Для многих детей трудной является ситуация, связанная с переходом в новую школу. Данная ситуация может быть обусловлена семейными обстоятельствами (например, изменение места жительства), особенностями взаимоотношений ребенка в школе (например, конфликтные отношения с одноклассниками и/или учителями) или определенными требованиями к образовательной программе. Поэтому очень важно, чтобы ребенок плавно влился в новый коллектив, быстро и легко адаптировался к новым условиям.
Ребенок приходит в чужой класс, где свои правила, законы, отношения. Он приходит к другому учителю, в другой кабинет, где все не так, как было в его прежнем классе. Основная роль в адаптации ребенка к изменившейся учебной ситуации отводится учителю.
В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью ребенка является учебная деятельность. В связи с этим учитель начальных классов, как основной представитель этой деятельности, пользуется у детей большим авторитетом, и поэтому оказывает значимое влияние на детей, на формирование их взглядов, точек зрения, отношения к другим детям, в том числе и к новичкам, приходящим в класс. И от того, как учитель отнесется к новому ученику, будет ли проявлять к нему внимание или, наоборот, сделает вид, что ничего не изменилось, зависит и отношение детей к новому однокласснику.
Чтобы ребенок благополучно вошел в новый коллектив, необходимо выполнение следующих условий:
Он должен себя чувствовать в новом коллективе в безопасности. Безопасность – крайне важный фактор межличностных отношений. Человек, находясь в психологически опасной ситуации, испытывает тревогу и страх. Поэтому под влиянием страха ребенок может стараться быть незаметным, чтобы как можно меньше привлекать к себе внимание тех, кто, по его мнению, является для него потенциальным источником опасности. В качестве другой защитной формы поведения в ситуации опасности может использоваться агрессия. Еще один способ скрыть собственный страх –это использование различных масок, с помощью которых ребенок приспосабливается к ситуации, отдаляясь от других. Если ситуация опасности продолжает действовать в течение длительного периода, то она становится хронической, а описанные формы защитного поведения могут закрепляться и становятся основными способами взаимодействия с окружающим миром;
Отношения в новом коллективе должны поддерживать в ребенке положительное самоотношение, чувство собственной уникальности;
Ребенок должен чувствовать поддержку и положительное отношение со стороны, прежде всего, учителя, а также одноклассников.
Педагог не может принимать решение за детей, но он может подтолкнуть их к верному решению. Он должен создать условия для того, чтобы дети сами приняли новенького в свой коллектив. На все это нужно время, но главное, чтобы ученики увидели новенького, заинтересовались им. Задача педагога: обратить внимание класса на нового ученика, показать детям его положительные стороны. Для этого можно и нужно: побеседовать с родителями новичка, узнать, как он себя чувствует в школе, хочет ли идти туда, что думает о ребятах, почаще вовлекать его в общие дела класса.
Детей же надо подводить к мысли, что новый ученик – тоже частица класса. И тогда ребенок, вошедший в новый класс, сможет преодолеть страх перед неопределенной ситуацией и стать полноправным членом класса.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.