|
Чем отличается чтение психологической литературы и поход к психологуАвтор статьи: Раиса Коваленко
Слушаю иногда людей и думаю, в какие то только темные и густые леса из самоопределений, установок «как надо» на все случаи жизни, почерпнутых из книг и страшилок способен поместить себя человек, в попытках разобраться со своей проблематикой с помощью очень разноплановой психологической или чаще околопсихологической литературы. Все эти: «я выполняю задачи рода», «мои субличности тянут меня в совершенно разные стороны», «я иногда так сильно кричу на других, что пугаюсь сама себя, но я прочла в одной книге, что это очень вредно держать в себе эмоции», «во всех сферах жизни и отношениях я руководствуюсь пирамидой Маслоу» - это же настоящее чудо, находка! С одной стороны, не может не радовать рост интереса к вопросам психологической культуры, т.е факт, что люди читают и у них есть к этой области знаний интерес, само по себе невероятно хороший маркер. С другой стороны, литературы очень много, она очень разноплановая, многие не могут ее дифференцировать и понимают как то уж очень по-своему некоторые идеи авторов. Литература может дать знания, иногда вдохновляет, хуже когда непропущенные через свой опыт знания превращаются в еще одни установки, по сути происходит замена одних интроектов (чаще родительских ) на другие интроекты (автора книги), которые потом могут скорее мешать, чем помогают. По - настоящему откликнуться и осознать мы можем то, что уже есть в нашем опыте, все остальное попадает в своеобразное «слепое» пятно. Если я только пока еще что то хочу сделать, и этого еще нет в моем опыте, будь то, осознания чего именно мне не хватает или другого способа реагирования или поведения, который мне до этого был неизвестен, с помощью литературы, я его не смогу обнаружить, но смогу поставить по ходу чтения множество ненужных «диагнозов». Другой человек, терапевт, и является в этом случае тем своеобразным экраном, на который эти пробелы и «слепые» пятна проецируются. И если он обладает знаниями, может быть внимательным по отношению ко всем способам коммуникации, которые транслирует клиент, при этом сам находится в достаточном контакте со своими контрпереносными реакциями (ощущениями и чувствами рядом с клиентом), тогда они вместе могут создать пространство для расширения привычного восприятия и продвижения в осознавании клиента, приобретении им другого опыта, пусть даже для начала и в экспериментальных условиях. Автор статьи: Коваленко Раиса - психолог, гештальттерапевт
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|