Кто подставил Лунтика и что нужно знать взрослым о персонажах детской и подростковой масс-культуры

Дети – существа увлекающиеся. Причем, увлекаются  не всегда понятными и симпатичными нам персонажами, тратят на них чрезвычайно много времени вместо того, чтобы заниматься каким-нибудь полезным делом – например, складывать буквы в слоги и слова или выполнять задания на развитие мелкой моторики. Это, конечно, отдельная тема: что ребенок предпочитает, игру или азы учения, и почему. А нас с коллегой одолели другие вопросы: что делать с бурными детскими увлечениями, к чему они могут привести и как можно избегнуть самых больших неприятностей.

Исходным материалом служили наши личные наблюдения и информационный шквал СМИ в режиме ажиотажа и гонений на продукцию западной масс-культуры. А другой-то  у нас почти и нет… То есть то, что заполняет основные телеканалы, интернет и прилавки магазинов, в основном идет к нам с запада, из Голливуда, от Уолта Диснея и позднейших анимационных компаний. Не считая героев Григория Остера и Эдуарда Успенского.

А в Интернете на нас тем временем, как горох, сыплются статьи и обсуждения с осуждением монстров и мутантов, супергероев и второстепенных злодеев. Причем, страхи взрослых перед всевластием масс-культуры дошли уже до полного абсурда. Так на одном из родительских форумов недавно появилась тема о Лунтике, она звучала буквально так «Лунтик! Ужас!!!». Суть ее состояла в том, что маленькая дочка автора темы самозабвенно смотрит по телевизору сериал о Лунтике. И мама стала присматриваться. Смотрела и беспокоилась все больше. А что беспокоило, понять долго не могла. И вдруг ее осенило. Ведь Лунтик с луны свалился, он без отца и матери, и все букашки и козявки, его друзья, тоже сами по себе, без родителей, а у бабы Капы и генерала Шера, парочки шершней, даже внуков нет! Значит, наших детей готовят к тому, что можно жить без родителей, хорошо и весело жить, и это в свете надвигающегося кошмарного законопроекта ювенальной юстиции, по которому детей можно будет отнять у родителей, если они не смогут «надлежащим образом» заботиться о детях. Обсуждение состоялось весьма бурное, я прошлась по ссылкам и не поленилась найти в закромах сети найти законопроект ювенальной юстиции и почитать его. Законопроект действительно, весьма мутный, но речь пойдет все же не о нем, а о той степени ажиотажа, который просто моментально образуется на только что пустом месте. Ведь Лунтика уже который год показывают, и до сих он считался вполне благонадежным наравне с Чебурашкой (кстати, тоже существом без роду – без племени) и прочими героями «наших добрых мультиков».

А вот еще одно, на этот раз, отцовское откровение о том же Лунтике. Приведу начало статьи. Ее название «Чем же опасен Лунтик?».

«Несколько дней назад мой старший сын (3,5 года) "нарыл" на youtube.com мультфильм про Лунтика. Просмотрели с десяток серий.

Супруга и говорит мне: "Что-то меня в этом мультике смущает".

Я нашел, выкачал, записал на диск первые 10 серий первого сезона. И стали смотреть внимательно.

Увидели. Дошло.

Дорогие родители, не нужно показывать детям этот мультик!

Если не хотите воспитать из своего любимого чада РАБа, то сделайте так, чтобы он Лунтика не смотрел.

Разверну тему.

1. Настораживает уже сам факт того, что Лунтик - это "не мышонок, не лягушка а неведома зверушка" (с) А.С.Пушкин.

Нет бы сделать мультфильм о каком-нибудь, не знаю, ну зайченке что ли, или, может быть, о бабочке.

Зачем нужен этот инопланетный уродец? Нам что различных "Чебурашек-Нинзя" и разных там человеков-пауков недостаточно?

Так нет, опять еще один ненатуральный персонаж.

Вредно это, очень вредно для детской психики. Разверну тему позже отдельным постом.

2. Ахтунг!!! Лунтик учит детей быть добрым и для всех хорошим.

Но ведь нельзя быть для всех хорошим!

Нужно понимать, что добро и зло - это как две стороны медали. Нет абсолютного зла и абсолютного добра. Это все наше восприятие - "это хорошо, это плохо". Но вспомните народную мудрость - "Благими делами дорога в ад стелется". 

И далее на http://aboutworld.at.ua/publ/deti/chem_zhe_opasen_luntik/5-1-0-6

 

И, если честно, рассуждения вполне логичные и понятные. Во всяком случае, с точки зрения здравого смысла взрослого человека. Но что же в Лунтике видят дети? И надо ли нам так сильно бояться того, что они там видят? Станут ли они рабами и не откажутся ли с легкостью от своих родителей? Если давать им смотреть про лунного  малыша? Не стоит ли убрать из дома телевизор и жестко запаролить вход в компьютер, чтобы никакой заразы в дом не просочилось? И ведь так делают! Или подвергают жесткой и, к сожалению, полностью доморощенной цезуре, всю культурную продукцию, предназначенную для детей. А как быть тогда с тем, что они в садик ходят, и там этого Лунтика обсуждают? И дитя приходит домой и рисует того же самого Лунтика, только в собственной, кое-как понятой версии, совершенно родителям недоступной. Или просит про него журнал в киоске, мимо которого вы ходите из садика домой. Можно, впрочем, возить ребенка в машине, мимо всяких злачных мест. Многие так и делают.

Получается, страхов нагнали много, а что делать, точно не известно. Некоторые пытаются руководствоваться чьим-либо компетентным благословением, например, Православной церкви (и тут почти сплошное дружное «нет») или психологов. Но и психологи не достигают консенсуса в своих мнениях, какие мультики есть хорошие, а какие нет.

Поэтому мы с коллегой подумали, что происходит что-то не только в масс-культуре, но и в головах самих взрослых людей.

И решили хотя бы начать разбираться в огромном ворохе фактов и мнений.

 

Поставили следующие задачи:

  1. Выяснить у самих детей, кто является их любимыми персонажами, просто симпатичными или объектами для подражания. Осуществили это с помощью задания на очередном уроке рисования: «нарисуй своего любимого героя – из книги, мультфильма, фильма, компьютерной игры или реальной жизни, напиши, кто он и откуда, и за что тебе нравится».
  2. Выяснить у родителей, что им известно об увлечениях детей. Проделали это с помощью анкеты, переданной родителям классными руководителями через детей.
  3. Изучить психологический смысл наиболее популярных персонажей и зависимость индивидуальных вариаций от некоторых сторон жизни ребенка.
  4. Изучить не только психологические виды опасности самозабвенных детских увлечений, но и альтернативы сидению за компьютером и торчанию перед телевизором.
  5. Сделать выводы и создать сколько-нибудь практически значимые рекомендации по воспитанию детей, исходя из обработанной информации.

 

 Начнем все-таки с того, что каждому взрослому надо свою голову на плечах иметь, и не бросаться, очертя ту же голову, в пучину новых суеверий про современную «нечисть». Лучше помнить, что не так страшен черт, как его малюют. И что ему одно сплошное удовольствие не только от похвал, а от в целом повышенного внимания и, особенно, общего ажиотажа и паники.

Обрисуем группу исследуемых. До нового года были получены 112 рисунков и ответов от девочек и мальчиков второго, пятого и шестого классов обычной средней тольяттинской школы. И на эти 112 рисунков всего 4 родительских анкеты. Объяснений этому несоответствию может быть несколько. И плохая детская память, и низкая детская ответственность, и слабый контакт семьи и школы. И недостаточный - у родителей с детьми. Звеньев, как видим, несколько, и любое может не сработать.

Зато сами дети постарались.

Теперь сделаем небольшое введение из обнародования результатов аналогичных исследований прошлых лет, чтобы понять, какие произошли изменения детских вкусов. Удалось найти диссертационную работу с результатами анкетирования 1800 детей 6-7 лет, в результате которой были установлены имена лидеров-властителей детских умов 1998-2002г.г. «Для девочек это были Барби, Мулан, Глюкоза, Наталия Орейро, Красная Шапочка, Золушка, Модница. Наиболее привлекательными для мальчиков были Дядя Федор, Черепашка Ниндзя, Алладин, Человек-Паук, Робокоп, Спецназовец, Саша Белый, Модник» (http://www.fpo.ru/i/disser/yangirova.doc. Образы массовой культуры в представлениях детей 6-7 лет о школе. Диссертант: Янгирова Гульнара Фанзиловна. Год защиты: 2006. Ученая степень: кандидат психологических наук. Специальность: Психология развития, акмеология).

А теперь небольшое исследование среди детей 4-5 классов от 2009 года, проведенное Ольгой Кноблох для программы «Детское время». Полный текст исследования здесь - http://okno.nakaba.ru/2009/09/v-poiskax-idealnogo-geroya-dopolnenie-k-teme-rejting-supergeroev-ot-detskogo-vremeni/, а для наших целей упомяну лишь сам обнаруженный рейтинг. На первом месте неожиданно для автора исследования с большим отрывом от последующих оказался х-мен Росомаха с такими своими качествами и аксессуарами, как физическая сила, бессмертие и адамантиевый скелет. На втором был обнаружен вполне ожидаемый Человек Паук – свой парень, даром что мутант (а кто застрахован от сей напасти в наше бурное время?), ловкий, сильный, верный товарищ. На третьем нашли Железного Человека  и Ледяного Человека. Как видите, сплошная Америка.

 

Перейдем к нашим результатам исследования, отстоящим от последнего всего на два года.

Оно нас тоже удивило. В первую очередь своим широчайшим плюрализмом. Вероятно, это издержки того социо-культурного феномена, который в последнее время называют постинформационной эпохой. Суть феномена в том, что шквал информации уже вывален на наши головы, но он еще продолжает валиться с нарастающей интенсивностью, и дети под тем же ударом, что и мы. Мы научились жить под этой лавиной, прорывать в ней червиные ходы и лазы и даже чувствовать себя вполне свободными и независимыми. Кое-кому удалось вовремя унести ноги от греха и города подальше. Но это уже тема современного дауншифтинга. А мы остались в городе, и наши дети это дети подземелья под шквалом информации, возможно, своего рода информационной болезни, от которой прежде ни у кого не было иммунитета, как прежде – от чумы и черной оспы. И наше время это время создания такого рода иммунитета, умения выживать и эффективно функционировать в условиях жесточайшей информационной перегрузки.

Вернемся к нашим результатам. Героев оказалось очень много, общим числом – 64, это на 112 детей. То есть каких-либо сильно ведущих персонажей, совершенно очевидных в предшествующие годы, не оказалось вовсе. Нашлись некоторые предпочтения, мы скажем о них. Здесь хочу отметить, что этот результат на самом деле вполне коррелирует с каждодневной практикой детского психолога. Если лет 10-15 назад почти любой из приведенных на консультацию детей называл в качестве самого любимого персонажа или Человека Паука или Черепашек ниндзя, или Сейлор Мун с покемонами, то сейчас я слышу о множестве новых и новейших героев, так что едва успеваю поинтересоваться о них в интернете. А знать о них человеку, который работает с детьми, особенно, с подростками, надо обязательно. Это общая платформа возможности общения, великая черепаха, на которой можно возвести мир наших отношений. Это не преувеличение, потому что приводят к психологу детей с опытом неудач, разочарований, недоверия, с тяжким грузом непонятости и отчуждения. Иесли вы даже не слышали о группе Токио хотел или Отто Дикс, не имеете представления о текстах и солистах, вам крайне трудно будет найти какую-либо другую общую почву для общения с подростком, и так уже уверенным, что его не понимают и никогда не поймут. С детьми младшего и среднего школьного возраста тоже лучше общаться, если понимаешь, какую потребность он стремится реализовать через увлечение тем или иным персонажем.

Вот несколько относительных лидеров в рейтинге детских предпочтений:

На первом месте Спандж Боб (губка Боб из одноименного американского мультсериала). Всего 7 голосов мальчишек и девчонок. И сам Боб и его друг Патрик (морская звезда). Кто бы мог подумать? Этот мультик смотрят трех-четырехлетние дети. Это веселый, шумный, полный приключений сериал, полный вполне беззаботного веселья в мировом океане. Все эти кишечнополостные не отягощены и не обезображены интеллектом, им вполне хватает, как и крыловской стрекозе, веселья час. Выбрали губку Боба ребята из шестого класса, похоже, есть лидер, увлеченный и транслирующий. Однако пару лет назад в одном из седьмых классов этой же школе мы с коллегой выявили группу подростков с особенно высоким уровнем тревожности, а девочка Таня имела и вполне клинические признаки затяжной депрессии. Ее единственной радостью в трудном переходе из детства в неизвестность был Спандж Боб. Она смотрела каждый день диск с мультиками про него, носила рюкзачок с его изображением. И веселая глазастая ярко-желтая мордашка Боба на траурном фоне черной одежды Тани вызывала аллюзии на «Подсолнухи» Ван Гога и его же безумие.  Семья у Тани была средне-статистическая, то есть вполне благополучная, с работающими (загнавшими себя в работу) родителями и все более одиноким ребенком. Мы «пасли» Таню несколько месяцев.  К сожалению, во многих случаях родителей не удается дождаться по разным их причинам, а делать что-то надо. По этой части моя «подельница» и старшая наставница Наталья Васильевна, большой мастер. Она время от времени зовет к себе в кабинет такого пограничного ребенка или подростка и начинает говорить на разные темы, пытаясь зацепить что-то живое и небольное, например, сделать проектную работу с неким статистическим исследованием среди других учеников, помочь ей подготовить школьное мероприятие, какой-нибудь конкурс. Многие постепенно оттаивают и начинают разговаривать по существу своей боли, облегчаются, и, смотришь, через некоторое время глядят веселее. Так и Таня через некоторое время повеселела, пережив трудное время со смешным весельчаком Спандж Бобом и старушкой-психологом.

С Бобом первое место разделили волшебницы Винкс. Тоже семь голосов. Винкс – итальянки, шестеро колоритных девиц из школы волшебниц, стильные, эффектные, умные, смелые, дружные. Воюют со злом и пользуются поддержкой своих парней – специалистов. Дружат с маленькими сестричками с другой планеты. В общем, вполне классика волшебного жанра. Наиболее часто упоминаются Стелла, Флора, Муза, Блум.

На втором месте Крош из Смешариков – 6 голосов. Его черты – веселый, смешной, спортивный. Умеет дружить. Тут же упоминается его ближайший друг Ежик. Далеко не простой для понимания сериал, но многие серии сделаны просто талантливо. В чем-то приключения смешариков подобны приключениям маленьких человечков Носова из «Незнайки и его друзей», живут они сами по себе, без каких-либо родителей. Представители старшего поколения слегка намечены в образах Совуньи, Кар Карыча, Лосяша. Но они вовсе не родители, а просто старшие товарищи. Есть ли в этих персонажах опасность для родителей? Надо подумать. Если внимательно почитать Владимира Проппа, его морфологию волшебной сказки и аналогичное исследование Джанни Радари,  а также классику жанра сказкотерапии Дмитрия Соколова «Сказки и сказкотерапия», то поймем суть Героя, вставшего на путь подвига. Героем становится девочка или мальчик, по какой-то причине оставшийся без попечения родителей, например, осиротевший и вынужденный идти в люди. С этого момента и начинается его подвиг взросления. Никакой опасности для родителей в этом сюжете нет и быть не может. Просто всему свое время, и готовиться к новой роли ребенок начинает исподволь, через сюжеты, сначала примеряя их на себя, чтобы в нужный момент запустить уже известный сценарий. А родителям ни в коем случае не надо поддаваться панике, а повышать свою психологическую и юридическую грамотность.

На третьем месте наш милый Чебурашка и анимэ манга Наруто. У них по 4 сторонника. Наруто набирает обороты, как и все, что выходит из под рук японских мастеров. Манга это японские комиксы, их сначала рисуют, а потом анимируют – получается анимэ. Наруто Удзумаки – японский подросток, ученик ниндзя, стремится достичь совершенства и стать Хокагэ, главой деревни, как его отец в свое время. Судьба Наруто связана с тайной личности, о которой не знает сам подросток. Его отец, спасая деревню и жертвуя собственной жизнью, заключает дух девятихвостого Лиса в своего новорожденного сына Наруто. Отец хочет, чтобы люди смогли уважать сына за то, что он научится сдерживать в себе дух опасного зверя. Но люди боятся и даже ненавидят Наруто, отождествляя его с заключенным в нем демоном. Лишь годы спустя Наруто узнает правду о себе. Но у него есть друзья и наставники, и он делает все, чтобы всегда оставаться человеком. Довольно интересный и заслуживающий пристального знакомства сюжет, ведь суть центральной проблемы подросткового кризиса не только в сепарации от родителей, а, главное, в овладении мощной стихией выплеска гормонов и прочих БАВ (биологически активных веществ) пубертата. А этот выплеск - вполне зверь и демон, нуждающийся в укрощении и контроле.

На четвертом месте – Ханна Монтана, певица, ведущая двойную жизнь, Колобок и гениальный итальянский сантехник Марио из компьютерной игры. У них по 3 голоса. Днем Ханна – обычная девочка, ночью – неотразимая звезда с дивным голосом. Это помогает вспомнить уже забытую Сейлор Мун и ее команду девочек-воительниц, их лунную призму, дающую силу и полное преображение. Собственно, и там и тут – тайна преображения в пубертате. Еще немножко, и ты сможешь стать совеем другой – намного красивее, сильнее, интереснее. Что касается Колобка, смысл его квеста настолько многогранен, что я не решаюсь как-то определенно толковать здесь его. Про Марио могу только упомянуть, я о нем впервые узнала из рисунков мальчиков, и сведения из интернета крайне скудные.

Все остальные персонажи получили по 1-2 голоса, их очень много. Рискну и просто перечислю, кто-то может узнать знакомого героя, а, если говорить о конкретном ребенке, нам важны не самые популярные супергерои, а его личный властитель ума.

  Вот они: котенок по имени Гав, бабочка, Чили Вили (пингвиненок из Антарктиды), и другой пингвиненок – Мамбл (из мультфильма «Делай ноги»), мишутка «me to you», Китти, Винни – Пух, добрый львенок, заяц и волк из «Ну, погоди!», Шрек, лошадь из «Алеши Поповича» (она смешная), Пчеловек (который родился как человек и был воспитан пчелами), актер Максим Аверин, Гарри Поттер. Кот Леопольд, Doodl jump (прыгающий с астероида на астероид астронавт из компьютерной игры), Джимми Нейтрон (мальчик-вундеркинд), Витька Перестукин из «Страны невыученных уроков», интеллигентный футболист Зинеддин Зидан, известный своей благотворительностью в пользу детей, Чиполлино, Тарзан, Масяня, Кевин Джонас (рок-певец), Кик Бутовски (классно катается на скейте), Алиса Селезнева из «Тайны третьей планеты», балерина Елизавета из «Лебединого озера», Рапунцель, Селена Гомуз (кажется, певица), Кот в сапогах, Тачки (Молния Маквин), Бен Тен (Бен Теннисон или Бен 10, мальчик, которому достался браслет омнетрикс с заключенными в нем 10 инопланетными супергероями и заодно, вражда с инопланетными захватчиками, это напоминает сюжет уже забытого «Гайвера»), Фантомас (не понимаю, как этот пыльный раритет снова чей-то объект поклонения, он был на коне в годы моего детства, где-то в семидесятых), баба Яга, трансформер, Электро, Бэтмен, Человек Паук, рыцарь тевтонского ордена, Золушка, Белоснежка и ведьмы Эльфи и Нэнси, герои компьютерных игр: Assassions creed  (уничтожение одного за другим противников), Half life (Гордон Фримен, ученый, ставший воином и научившийся выживать в любых условиях), миры Варкрафт – фэнтэзийный квест со сражениями.

Наберем полную грудь воздуха и продолжим: черепашки-ниндзя, Филипп Брукс и Джефф Харди – рестлеры, робот из фильма «Живая сталь», кот Огнезвезд (из книги «Коты-воители»).

Ожидала встретить Бакуганов, хотя бы Драго, но, видимо, в них играют в основном мальчики дошкольного возраста. Но и так – хватит.

 

Что касается гендерного анализа, то практически всегда женские персонажи выбирались девочками, мужские – мальчиками. В категории «унисекс» оказались Спандж Боб и Колобок.

Сюжетный анализ мы тоже провели, попытавшись обозначить три основные группы персонажей.

Первая – добрые, мягкие, защищенные, беззаботные (так называемые НАШИ ДОБРЫЕ МУЛЬТИКИ), те, что популярны у детской дошкольной мелюзги (Китти, Крош, Винни, Чебурашка и пр.). Им отдано 38 голосов.

Вторая группа – герои, героический путь, жертвы, сражения, подвиги. Бен 10, Фантомас, трансформер, Бэтмен, Человек Паук, Гордон Фримен и т.д. Голосов – 40.

Третья группа – путешествия, приключения. Чипполино, Тарзан, Масяна, Алиса Селезнева, Джимми Нейтрон… Голосов 28.

Что же, если не терзаться разнообразием и новизной персонажей, соотношение  сюжетов Войны, Мира и Странствий вполне обычное. Чуточку запали на Войне-Мире, маловато более надежного источника жизненного позитива – интереса, удивления и, как следствия, радости открытий и созидания.

 

Теперь – выводы.

  1. Столь широкий плюрализм предпочтений не создает надежной почвы для взаимно заинтересованного общения детей, их дружбы. Да и родители жалуются, что дети общаются мало, сидят по домам за компьютерами.  В прежнее время мы стояли в очередь в библиотеке, чтобы прочитать зачитанного и так уже до дыр «Всадника без головы» или бегали в кинотеатр, чтобы посмотреть Чингачгука, большого змея. То-то было впечатлений про одно и то же, а, значит, было о чем всем вместе поговорить.
  2. Ведущие потребности детей соответственно сюжетам выбранных персонажей – в безопасности и защищенности, восстановлении справедливости, победы добра над злом, самоутверждении силой или внешностью. Ценности поиска, пути, исследования, познания и, особенно, созидания выражены в существенно меньшей степени, а именно они являются наиболее надежными в ситуации потерь и разочарований. В фольклоре, на котором росли наши предки, ценности созидания были отражены куда регулярнее и глубже, их носители не всегда основные герои, но они проходят прочным тылом старшего поколения, на фоне которого  и разворачивается героический сюжет). Кроме того, надо провести грань между фольклорными сюжетами для девочек и мальчиков. Если мальчики во все времена путешествовали и воевали, и с тех пор ничего особенно не изменилось, то вот с девочками совсем другая история. Фольклор сохранил для нас образы девочек и женщин-созидательниц: Крошечка-Хаврошечка, Марья-искусница, Василиса Премудрая, Золушка (она не только наряжалась в золотые платья, а для начала весь дом вела), а в современной масс-культуре девочки сплошь красуются, наряжаются и дерутся с кем ни попадя, кроме Венди из Питера Пэна (она ни разу нигде не упомянута). Единственный созидатель на всю эту массу – Чебурашка («мы строили, строили и, наконец, построили!»)
  3. Главная опасность персонажей и сюжетов лишь в неверной и спекулятивной интерпретации, игнорировании понимания героев самими детьми.

 

 

Рекомендации родителям и воспитателям. Носят предварительный и ориентировочный характер. На самом деле мы считаем, что исследования сущности детских увлечений должны быть продолжены и выводы и рекомендации нуждаются в участии куда большего числа голов, чем имеют авторы представленной статьи. И все же:

 

  1. Родители должны сохранять спокойствие и ясность мысли. Не поддаваться никаким видам дешевого ажиотажа, чем бы последний не был спровоцирован.
  2. Чем заменить основу детских отношений, если нет общих и для большинства популярных героев? Хотя бы поощрять их хождение друг к другу в гости и не пытаться забить до отказа их ежедневный рабочий график. Мы знаем, как боятся родители свободного времени, во время которого ребенка могут украсть на прогулке, на него может напасть педофил или маньяк или он может пойти по плохой дорожке с бомбжами и  наркоманами. Но единственная надежная основа детской (а потом и взрослой дружбы) это все-таки общие интересы и некоторая свобода воображения и творческой фантазии.
  3. Знайте, что самые стойкие матрицы развития это самые ранние, То есть, если вы рассказывали малышу, еще не рожденному, любимые и лучшие сказки и пели ему песни, вместе с ним слушали все свое любимое, это встраивается в его код развития. Как и все негативные переживания. Если малыш первого года жизни находится в обогащенной позитивом среде, она тоже впитывается им как губкой. Первые мультики около трех лет обычно наши, «добрые», и это тоже сильная матрица развития. Фольклорные сказки тоже читаются в этот период жизни без расчета на понимание, просто на активацию генетического кода развития: мальчик или девочка, охотник или пряха. Но главным являются не сказки или мультики, поэтому считаю, что бояться нашей феминизировано-эмансированной масс-культуры все же не стоит. Но альтернатива есть одна-единственная, и это огромная ответственность для родителей. Это собственный их пример для детей.  Если девочка видит, как ее мать заботится о членах своей семьи, выполняет множество домашних дел с легким сердцем и естественно, радуя других и себя, это может поставить ценность женской доли в семье на необходимую высоту и сделать ее жизнь вполне счастливой. Даже если она не фотомодель и не поп-звезда. Вы хотите знать, не сошли ли мы с ума в наш век скоростей и стрессов? Нет, это тщательно взвешенный вывод и результат большого жизненного опыта.
  4. Если ребенок «зависает» на часы в виртуальных мирах, это не только портит зрение и переутомляет мозг, провоцирует эпилептические приступы, это еще способствует ранним тромбозам сосудов нижних конечностей. Профилактика должна быть очень ранняя, не позднее четырех лет. Именно в этом возрасте дети часто подсаживаются на компьютерные игры. Средство профилактики только одно, и оно требует всей полноты ответственности родных ребенка. Это создание альтернативной доминанты поведения, здоровой активности. А именно, физическая активность должна быть нормой жизни семьи, выход из дома должен быть интересным и насыщенным, и не важно, родители сами пойдут гулять со своим чадом или дедушки-бабушки или мамки-няньки. Собственно, прогулки вменяются с рождения. А годам к четырем в доме должен быть набор настольных и напольных игр, развернута домашняя мастерская для всякого рода поделок. Практически любой ребенок предпочтет живую игру или совместное рукоделие со своими близкими торчанию перед экраном. Впоследствии киберпространство может одержать временную победу, но однажды сформированная альтернатива поможет ему переключаться с доминанты на доминанту. Для этого нужны хорошие отношения с ребенком. И это при любом раскладе, пусть даже вам скажут, что завтра точно конец света. Будет он или нет, еще большой вопрос, а жить по-человечески можно и в последний день.

 

Бабушки-психологи еще раз уточняют, что все изложенное не есть истина в последней инстанции, и, если у кого-то есть свой интересный опыт по части детских полевых исследований, будут рады любой информации.

 

 

26.12.11

Прудиус Е.К., детский врач-психотерапевт, Шевченко Н.В., школьный педагог-психолог.

 



Просмотров: 447
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Самоизоляция. Соблюдать или нет? Про что это для меня?
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Про цели, или Визуализируй - и забудь о том, что это может быть в твоей жизни.
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Если сил ни на что нет, что делать, как быть? Или, здравствуй, депрессия...
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Ребенок с отцом – это хорошо! А что делать, когда его нет рядом?
  • Декрет это отпуск? Или что надо маме для счастья...
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Как объяснить родителям, что ты уже вырос. Или почему в нас видят детей.
  • Все, что у нас есть, - это отношения
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "С мамой все в порядке. Это со мной что-то не так"
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Все что я могу сделать – это быть счастливой…
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Если у тебя "плохие" мысли - это еще не значит что ты - плохой.
  • "Где в теле Вы чувствуете это?" Что делать, если ощущений нет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь