|
"Помогу себе сам" мини-цикл занятий для младших школьниковАвтор статьи: Бобрикова Лидия Геннадьевна
Цикл развивающих занятий «Помогу себе сам»
Цикл занятий предназначен для работы с учащимися начальной школы (4 класс) и нацелен на профилактику стрессовых состояний у младших школьников в период решения контрольных работ и выполнения итоговой комплексной работы в 4 классе. Цель: - формирование у учащихся навыков саморегуляции, позволяющих предупредить, справится с тревогой, связанной с выполнением учебных заданий. Задачи: - формировать навыки управления своим эмоциональным состоянием; - пробуждать у детей интерес к получению новых знаний; - развивать способности учащихся к осознанию и различению собственных эмоциональных состояний; - расширить словарный запас учащихся в области чувств и эмоций; - формировать навыки самоконтроля, саморегуляции, самооценки и рефлексии; - актуализировать имеющиеся у детей знания по психогигиене, показать их ценность и пользу. В ходе занятий ребята знакомятся со способами оказания себе помощи во время уроков (когда начинают волноваться, переживать, боятся, что не справятся с работой). Содержание занятий диктовалось тем условием, что необходимо проинформировать ребят о экспресс-способах, когда в режиме урока, за несколько минут нужно оказать себе поддержку, не отвлекаясь надолго от основного занятия. Продолжительность занятий 30-35 минут. Можно использовать временной ресурс классных часов, внеурочного времени. Структура занятий: разминка, работа по теме, подведение итогов. При проведении занятий учащиеся могут использовать тетради, в которых делаются записи по содержанию занятий (записи, рисунки, наклейки и т.п.) Занятия дополнялись слайдами презентации.
Занятие 1. Наши эмоции Материалы к занятиям: заготовки кружочков из цветного картона по количеству участников, пластилин, влажные салфетки для рук
Ритуал приветствия. Приветствие, включающее элементы рефлексии.
Беседа по теме занятия: Когда предстоит важное, ответственное дело, например, контрольная работы, какие эмоции вы испытываете? А когда вам дарят подарки? Ваша команда проиграла? Ваш класс занял первое место в общешкольном конкурсе? Ведущий рассказывает ребятам о том, что человек постоянно пребывает в определённом эмоциональном состоянии. Эмоции влияют на наши мысли и действия. Любое наше суждение об окружающем мире насыщенно эмоциями и чувствами. Понимать себя – значит уметь разбираться в тех эмоциональных состояниях, которые мы переживаем, и уметь влиять на них. Ведущий предлагает ребятам поразмышлять об эмоциях. Где и какие (в школе, дома и др.) эмоции мы переживаем? Как они влияют на состояние учебных дел, отношения с окружающими людьми? Положительные эмоции: удовольствие, радость, интерес, благодарность. Отрицательные эмоции: страх, гнев, обида, раздражение, вина и др.
Упражнение «Покажи эмоцию» Ведущий показывает карточку с изображением эмоционального состояния, ребята с помощью мимики, пантомимики показывают эмоцию.
Упражнение «Смайлик» Ребятам предлагается прислушаться к себе, проявить фантазию и создать эмоцию-смайлик, используя цветные кружочки и пластилин. (пример оформления см. Приложение)
Подведение итогов занятия. Обсуждение итогов. Вырабатывается ритуал завершения занятий, включающий элементы рефлексии.
Занятие 2. Наш помощник - вода Материалы: тетради для занятий, цветные карандаши.
Ритуал приветствия. Приветствие, включающее элементы рефлексии.
Беседа по теме занятия: Что вы знаете о воде? (актуализация знаний по предмету «окружающий мир») Ребята, как вы думаете, вода может нам помочь справиться с волнением? Каким образом? Когда мы перед контрольной работой сильно волнуемся, переживаем, боимся, как наше тело реагирует на эти эмоции? (дрожат руки, потеют ладошки, появляется сухость во рту, в желудке неприятные ощущения появляются, жарко становится…). Вода может нам помочь справится с волнением, уменьшить неприятные ощущения, которые мешают сосредоточиться. Есть несколько способов, не требующих много времени:
Пример совместного творчества: Водичка-водичка, Умой моё личико, Чтобы меньше волноваться, В школе чаще улыбаться, На уроках не дремать, Все задания выполнять!
Работа в тетради: Рисунок «Мой друг - ВОДА»
Упражнение «Растём» Участники в кругу. Исходное положение, сидя на корточках, голову нагнуть к коленям, обхватив их руками. Ведущий: «Представьте себе, что вы маленький росток, только что показавшийся из земли. Вы растете, постепенно распрямляясь, раскрываясь и устремляясь вверх. Я буду помогать вам расти, считая до пяти. Постарайтесь равномерно распределить стадии роста». Усложняя в будущем упражнение, ведущий может увеличить продолжительность «роста» до 10-20 «стадий».
Подведение итогов.
Занятие 3. Наш помощник - дыхание.
Материалы: слайд презентации, карточки с информацией о дыхательных техниках, клубок шерстных ниток.
Ритуал приветствия. Приветствие, включающее элементы рефлексии.
Актуализация знаний по теме прошлого занятия. Беседа по теме занятия. Представьте, что вы несёте тяжёлый чемодан. Представили? Покажите, что несёте тяжёлый чемодан. Донесли, поставили. Что все дружно сказали? Уф!! И выдохнули. Прислушайтесь к своему дыханию «вдох-выдох». С помощью дыхания можно помочь себе при волнении. Кто-нибудь знает, как? Информация о дыхательных упражнениях («Каша кипит», «Бегемотик», «Вдох-выдох») [4].
Работа с тетрадью: Ребята вклеивают карточки с советами в тетрадь (тема: Дыхание).
Упражнение «Тёплый клубочек» Ребята по кругу передают клубочек друг другу и желают чего-нибудь доброго и хорошего.
Подведение итогов.
Занятие 4. Наше тело
Материалы: карточки к упражнению «Покажи эмоцию», запись музыки мажорного и минорного ряда, клей.
Ритуал приветствия. Приветствие, включающее элементы рефлексии.
Упражнение «Покажи эмоцию» (см. занятие 1)
Беседа по теме занятия: Ребята, изобразите не только мимикой, человека, у которого что-то не получилось, он разочарован, не уверен в себе. А теперь изобразите человека успешного, уверенного в себе, неунывающего. Есть разница в пантомимике первого и второго образа? Какая? Давайте опустим голову, сгорбимся, а теперь выпрямимся, поднимем голову, плечи развернули, улыбнулись. Есть разница в ощущениях? Какая? Наше тело отражает наше настроение, эмоции. Наше тело слушает нас, наши эмоции, значит, наше тело и мысли могут помочь справиться с волнением, страхом? Каким образом?
Упражнение «Прогулка в лесу» Давайте представим, мы в лесу. Идём по тропинке, солнце светит, тепло, ветерок приятный дует. Вошли в тёмную чащу. Темно, прохладно, а впереди болото, чтобы добраться до лужайки надо пройти по кочкам, прыгаем, перелазаем через коряги. Уф! Устали! Подышали, успокоились, идём дальше. Дошли до солнечной лужайки, ручеёк бежит, журчит, водичка родника чистая-чистая, попили водичку, восстановили силы. Вокруг тихо, солнечно, тепло. Хорошо! А ещё, смотрите, каждому конвертик-подарок!
Работа с тетрадью. Ребята вклеивают в тетрадь советы из конвертиков и изображение лимона.
Упражнение «Лимон» Представьте, что держите в руках по лимону. Лимоны забрали ваши волнение, страх, неуверенность пред контрольной работой и любой важной работой. Эти эмоции помогают вам? Вы можете с ними справиться? Начинаем сжимать ладошки в кулаки, давим сжимаем лимоны, давим-давим пока всё волнение и страх вместе с соком. Разжали ладошки, встряхнули.
Подведение итогов.
Занятие 5. Дерево силы.
Материалы: изображение дерева (формат А3), листья (стикеры) из цветной бумаги, ручки.
Ритуал приветствия. Приветствие, включающее элементы рефлексии.
Беседа по теме занятия. В школьной жизни происходят разные события, и они вызывают разные эмоции и настроение. Есть события, которые вызывают волнение, переживания, например, написание контрольной, комплексной итоговой работы, которую вы скоро напишите, старшеклассники волнуются из-за предстоящих экзаменов. Мы знаем, что отрицательные эмоции мешают сосредоточиться, показать свои знания, выполнить работу успешно. И мы с вами теперь знаем о помощниках, которые всегда снами. Давайте пролистаем тетрадь и назовём их (вода, дыхание, наше тело и мысли). Ребята из 11 классов уже преодолевали важные рубежи учебной жизни, они писали контрольные и сдавали экзамены в 9 классе, и них есть свои секреты, как можно справиться с волнением и поддержать себя. И они поделились с вами этими секретами. Сделали такой подарок! Вот дерево с листочками, листочки разноцветные, и на каждом ребята написали вам свои советы-секреты. Давайте почитаем. И создадим своё дерево силы, оно будет в классном уголке и, если нужна будет поддержка, вы можете обратиться к нему и почитать советы старших ребят и одноклассников. У каждого есть листочек, напишите свой совет, как можно справиться с волнением, страхом перед важным делом. Кто написал, подходите к дереву и размещаете листочек на крону (листочки со стикерами). Какое красивое мощное дерево у нас получилось, сколько советов, которые помогут вам, справится не только с контрольными, но и с любыми трудностями, когда нужно собраться, проявить себя и свои знания.
Подведение итогов
Литература
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|