|
Субкультура в местах лишения свободыАвтор статьи: Кожевников Тимур Серафимович
Преступность, преступные сообщества во все времена оказывали серьезное влияние на нравственное состояние общества, а значит и субкультуру преступников необходимо рассматривать как составную часть культуры. В фундаменте культуры лежат ценности.Разные культуры различаются в первую очередь разным их набором. В этом наборе выделяются базисные ценности, которые определяют содержание культуры и образ жизни ее носителей. Их функция – защита и сохранение целостности социальной группы – носителя данной культуры. Противоположность (или несовместимость) базовых ценностей препятствует взаимодействию культур, восприятию даже внебазовых ценностей и моделей поведения. В культуру также входит совокупность норм, обычаев и традиций[1]. Под криминальной субкультурой (контркультурой) понимается совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности и мобильности, преемственности поколений правонарушителей. Теория субкультур широко применяется при изучении рецидивной и профессиональной преступности, и особенно в пенитенциарной криминологии – при изучении преступности в местах лишения свободы. Считается, что основным фактором, продуцирующим преступность в исправительных учреждениях, является именно асоциальная субкультура осужденных: большинство преступлений связано или с нарушением норм сообщества осужденных, или со стремлением отстоять или повысить свой статус в сообществе[2]. Для мест лишения свободы асоциальная субкультура – явление закономерное и объективное. Специфичность субкультуры определяется уникальностью взаимосвязанных факторов, присущих в полной мере только наказанию в виде лишения свободы, а именно: принудительной изоляцией индивидов, как правило, предрасположенных к нарушению общественных норм и правил; включением индивидов в однополые группы на уравнительных началах; жесткой регламентацией поведения во всех сферах жизнедеятельности[3]. Первое условие формирования субкультуры – это выделение по каким-либо основаниям общности из общества. Второе условие – осознание членами сообщества своей причастности к нему и противопоставление себя обществу в целом и всем другим сообществам в частности. Иными словами, члены сообщества осознают себя в качестве «мы», а всех других объединяют понятием «они». Сплоченность и противопоставление зависят от степени вынужденной или добровольной самоизоляции. У заключенных под стражу и осужденных она вынужденная. У профессиональных преступников субкультура, по своим принципам, приближается к субкультуре заключенных. Основной принцип, несущий идеологическую нагрузку, сводится к убеждению в том, что настоящую жизнь можно прожить только благодаря избранной деятельности в своем сообществе. Разница между заключенными и профессиональными преступниками в том, что первые при помощи нормативной системы пытаются компенсировать утраченные возможности, а вторые – расширить их, паразитируя на обществе. Хотя нужно иметь в виду, что разница номинальная, так как и первые, и вторые добиваются результата за счет других. Неудивительно, что именно профессиональные преступники выступают хранителями тюремных обычаев. Криминальная ситуация в местах лишения свободы еще более усугубилась и тем, что в исправительных колониях находится значительное число представителей наркобизнеса, рэкета, теневой экономики и других форм организованной преступности. Третье условие, которое влияет на устойчивость общности, – это цели: чем значимее потребности и чем шире круг потребностей, которые удовлетворяются в общности или с ее помощью, тем она устойчивее. В силу третьего условия происходит укрепление преступных сообществ. Четвертое условие – эффективность деятельности. Такие элементы субкультуры, как нормы поведения, язык, стиль поведения, способствуют результативному выполнению функций. Словом нормы сообщества играют обычную для всех других норм роль – они способствуют единению общности[4]. Действие этих факторов неустранимо, поскольку они являются необходимыми элементами жизни в местах лишения свободы. Все это нарушает привычные способы жизнедеятельности, лишает или резко ограничивает человека в удовлетворении целого ряда элементарных потребностей, снижает возможность получения новых впечатлений, делает жизнь монотонной. Осужденные пытаются найти новые способы выполнения ведущих социальных функций или же найти такие заменители, которые давали бы возможность реализоваться потребностям в общении, самоутверждении, самоуважении и т. д. Таким образом, источником возникновения асоциальной субкультуры является существенное отличие условий жизни на свободе от условий исправительного учреждения. Стремление осужденных приспособиться к новым условиям, восстановить, насколько возможно, привычные для жизни на свободе формы жизнедеятельности.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|