|
Первый раз в пятый класс: кое-что об адаптации к средней школеАвтор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Ваш ребенок закончил в прошлом году начальную школу. Впереди – пятый класс. Это очень интересный этап в его жизни, хотя и непростой. Вообще, пятиклассники – особые существа. Во многом они остаются больше похожи на младшеклассников: по своему духу, интересам, манере поведения. В то же время психологически они уже стремятся присоединиться к старшеклассникам. Получается, что в школе они занимают в определенном смысле пограничное, «маргинальное» положение, это во многом определяет особенности протекания процесса адаптации. Интересно еще то, что сам по себе возраст 10-11 лет довольно спокойный, обычно (если, конечно, у ребенка не начался еще ранний пубертат) этот период не предполагает обязательного наличия каких-то психологических трудностей. «Проблемность» здесь связана именно с тем, что на рубеже четвертого-пятого класса для учеников резко меняются условия учебы: появляются новые требования, новые учителя, новые предметы, новые кабинеты, которые нужно еще найти в огромной школьном здании… Что во всех этих условия может произойти с ребенком? Какие самые обычное проявления трудностей с адаптацией в этот период? Обычно они включают в себя низкую организованность, учебную рассеянность и недисциплинированность, снижение самооценки, повышение школьной тревожности. Это те «звоночки», на которые нужно прежде всего обращать внимание учителям и родителям.
Что поможет вашему пятикласснику успешно преодолеть эти трудности? Пережить резкий скачок из одних условий обучения в совершенно другие, новые? Многое зависит от его внутренних психологических качеств, готовности к переходу в среднюю школу. Эта готовность, с точки зрения психологов, включает в себя два основных компонента: чувство взрослости и определенная умственная зрелость. Давайте поговорим о них поподробнее. Чувство взрослости – это новая внутренняя позиция ребенка в школе, новый уровень развития личности вашего сына или дочки. Если этот уровень достигнут, у ребенка сформирована стойкая учебная мотивация (то есть человек знает, что хочет учиться и понимает, зачем ему это надо); он умеет строить отношения со своими сверстниками и вообще чувствует свою ответственность за то, что происходит в его школьной жизни. Умственная зрелость проявляется в том, что ребенок умеет сам организовывать свою интеллектуальную деятельность: ставить цели, планировать, использовать логику, пользоваться речью при размышлениях. Конечно, все эти качестве должны сформироваться еще в начальной школе. Именно поэтому к переходу в среднее звено, так же как и к поступлению в школу, нужно бы готовиться заранее. А что могут сделать родители, когда ребенок уже пошел в пятый класс? Или 1 сентября совсем на носу? Вот несколько рекомендаций.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|