Субкультура в местах лишения свободы

 

Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серь­езное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры.

В фундаменте культуры лежат ценности.Разные культуры различаются в первую очередь разным их набором. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Их функция – защита и сохранение целостности социальной  группы – носителя данной культуры. Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже внебазовых  ценностей и моделей поведения.

В культуру также входит совокупность норм, обычаев и традиций[1].

Под криминальной субкультурой (контркультурой) понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей.

Теория субкультур широко применяется при изучении реци­дивной и профессиональной преступности, и особенно в пени­тенциарной криминологии – при изучении преступности в мес­тах лишения свободы. Считается, что основным фактором, про­дуцирующим   преступность в исправительных учреждениях, является именно асоциальная субкультура осужденных: большинство преступлений связано или с нарушением норм сообщества осужденных, или со стремлением отстоять или повысить свой статус в сообществе[2].

Для мест лишения свободы асоциальная субкультура – явление закономерное и объективное. Специфичность субкультуры опре­деляется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов, как правило, предрасположенных к нарушению общественных норм и правил; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности[3].

Первое условие формирования субкультуры – это выделение по каким-либо основаниям общности из общества.

Второе условие – осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и всем другим сообществам в частности. Иными словами, члены сообщества осознают себя в качестве «мы», а всех других объединяют понятием «они».

Сплоченность и противопоставление зависят от степени вынужденной или добровольной самоизоляции. У заключенных под стражу и осужденных она вынужденная. У профессиональных преступников субкультура, по своим принципам, приближается к субкультуре заключенных. Основной принцип, несущий идеологическую нагрузку, сводится к убеждению в том, что настоящую жизнь можно прожить только благодаря избранной деятельности в своем сообществе. Разница между заключенными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые – расширить их, паразитируя на обществе. Хотя нужно иметь в виду, что разница номинальная, так как и первые, и вторые добиваются результата за счет других. Неудивительно, что именно профессиональные преступники выступают хранителями тюремных обычаев.

Криминальная ситуация в местах лишения свободы еще более усугубилась и тем, что в исправительных колониях находится значительное число представителей наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности.

Третье условие, которое влияет на устойчивость общности, – это цели: чем значимее потребности и чем шире круг потребностей, которые удовлетворяются в общности или с ее помощью, тем она устойчивее. В силу третьего условия происходит укрепление преступных сообществ.

Четвертое условие – эффективность деятельности. Такие элементы субкультуры, как нормы поведения, язык, стиль поведения, способствуют результативному выполнению функций. Словом нормы сообщества играют обычную для всех других норм роль – они способствуют единению общности[4].   

Субкультура в местах лишения свободыДействие этих факторов неуст­ранимо, поскольку они являются необходимыми элементами жизни в местах лишения свободы. Все это нарушает привычные способы жизне­деятельности, лишает или резко ограничивает человека в удов­летворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь моно­тонной. Осужденные пытаются найти новые способы выполне­ния ведущих социальных функций или же найти такие замени­тели, которые давали бы возможность реализоваться потребно­стям в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д.  

Таким образом, источником возникновения асоциальной суб­культуры является существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения. Стремление осуж­денных приспособиться к новым условиям, восстановить, насколько возможно, привычные для жизни на свободе формы жизнедеятельности.


[1] Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов: учебное пособие для вузов.– М., 2000. – С. 57.



[2]  Иншаков С.М. Криминология: учебник.– М.: Юриспруденция, 2000. – С. 131.



[3] Подгурецкий А. Очерк социологии права. – М., 1974. – С. 54.



[4] Хохряков Г. В. Криминология: учебник. Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. – М.: Юристъ, 1999. – 292 с. (511)





Просмотров: 660
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Субкультура в местах лишения свободы. 2 часть.
  • Субкультура в местах лишения свободы. Часть 3.
  • Лидеры в местах лишения свободы. Часть 2.
  • Лидеры в местах лишения свободы.
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Особенности коррекционной работы с подростками в местах лишения свободы
  • Влияние культуры на формирование семейных ценностей
  • Профилактика психосоматики общества-основной фактор повышения педагогической культуры
  • Представители бухгалтерского профессионального сообщества как субъекты исполнительской деятельности
  • История и философия культуры как факторы, определяющие характер спортивной деятельности
  • Киберспорт в жизни студентов ВУЗа физической культуры
  • «Привычные способы поведения в отношениях, между мужчиной и женщиной»
  • Принятие себя как необходимое условие присутствия в своей жизни
  • Психотерапия как явление современной культуры
  • Страх лишения любви
  • Изучение особенностей корпоративной культуры дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
  • Роль материальных ценностей в жизни ребенка
  • Вкус свободы, или жизнь без зависимости
  • Влияние профессионального сообщества на становление экзистенциального терапевта: ВЕАЭТ
  • Духовный нарратив и его роль в формировании духовной культуры и традиции
  • Вселенная новых возможностей: как виртуальные игры стали частью культуры и социализации подростков
  • Культуры высокого контекста заставляют читать между строк
  • Что нас ограничивает от свободы?
  • Роль физической культуры в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
  • № 7. «Наркотик» массовой культуры. часть 2
  • Правило свободы от тревоги. Часть 3. Дзен-Воин
  • Свой – чужой. В поисках общности
  • Кто подставил Лунтика и что нужно знать взрослым о персонажах детской и подростковой масс-культуры
  • Мир полной свободы. Для мужчин. Для женщин
  • Нет культуры диалога



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь