|
Обеспечение синергии мышления экологическими методами обучения в 1 классеАвтор статьи: Елена Анатольевна Ефименко
Первый класс – важный этап в жизни детей. Малыши попадают в новую социальную среду, к которой им предстоит адаптироваться. Лучше адаптация проходит у тех детей, которые имеют учебно-познавательную мотивацию. Если доминирующий мотив внешний, социально-ролевой, соответственно, и приспособление к школе и учебному процессу проходит дольше и сложнее. Возможной является и дезадаптация. Для первоклассников школа должна стать местом, куда хочется идти с радостью. Ведь именно от первых шагов зависит дальнейшее восприятие школьной жизни. Большую роль в данном процессе играет первый учитель. Именно от наставника зависит не только уровень полученных знаний, но и развитие эмоционального интеллекта ребенка, от степени сформированности которого зависят и адаптационные способности. Мальчики и девочки 6-7 лет имеют наглядно-образное мышление. У детей этого возраста ведущей является игровая деятельность. Синергия данных составляющих является путем к формированию позитивного восприятия процесса обучения и школы как социальной среды . Обеспечивают синергию экологические методы обучения, которые базируются на уважении личных границ. Согласно с ними, именно ребенок является центром получения знаний, именно он выбирает то, что перейдет в зону его актуального развития. Экологические методы направлены на систематическое преобразование образовательной среды: обновление способствует активизации органов чувств и, соответственно, стимулирует познавательный интерес. Технологии «Цветная стена» и «Радужная страница» основаны на оживлении зрительной сенсорной системы. На начальном этапе обучения первоклассников стоит применять метод «Цветная стена». Целесообразно систематизировать использования определенных цветов: по дням недели (каждую неделю цвета повторяются), по цветам радуги и тому подобное. Систематизация способствует стабильности восприятия. Соответственно, знания и умения, которые попали в зону ближайшего развития, быстрее переходят в зону актуального развития. На стене для учебного материала располагаются в соответствии с темой изучения буквы, слоги, слова, цифры определенного цвета. Важным элементом является сохранение здоровья детей: обучение можно проводить стоя перед размещенным материалом. Малыши свободно двигаются. Учащиеся могут работать как фронтально, так и группами и индивидуально. По желанию свои познавательные интересы первоклассники могут удовлетворять в течение перемены, рассматривая цветные учебные материалы, изучая их, играя с ними. «Цветную стену» следует дополнить доской, на которой можно работать цветными мелками. Продолжением работы является «Радужная страница» - работа в тетради цветными карандашами. Таким образом, происходит синергия мышления и деятельности. Также данный метод способствует формированию уверенности, позитивного образа «Я». Разнообразием заинтересует маленьких учеников метод «Экологическое письмо». Он основан на тактильной сенсорной системе. Помогает создать ситуацию достижения успеха, что является важным фактором в формировании позитивного самовосприятия. Работа по данному методу проводится на пластиковом подносе с бортиками. Достаточно тонким слоем на его поверхность выкладывается крупа (манная, пшенная, гречневая и т. п). Подносы с крупой следует поставить на плоскую поверхность. На крупе дети могут писать пальцем, пластиковой палочкой. Крупы целесообразно чередовать. После «Екописьма» можно переходить к работе в тетради – продолжать формировать образ буквы или цифры. По желанию дети дома могут изготовить буквы или цифры из соленого теста, раскрасить их. Разместить плоды своего творчества мальчики и девочки могут на «Тропе достижений» - условно изображенной на стене класса дорожке, по которой они шагают к вершине горы. На этой «Тропе» можно размещать и другие важные для детей символы достижений в учебе. Особое место среди экологических методов занимает «Мобильная парта». Этот метод позволяет избежать ригидности в работе. Согласно цели урока, парты могут стоять кругом, квадратом, образовывать лабиринт и др.. Хорошо, если это одноместные парты - ребенок имеет возможность почувствовать свои границы. Положительный образ класса и совместная деятельность помогают детям улучшить общение друг с другом, адаптироваться к коллективу, учебному процессу. Хорошим дополнением является экологический метод, основанный на активизации слухового анализатора и воображения - слушание аудиозаписей звуков природы. А в деятельность во время перемен следует ввести игру с кинетическим песком. Школьная жизнь начинается с маленьких шагов - знакомства, любопытства, желания узнать. Поддержка и благоприятная учебная среда позволят детям развить эмоциональный интеллект, адаптироваться к обучению в школе, сформировать позитивное самовосприятие - залог успеха личности. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|