Ваш ребенок закончил в прошлом году начальную школу. Впереди – пятый класс. Это очень интересный этап в его жизни, хотя и непростой.
Вообще, пятиклассники – особые существа. Во многом они остаются больше похожи на младшеклассников: по своему духу, интересам, манере поведения. В то же время психологически они уже стремятся присоединиться к старшеклассникам. Получается, что в школе они занимают в определенном смысле пограничное, «маргинальное» положение, это во многом определяет особенности протекания процесса адаптации.
Интересно еще то, что сам по себе возраст 10-11 лет довольно спокойный, обычно (если, конечно, у ребенка не начался еще ранний пубертат) этот период не предполагает обязательного наличия каких-то психологических трудностей. «Проблемность» здесь связана именно с тем, что на рубеже четвертого-пятого класса для учеников резко меняются условия учебы: появляются новые требования, новые учителя, новые предметы, новые кабинеты, которые нужно еще найти в огромной школьном здании…
Что во всех этих условия может произойти с ребенком? Какие самые обычное проявления трудностей с адаптацией в этот период? Обычно они включают в себя низкую организованность, учебную рассеянность и недисциплинированность, снижение самооценки, повышение школьной тревожности. Это те «звоночки», на которые нужно прежде всего обращать внимание учителям и родителям.
Что поможет вашему пятикласснику успешно преодолеть эти трудности? Пережить резкий скачок из одних условий обучения в совершенно другие, новые? Многое зависит от его внутренних психологических качеств, готовности к переходу в среднюю школу. Эта готовность, с точки зрения психологов, включает в себя два основных компонента: чувство взрослости и определенная умственная зрелость. Давайте поговорим о них поподробнее.
Чувство взрослости – это новая внутренняя позиция ребенка в школе, новый уровень развития личности вашего сына или дочки. Если этот уровень достигнут, у ребенка сформирована стойкая учебная мотивация (то есть человек знает, что хочет учиться и понимает, зачем ему это надо); он умеет строить отношения со своими сверстниками и вообще чувствует свою ответственность за то, что происходит в его школьной жизни.
Умственная зрелость проявляется в том, что ребенок умеет сам организовывать свою интеллектуальную деятельность: ставить цели, планировать, использовать логику, пользоваться речью при размышлениях.
Конечно, все эти качестве должны сформироваться еще в начальной школе. Именно поэтому к переходу в среднее звено, так же как и к поступлению в школу, нужно бы готовиться заранее.
А что могут сделать родители, когда ребенок уже пошел в пятый класс? Или 1 сентября совсем на носу? Вот несколько рекомендаций.
Создавайте условия для проявления и развития самостоятельности вашего ребенка. У пятиклассника уже обязательно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
Не стоит резко лишать ребенка вашей поддержки и, в определенном смысле, контроля. Пятиклассник кажется взрослым, но ему, особенно на первых порах, нужна ваша помощь, чтобы научиться ориентироваться в новых требованиях школьной жизни. Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле с вашей стороны.
Учитель перестает быть для пятиклассника тем авторитетом, которым он был раньше. Это совершенно нормально. В этом возрасте ребенок уже вполне имеет право критиковать учителей, высказывать свое недовольство ими. Вам важно обсудить это с ребенком, прояснить причины негативного отношения к педагогу, дать высказаться, но стараться при этом все-таки поддержать авторитет учителя.
Учеба сама по себе часто теряет свою привлекательность в пятом классе. В этом возрасте многим детям нравится бывать в школе потому, что там можно пообщаться с друзьями. Опять таки, это нормальный этап возрастного развития. Важно давать сыну или дочке возможность обсуждать с вами не только учебные дела, но и отношения с одноклассниками, друзьями.
Будьте внимательны к ребенку. Если вас что-то беспокоит в его поведении, не откладывайте обращение за консультацией к его учителям или к психологу.
Вот здесь можно прочитать мою статью об адаптации к первому классу: https://www.psyoffice.ru/article/85800/, а здесь - статью про переход в старшую школу: https://www.psyoffice.ru/article/85971/
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.