Личностный рост, психологическое здоровье и зрелость.

   Понятия психологического здоровья и психологической зрелости обширны. Для начала они заключаются в отсутствии ряда нарушений из области психиатрии. Но помимо психиатрического спектра заболеваний существуют неврозы, повторяющиеся негативные ситуации, неосознанные переживания и прочие проблемы человеческой души. И, в общем-то, вспоминая слова Роберто Ассаджиоли о том, что над нами властвует все то, что мы не осознаем и нам подвластно все то, что мы осознаем, сразу хочется все быстро осознать и стать психологически свободной и зрелой личностью. Такие уж они мотивирующие.

   И ведь он прав! Понятие зрелой личности включает в себя много качеств, но все они исходят из одного – осознанности. А что такое осознанность? Это когда вы понимаете, что вот сейчас чувствуете зависть, сейчас, например, вы взволнованы и вы можете об этом говорить и говорить так, чтобы слышали. Психологически здоровая и зрелая личность может:

  • соблюдать свои границы и не нарушать границы других;
  • говорить «нет»;
  • осознавать свои эмоции и управлять ими, выражать их;
  • выстраивать равноправные отношения;
  • заявлять о себе;
  • нести ответственность за свою жизнь, за ее качество;
  • и так далее.

 Личностный рост психологическое здоровье и зрелость

   Путь к психологической зрелости и осознанности – это и есть путь личностного роста. В рамках инструментов личностного роста предлагаются и терапия, и тренинги, и море информации, и доступность психологической помощи. Возможностей бесконечное множество. Если рассмотреть подробнее некоторые из этих «инструментов», то получится следующее.           

   Если вы задались целью «созреть» и «осознаться», то к вашим услугам:

  • Личная терапия. Ничто так не помогает развиваться, как другой человек, включенный в вашу жизнь. И встающий на вашу сторону, когда это необходимо, и показывающий, что вы делаете такого, от чего не можете никак получить желаемого. Отклик из внешнего мира показывает личности ее саму. Психотерапия – это зеркало, в которое можно рассмотреть себя, увидеть, что где-то «испачкался» и неплохо бы «помыть», а где-то, наоборот, есть достоинство, которое можно бы и показать другим, а не прятать.
  • Чтение психологической литературы. Путь знаний – не тот путь, который может привести к полноценной гармонии внутри, так как человек обладает глубокоимпринтированными паттернами поведения, мышления, восприятия. И сломать их сложно. Но, тем не менее, чтение психологической литературы может обогатить личность новыми инструментами для улучшения собственной жизни. Знание психологических законов и структур – это тот «фонарик», которым можно посветить во тьме и увидеть, что где-то чего-то не хватает, а где-то чего-то, наоборот, слишком много.
  • Способность к рефлексии. Эта способность дает возможность увидеть собственные достоинства и изъяны. Педагоги для обучения используют схему, называющуюся «Цикл Колба». Это алгоритм обучения, который состоит из четырех основных шагов: 1) исследование; 2) выявление зон ближайшего развития; 3) изучение теории; 4) применение теории на практике. Так вот рефлексивная способность человека есть первый шаг к научению. Для начала мы должны знать, где существует в нас зона, над которой нужно работать и в чем мы можем еще вырасти, а затем происходит и все последующее обучение. Рефлексия собственного опыта, действий, поступков, мыслей есть первый шаг в новому витку личностного развития. Без доступа к способности рефлексировать свой собственный опыт личностное развитие едва ли представляется возможным. Опасности – легко заблудиться в себе, варясь «в собственном соку».
  • Чтение художественной литературы. Ничто так не расширяет психологический кругозор как видение внутреннего мира других. Качественная художественная литература развивает чувства, эмпатию, способность сопереживать, рефлексировать себя, идентифицируясь с героями, проживая вместе с ними их жизнь. Чтение художественной литературы помогает увидеть других и посмотреть вглубь себя.
  • Выстраивание множественных гипотез. Когда с нами что-то происходит, мы, в большинстве случаев, имеем одну наиболее понятную, привычную и близкую к нашему образу жизни, схему объяснения происходящего. То есть у нас одна гипотеза. Но если объяснять события, как минимум, двумя, а лучше тремя гипотезами, можно более многогранно интерпретировать реальность. Можно сказать, что речь тут идет о предубеждениях. Ведь что такое предубеждение? Это когда мы в чем-то предварительно убеждены. У вас есть убеждение, что батон – это хлеб. А возможно, что это еще и булка.
  • Развитие управляющего ума. Когда мы говорим о личной психотерапии и о чтении литературы – психологической или художественной, мы говорим о двух разных видах ума – процессуальном и управляющем. Процессуальный ум – это наши знания, навыки и умения. Иначе говоря, процессуальный ум вмещает в себя инструменты деятельности во внешнем и внутреннем мире. Когда мы говорим о чтении, то это про развитие процессуального ума. Хорошо много знать, да есть у этого ума один минус – он не влияет прямым образом на нашу способность выстраивать свою жизнь. В случае, если у человека развит процессуальный и не развит управляющий ум, хочется сказать: «что же ты так много знаешь, а сделать ничего не можешь?». И это даже немного грустно. Но когда мы говорим о личной терапии, рефлексии, мы говорим об управляющем уме. А вот это как раз о способности управлять своей жизнью и брать за нее ответственность, о способности получать желаемое. Эта концепция включает в себя возможность такого взгляда на мир, при котором личность прилагает целенаправленные усилия для осознавания собственных желаний, чувств, сопротивлений и т.д. (то есть, проходит первые две стадии по циклу Колба), затем получает то, чего хочет. Управлять своей жизнью = уметь иметь то, чего хочешь и не иметь то, чего не хочешь. Без развития навыка управления собственной жизнью личностный рост невозможен.

    Таким образом, мы имеем большое количество возможностей действительно влиять на то как живем. Понятно, что не все подвластно любому из нас, но время, отведенное  нам на то, чтобы прожить жизнь, стоит того, чтобы использовать его с пользой для улучшения ее качества. Будьте зрелы и счастливы!



Просмотров: 392
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Что с нами происходит когда мы пытаемся показать себя лучше, чем мы есть?
  • Что есть сон, а что реальность, и есть ли между ними грань?.... А может все наоборот и спим мы наяву?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • В других мы видим -себя, но это с ними, что то не так
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Все, что у нас есть и чего нет - результат чего?
  • Что дал Вам тренинг личностного роста, и как это изменило вашу жизнь? - популярный каверзный вопрос
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Когда кажется, что любовь нужно заслужить? А когда тебя любят, то это так хорошо, "аж плохо"
  • Остроумие. Что это дар или способность, которую можно развить?
  • Что такое чувствовать опору и для чего это нужно
  • Почему все так? За что мне это?
  • метод наблюдения за младенцами. Что это такое и для чего нужно?
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Изобилие это когда всё есть и даже немножко больше, а лучше много про запас.
  • Время - это самое дорогое что у нас есть.
  • Как это любить себя и что это дает?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Мама, я делаю это для тебя, не смотря на то, что это разрушает мою жизнь.
  • Гештальт-терапия - что это? Для кого и для чего?
  • Психологическое сопровождение беременности. Что это? И для чего оно нужно?
  • «Страхи – это друзья. Это сигнал, что чего-то не хватает»
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь