Школа и ученик. Проблемы дезадаптации.(Транзактноаналитический подход)

 Причины и направления работы со школьной дезадаптацией
учащихся.

  Проблемы, возникающие у учащихся в обучении, в поведении и во взаимоотно-шениях с окружающими (учителями, сверстниками, родителями) в значительном числе случаев связаны с так называемой дезадаптацией  к школьной социальной среде и к учебному процессу.  Поэтому повышение учебной успешности учащихся, профилактика учебных срывов, и решение поведенческих проблем, создающих большое количество дискомфорта для учителей – в значительной степени зависят от того, как решаются вопросы адаптации учащихся к школьной среде.

    Чтобы решать эту проблему, прежде всего необходимо рассмотреть, 
в чем состоит адаптация  ученика, и что представляет собой дезадаптация.

  Под адаптацией можно понимать положительный результат процесса приспособления индивида (ученика) к требованиям среды. Под 
дезадаптацией можно понимать полное или частичное расстройство,
нарушение процессов взаимодействия со средой, в данном случае – с учебной и/или социальной средой школы.

   Адаптация   ученика к учебному процессу состоит в том, что ученик эмоционально принимает ту  учебную среду, в которую он попадает. Он имеет  также личностное решение быть именно в этой среде. Он соотнес свою систему ценностей и личностных ориентиров со школьной.  И он подстроился к стилю, в котором преподносится ученикам учебный процесс. Последнее подразумевает, что он «встроился» в учебный темп работы на уроке и успевает за темпом, предлагаемым учителем; он понимает учебный материал, объем предлагаемой учебной работы соотносится с его интеллектуальными и психофизиологическими ресурсами и его способностью быть организованным в учебной деятельности.

     Адаптация  не является пассивным процессом «Совпало - не совпало», или процессом, реализующимся «на автопилоте» - «со временем свыкнется». Это активный личностный процесс, реализация которого зависит от принятия ситуации и готовности к ней приспосабливаться. Одновременно с этим при слишком больших расхождениях в качествах, способностях и навыках ребенка и условиями образовательной среды такое приспособление становится невозможным или
деструктивным, декомпенсирующим для личности ученика или его физических
ресурсов (например, ученик заболевает).

   Адаптация состоит также в том, что школьник (а на самом деле и его семья, родители) адаптируется  к школьной социальной среде. Адаптация  к социальной среде означает прежде всего образование эмоциональных связей и эмоциональной включенности в отношения, и также это осознание и далее принятие социальных правил и нормативов.

      Дезадаптация ученика означает, что он не смог согласовать свое поведение, мышление и чувства с окружающей средой.

 Результатом такой дезадаптации и ее основным проявлением являются:

1)      нарушение взаимоотношений и взаимодействий учащегося с классом и/или учителем и/или учителями,

2)      проблемы в обучении, выражающиеся в неспособности и/или нежелании учащегося соответствовать стандартным требованиям, предъявляемым к нему в процессе обучения.

      Внутренние эмоциональные реакции, эмоциональный дискомфорт, испытываемый учащимся, тревога, личностные изменения (например, такие, как понижение самооценки, изменение представлений о самом себе), стресс и дистресс являются вторичными реакциями на ситуацию дезадаптации и могут использоваться как ее диагностические признаки. 
     Часто указанные два аспекта дезадаптации (социальный и собственной
учебный) встречаются вместе у одного ученика. Они могут встречаться и отдельно, но часто идут рука об руку, взаимно влияя друг на друга. Например, испорченные отношения с учителем могут повлечь за собой бунт и прогулы, невнимательность на уроках, далее пробелы в знаниях и неуспеваемость по  журнальным оценкам. Или, неуспеваемость ученика в классе, непонимание того материала, который понимают другие дети, может вызвать изоляцию ребенка в классе, чувство неполноценности, которое влияет на его взаимоотношения со сверстниками. В каждом индивидуальном случае, в организации помощи конкретному ученику, важно уточнять, что является первичным, а что – вторичным в дезадаптации.

Как развивается дезадаптация ученика ?

    В своем развитии процесс дезадаптации учащегося имеет три стадии – фазу формирования, фазу углубления и эмоциональных и личностных реакций на факт дезадаптации, и фазу формирования психологической защиты.

    В фазе формирования  дезадаптации могут происходить попытки подстройки к группе, учителю и учебному процессу. В существенной части они не приносят успеха. В другом варианте ученик подстраивается в предлагаемый стиль учебной работы, но работает на пределе своих возможностей. Выявление этого предела возможностей эффективно при помощи методики Люшера, который выявляет детей, работающих на пределе своих физических возможностей или находящихся на грани физического срыва (используется показатель «Вегетативный коэффици-ент»). Часто в эту группу попадают дети, имеющие какие-либо явные или скрытые хронические заболевания, синдром дефицита внимания, гиперактивность.

    В фазе углубления возрастает осознание учеником своего несоответствия, понимание проблем, возрастает уровень школьной тревожности, который может быть диагностирован при помощи теста Филлипса.

    В третьей стадии формируются механизмы психологической защиты от тревожащей информации, происходит вытеснение проблемы в подсознание. В дальнейшем ученик может отрицать наличие проблемы или приуменьшать ее значимость. В терминах транзактного анализа такое явление называется «обесцениванием». Формирование такого механизма личностной защиты также может быть обнаружено при помощи теста Филлипса. В этом случае показатели уровня школьной тревожности могут оказаться существенно ниже средних в данной возрастной группе. Такой неадекватно низкий уровень школьной тревожности может быть обнаружен в коррекционном классе, куда попадают дети, не справившиеся с процессом адаптации в классе нормы. В то время, как учителя отмечают наличие проблем во взаимоотношениях и в учебной работе  с детьми  этого класса, сами дети отмечают, что у них нет проблем с учителями. Это означает, что психологическая защита сформирована, и ребенок не воспринимает школьную ситуацию и отношения с учителями как они есть на самом деле.

   В некоторых случаях продолжение процесса дезадаптации  реализуется в формировании учащимся «своего мира», своей группы, активно манипулируя которой школьник начнет противостоять взрослым, диктуя даже целому классу свою негативную систему ценностей и отрицательное отношение к учебе.
Такие дети могут встречаться, начиная с 5 класса.

    Что является причиной дезадаптации ?

     В ряде случаев дезадаптация развивается с самого начала поступления ребенка в школу. Она может быть названа исходной дезадаптацией. Возможные причины исходной дезадаптации, пути коррекции и профилактики представлены в таблице 1.

Таблица 1. Формы и факторы дезадаптации учащихся при
поступлении в 1 класс (исходная дезадаптация)

Школа и ученик Проблемы дезадаптации Транзактноаналитический подход

В Таблице 2 представлены формы и факторы дезадаптации, встречающиеся в большей степени в средней и старшей школе. На некоторых из них хотелось бы остановиться более подробно.

      Одним из наиболее болезненных и трудно решаемых вопросов адаптации ребенка к классу, к школе является дезадаптация, причиной которой явилось поведение учителя  по отношению к ученику, которое может быть рассмотрено как неэтичное. Хотя таких случаев мало, тем не менее они нуждаются в рассмотрении, так как в результате доставляют много хлопот и администрации, и
психологу, и классному руководителю ребенка, и их решение отнимает огромное
количество и времени, и энергии. Кроме того, детальное рассмотрение и
правильное решение подобных ситуаций является ценным с точки зрения создания общей школьной атмосферы и профессионализма учителей. Специфика состоит в том, что, если учитель оскорбил ученика, совершил педагогически неправильный поступок по отношению к ученику, который имеет уже длительный период адаптации к школе, который сформировал устойчивые эмоциональные связи с другими учениками, другими учителями в школе – ученик так или иначе способен это перенести, так как у него сформирован «устойчивый тыл». Ученик, который только что пришел в школу и еще не успел сформировать эмоциональных связей, социальных отношений, еще не нашел свою социальную нишу, в большей степени раним и имеет высокий риск срыва адаптации. Необходимо так же учитывать в подобных ситуациях, что ученик по своим социальным позициям и по  сформированности навыков социальной защиты значительно слабее учителя, как взрослого человека. 

   Поэтому, важно хотя бы в стадии формирования адаптации ребенка, пришедшего, например, из другой школы в связи с переездом семьи, быть более внимательными, как мы обращаемся с этим ребенком, что мы ему говорим, как мы оцениваем его личность или поступки.

    Вторая трудная тема – это дезадаптация учащегося, связанная с оскорблениями со стороны сверстников, с их низким уровнем этического развития и так называемой «толерантности», или терпимости. Непохожесть на других,  несоответствие одноклассника  неким «стандартам», становятся в ряде случаев
причиной насмешек и даже бойкотов. Насмехаются над полными, высокими, рыжими, над второгодниками и т.п.. В результате, второгодник, который, как правило,  выше и крупнее своих одноклассников (ведь он на год старше !), вообще отказывается посещать школу. Другой пример. Мальчик из 7 класса по дороге в школу подвергся нападению двух взрослых, которые пытались его поймать и увезтив автомобиле. В связи с этим родители и бабушка стали систематически провожать  в школу и домой. Одноклассники стали высмеивать мальчика за его непонятную для них  связь с семьей. Объяснить одноклассникам  и открыть для них действительную причину, и связанную ней с тяжелую эмоциональную травму, естественно, он не мог. В результате мальчик   в течение полугода не посещал школу. 

   Для того, чтобы процесс адаптации шел успешно,  в своей профессиональной работе  педагог и психолог должны учитывать важные закономерности развития, уже описанные рядом известных авторов. Это стадии личностного развития, описанные Эриком Эриксоном, транзактными аналитиками  Памелой Левин и
Джин Кларк.  Их взгляды на стадии развития личности совпадают, одновременно с этим каждый внес своей особенный вклад в развитие теории. В частности, Джин Кларк сформулировала позитивные послания, в которых нуждается ребенок для прохождения каждой выделенной стадии развития. В настоящее время знания об этих стадиях развития уже используются в организационной психологии и учитываются в тех случаях, когда администрации предприятия необходимо успешно адаптировать внутри предприятия  нового сотрудника.

     В этом подходе используется понимание того, что каждый человек, попадая в новую ситуацию, или начав новый род деятельности, как бы заново в нем рождается, и в этом новом контексте он проходит те общие стадии, которые проходит человек  в своем развитии.

 Применительно к ученику, можно сказать, что, когда ученик поступает в школу, или когда в более старших классах он  переведен из школы в школу, из класса в класс, он начинает свой путь в новом для него мире и начинает проходить так называемую стадию  «Быть», на которой он должен получить безусловное принятие той средой, в которую он попал. На этой стадии невозможно и вредно требовать от человека какого-либо конкретного результата  в деятельности. Этим можно вызвать срыв адаптации. На этой стадии человек

Таблица 2. Формы и факторы дезадаптации на дальнейших этапах
образовательного пути

 

 символически представляет собой вновь родившегося младенца, задачей которого является установить отношения доверия и  быть принятым окружающим миром. В этой стадии человек эмоционально и в поведении находится в состоянии младенчества. Часто он испытывает нежелание что-либо делать, быть пассивным. В этой стадии он также учится слышать свои потребности, и ему важно, чтобы на его потребности отвечали. В этой стадии важна забота о нем, потому что в некотором смысле он будет демонстрировать беспомощность, как всякий младенец. Эта стадия длится  у ученика при попадании в новую
ситуацию в норме приблизительно две недели. Поэтому в течении первых двух
недель пребывания ученика в новом коллективе нельзя ожидать и тем более
требовать от него учебной продуктивности.

  Для прохождения этого первого этапа адаптации необходима личная эмоциональная связанность со значимым взрослым. В развитии  ребенка
это, как правило, реализуется в эмоциональной связанности  с матерью. Однако, это же касается и всех других «мини-циклов» развития. Для того, чтобы адаптация ученика к школе проходила нормально, должен найтись в школе хотя бы один человек, который будет «персональным проводником» этого ребенка в школьную жизнь, в некотором смысле «Посвятителем» в проблемы, тайны и секреты, в устройство школьной жизни, и кто скажет ему «я рад, что ты здесь есть».

     Вторая стадия – это стадия – это так называемая стадия «Делания». В этой стадии ребенок начинает пробовать делать что-то сам. В этой стадии любая форма активности ребенка должна поощряться, независимо от качества, от результата (естественно, если она не опасно для окружающих или его самого).

   Третья стадия – это Стадия «Инициативности», когда ребенок не только что-то делает сам (Сам одевает ботинки), но и принимает на себя инициативу, как он будет структурировать свое время, чем он займется.

   Четвертая стадия – стадия «Компетентности», в рамках которой ребенок. уже стремится не только «делать», но и делать качественно, хорошо. Только в этой стадии можно уже полноценно предъявлять ребенку требования к качеству выполняемой им учебной деятельности.

  Резюмируя, можно сказать, что сначала учащегося нужно хвалить «За то что он есть, что он с нами», затем, за то что он делает и проявляет инициативу, затем – за то, что он «делает хорошо» и только последним этапом за то, что он делает «еще лучше». Действие учителя в соответствии с той стадией, на которой находится ученик – это наилучшая и специфично направленная помощь в адаптации его к школьной системе.

Литература

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М, изд-во «Владос»  (Оценка уровня тревожности с помощью теста школьной тревожности Филлипса, стр.133-139)

2.Стюарт Я., Джойс В. Современный транзактный анализ. Спб, Социально-психологический   центр, 1996.

  3.Эпигенетическая теория развития личности Эрика Эриксона. В кн. «Детская психология: теория, факты, проблемы» «Тривола» Москва, 1995 стр 79-102
4..Давид Элкинд. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. В
Диалог-США, 1979, №1 с.3-13.

5.Восемь стадий в развитии человека и его сознания .(Концепция Эрика Эриксона) в кн. Личность. Внутренний мир и самореализация. Авторы-составители член-корр. РАО, проф. Ю.Н. Кулюткин, проф. Г.С.  Сухобская, «Тускарора», Санкт-Петербург, 1996. стр.67-74.

Литература:  J. Illsley Clarke, C. Dawson.
Growing Up Again, 1998



Просмотров: 869
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Школьная адаптация и первые признаки школьной дезадаптации
  • Консультативная работа педагога-психолога с родителями по проблемам школьной дезадаптации
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Про школу | Как учителю поддержать ученика в “трудный период”
  • К проблеме адаптации первокурсников к новой учебной среде
  • Жить за границей: стадии адаптации к новой стране
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Стадии развития супружеских отношений, ведущих к разрушению брака в случае деструкций и его сохранению
  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Четыре стадии сепарации сына от матери + пронзительное социальное видео по этой теме
  • 4 стадии развития нарушений учебных навыков
  • Эмиграционный синдром как проявление социальной дезадаптации.
  • Последствия социальной дезадаптации
  • Коррекция социальной дезадаптации
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • Научная статья 3. Диагностика и коррекция школьной тревожности учащихся в периоде подросткового кризиса
  • Идеальное материнство как предпосылка социальной дезадаптации ребёнка
  • Грани совместимости и стадии развития отношений в паре.
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • Стадии развития травматической реакции-2
  • Вагинизм. Когда причины могут быть совсем необычными. Решение проблемы
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития отношений
  • Стадии развития (со)зависимых отношений
  • Стадии развития отношений в паре.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь