальных беседах, что позволяет ученику более уверенно транслировать свои знания и без напряжения и высокой тревоги обращаться к педагогу за помощью и поддержкой.

Педагогическая поддержка как деятельность учителя имеет 5 этапов (по классификации Т. В. Анохиной) [2. с. 221]:

  1. Диагностический этап. На данном этапе педагог выявляет проблему ученика, определяет её с ребёнком и даёт оценку проблеме с точки значимости её для ребёнка.
  2. Поисковой этап. Организация совместно с учащимся поиска проблемы (или трудности), причин её возникновения. Здесь важен взгляд ребёнка на данную ситуацию, понимание им самим наличия проблем и необходимости поиска выхода. Педагог с позиции диалога проявляет внимание, и поддерживает стремление ребёнка найти и предложить свой выход из проблемной ситуации.
  3. Договорный этап. Проектирование действий педагога и ребёнка, налаживание договорных отношений, в которых будут обозначены стороны ответственности каждого. На данном этапе педагогу следует быть максимально тактичным, помнить о том, что у ребёнка формируется новые умения и навыки взаимодействия с окружающими.
  4. Деятельностный этап. Педагог (классный руководитель) осуществляет на практике систему мер по обеспечению педагогической поддержки, с привлечением педагогов других предметов. На данном этапе важно, что ученик получил одобрение, нужно поощрять инициативность ребят. Соблюдение данных особенностей взаимодействия обеспечивает успешность первых самостоятельных шагов учащихся.
  5. Рефлексивный этап. Успехи и неудачи обсуждаются совместно с ребёнком. Особое внимание педагог уделяет чувствам и эмоциям ученика. Рефлексивный период работы можно фиксировать в специальных тетрадях.

Подобный подход развивает самоконтроль ребёнка, позволяет его чувствовать себя уверенно, помогает реализовать свои возможности и сохраняет интерес к учёбе.

Таким образом, происходит активизация и развитие таких личностных качеств как самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды. Ученик получает ценный опыт сотрудничества, рефлексии.

Использование технологии педагогической поддержки и учёт индивидуальных особенностей пятиклассников способствует решению задачи по созданию условий для успешной адаптации учащихся в 5 классе,  личностному развитию учащихся. Создание ситуации успеха и поддержка позволяют младшему подростку адаптироваться и сохранить учебную мотивацию и адекватную самооценку.

Литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. - 640 с.
  2. Культура взаимодействия детей и взрослых [Текст] / под редакцией Е. А. Александровой, Н. Б. Крыловой. – М., 2009. - 248 с.
  3. Михайлова, Н. Н., Юсфин,  С. М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие [Текст] / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М.: Мирос, 2002. - 208 с.
  4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли [Текст] / под ред. А. Г. Асмолов. – М. : Просвещение, 2011. - 159 с.
  5. Хухлаева О. В. Тропинка своему Я; Уроки психологии в средней школе (5-6 класс) [Текст] – М.: Генезис, 2010. - 307 с.

 

 

 

 

 

 



Просмотров: 402
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Возможности применения гештальт-подхода в организации эффективного взаимодействия «педагог-ученик»
  • Волшебная формула: Педагог - Мотивация - Ученик - Интерес
  • Новый ученик в классе
  • У каждого человека столько денег, сколько он может впустить в свою жизнь на данном этапе
  • Экспресс -диагностика адаптации учащихся 10-х классов.
  • Создание условий для формирования у учащихся навыков конструктивного межличностного взаимодействия
  • Мониторинг сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5-х классов
  • Кризис адаптации и опыт его преодоления в ситуации потери работы
  • Особенности личностной саморегуляции подростков, учащихся в разных профилях обучения
  • Первый раз в пятый класс: кое-что об адаптации к средней школе
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка раннего возраста и его семьи в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 1.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 4.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 2.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Введение.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 3.
  • ПРОГРАММА-ИНТЕНСИВ психолого-педагогической подготовки учащихся 11-х классов к ГИА. Занятие 5.
  • Школа и ученик. Проблемы дезадаптации.(Транзактноаналитический подход)
  • Подросток в 10 классе: подводные камни обучения
  • Обеспечение синергии мышления экологическими методами обучения в 1 классе
  • Неудачник, ученик и руководитель - быстрый сдвиг Я-концепции
  • Рекомендации по адаптации ребёнка к саду
  • Решение педагогических конфликтов как создание безопасного пространства для учащихся
  • Особенности совладающего поведения студента-мигранта на этапе адаптации в вузе
  • Особенности одаренности учащихся подросткового возраста в школах с разной системой обучения
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Поддержка ли это? Почему поддержка часто таковой не является?
  • Создание безопасной среды, как одно из условий успешной адаптации ребенка с РДА в детском саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь