Актуальность исследования психологического здоровья человека-оператора является важной и сложной проблемой инженерной психологии, эргономики, психологии здоровья и ряда смежных дисциплин. Важнейшей составляющей здоровья работника является психологическое здоровье, которое служит основой эффективности как профессиональной деятельности, так и общего благополучия человека. Решение обозначенной проблемы возможно посредством предварительного научного осмысления содержания понятия «здоровье работников железнодорожного транспорта». Особенности работы машинистов и проводников требуют повышенного внимания к состоянию их здоровья, что связано с высоким психоэмоциональным напряжением, работой в ночную смену, постоянной готовностью к экстренным ситуациям, что в свою очередь приводит к снижению
психической и физиологической адаптации. Кроме того, каждый работник локомотивной бригады подвергается воздействию вредных и опасных факторов, таких как шум и вибрация.
Целью нашего исследования было изучение отношения к собственному здоровью, трудовым нагрузкам у работников, обеспечивающих движение поездов.
Обследованы две группы работников железнодорожного транспорта: машинисты и проводники в возрасте от 26 до 47 лет.
Мы проводили психосемантическое компьютерное
исследование по методике Ч. Осгуда в модификации И.Л. Соломина (ИМАТОН). Обработка осуществлялась при помощи кластерного анализа. По результатам исследования мы получили следующие данные. У всех работников отмечается неудовлетворенность настоящим, что приводит к состоянию повышенной эмоциональной напряженности, беспокойству, нестабильному поведению и стремлению компенсировать их удовлетворением других потребностей. Вытесненными переживаниями у двух групп выступили «моя работа», «моя профессия», «трудовые нагрузки» и «график работы». Вытесненные комплексы
обусловлены крайней значимостью представлений, которая может приводить к болезненным переживаниям. Они могут быть связаны с эмоциональными травмами, внутренними конфликтами. Испытуемые игнорируют трудовые нагрузки и плотный график работы, что может привести перегрузкам, переутомлению и срывам работоспособности. Изолированными понятиями выступили «моя работа» и «моя профессия», работники не обращают внимание на условия труда и карьерный рост. Данные условия могут быть обозначены спецификой работы, выносливостью и активностью испытуемых. В одном кластере у групп машинистов и проводников объединены такие понятия как «адаптивность», «реакция на стресс» и «выполнение требований». Это может свидетельствовать о том, что качественное выполнение работы, четкое соблюдение графика и плана снижает сильную реакцию на стресс, а значит, улучшает адаптивность к жестким условиям труда. Что касается понятия «мое здоровье», то у машинистов оно объединено в один кластер с «отдыхом между поездками». Данные показатели свидетельствуют о том, что 98 % испытуемых нуждаются в качественной реабилитации после поездки, заключающейся в психоэмоциональной разгрузке, которая обеспечивается психологами и врачами в отделении восстановительного лечения. У проводников в один кластер с понятием «здоровье» включены следующие словосочетания: «избегание неприятностей», «достижение успеха», «признание окружающими», а также «моя семья». Полученные результаты свидетельствуют о том, что испытуемые в нашем исследовании – женщины, а значит они ориентированы в большей степени на общение с окружающими, нуждаются в поддержке со стороны семьи и в уважительном отношении пассажиров и коллег. Эмоциональное здоровье проводников напрямую связано с удовлетворенностью своим трудом, которая обеспечивается за счет качественно выполненной работы, отсутствия нарушений трудовой дисциплины, а
также благоприятным микроклиматом в семье. На современном железнодорожном транспорте среди проводников 60–80 % женщин. Между тем, проблеме комплексного изучения влияния производственной среды на эмоциональное здоровье женщин этой профессиональной группы до настоящего времени не уделялось должного внимания.
Таким образом, в своем исследовании мы охватили две большие группы работников железнодорожного транспорта, которые обеспечивают безопасность движения поездов. Изучение эмоционального здоровья этих людей требует повышенного внимания со стороны врачей и психологов отделения восстановительного лечения и реабилитации.