Субкультура в местах лишения свободы. 2 часть.

Преступность, как и всякое социальное явление, кроме внешних, объективных показателей, имеет внутреннее (субъективное) содержание, которое выражается в нравах, нормах, ценностях, поведенческих моделях, господствующих в преступной среде. В наиболее концентрированном виде они проявляются в местах лишения свободы, поэтому следует остановиться на их характеристике. В науке эти явления получили наименование – социальные отклонения[1], антиобщественный образ жизни[2]. Социальные отклонения могут классифицироваться по ряду признаков. Наиболее распространена дифференциация отклонений в зависимости от типа нарушения нормы (право, мораль, правила общежития и др.). Отметим, что общим для существующих точек зрения на сей счет является то, что нарушаются те или иные социальные нормы. В нашем случае речь идет об отклонениях (нарушениях), которые не имеют нормативно-определенных предписаний (правил, определяющих порядок отбывания наказаний), о тех социальных явлениях, которые и отображаются через категорию «криминальная субкультура». Это явление имеет целевую направленность, мотивацию, субъективные и объективные причины. В зависимости от этого их можно классифицировать на отклонения корыстной ориентации (получение материальной выгоды); отклонения агрессивной ориентации (посягательства на честь, достоинство, здоровье и жизнь человека); отклонения социально-пассивного типа (отчуждение личности от общества, коллектива) [3].

Раскрывая механизм возникновения и развития криминальной субкультуры как объективной реальности, имеющей собственные закономерности развития в уголовно-исполнительной системе, остановимся на главной, на наш взгляд, ее составляющей – криминальной идеологии. В социологическом понимании ее сущность представляет собой систему идей, понятий, представлений, складывающихся в процессе деятельности преступных формирований. По мнению В. С. Разинкина, исследовавшего эту проблему, криминальная, воровская идеология представляет собой упорядоченную систему негативных взглядов, ценностей и ориентаций, содержащую критику внутренней, в особенности уголовной политики государства, и умело культивирующую антиобщественные обычаи и традиции применительно не только к криминальному, но и к нормальному образу жизни[4]. Уточним, что криминальная система взглядов и убеждений существует не сама по себе, а в преступных формированиях, трансформируется, упорядочивается, становится все более изощренной, политизированной, проникает во все слои общества. Причем она проявляется не только в преступных сферах, но и в обыденной, повседневной жизни.

Именно преступная идеология является цементирующим, объединяющим началом организованных преступных формирований, действующих в обществе. Безусловно, полного сходства системы идей, взглядов, представлений в различных сферах криминального мира не существует, однако, они представляют собой определенную форму группового сознания «элиты» преступного мира, которая не только оправдывает, но и поощряет преступный образ жизни, снимает психологические и нравственные барьеры, не позволяющие человеку совершать преступления, вести себя в преступной среде определенным образом.

Криминальная субкультура, как и преступность, имеет множество при­чин. Целостной концепции причин и условий ее возникновения и функцио­нирования пока нет. Это в значительной степени связано с неизученностью социальных процессов не только в местах лишения свободы, но и в духовной сфере общества в целом[5].

Необходимо заметить, что возникновение и формирование различных неформальных объединений осужденных в своей основе имеет объективный характер, поскольку обусловлено целым рядом факторов, определяющим из которых является существование в местах лишения свободы криминальной субкультуры. Как правило, криминальная субкультура находится в противоречии с господствующими в обществе ценностями, если более точно сказать, противопоставляет свои представления о справедливости, достоинстве официальным ценностям.   Попадая в преступную группу, восприняв ее субкультуру, человек как бы  освобождается от иных социальных запретов, более того, их нарушение нередко бывает одной из норм криминальной субкультуры.

Криминальная субкультура – это незримая, тщательно скрываемая от администрации жизнедеятельность осужденных, складывающаяся в процессе их длительного общения под влиянием условий специфических для мест лишения свободы. Она характеризуется наличием у осужденных особой структуры межличностных взаимоотношений, сложной системы неформальных норм (обычаев, традиций), регулирующих их поведение, и способов достижения определенных целей. При этом она формируется и функционирует в обстановке сложных противоречий среди основных ее носителей (лидеров и авторитетов преступной среды), подчас жестокой борьбы между ними за лучшее, привилегированное существование в условиях принудительной изоляции.

 

На образование криминальной субкультуры действуют два прямо про­тивоположных механизма:

1.Механизм поиска личностью психологической и физической защиты в новой среде, в том числе защиты от администрации закрытого учреждения (на свободе – от правоохранительных органов);

2.        Механизм взаимной агрессии членов сообщества, взаимного наказания и притеснения слабых ради собственного удовлетворения и возвышения.

 Криминальная среда формирует особую идеологию, причем идеологию с широким набором присущих только ей «нравственных», «правовых», «этических» и даже философских идей, оправдывающих преступность и составляющих базу для субкультуры этой среды.


[1]  Социальные отклонения. М.: Юрид. лит., 1989. С. 242.



[2]  Игнатенко В. И. Предупреждение антиобщественного образа жизни и рецидива преступности несовершеннолетних: моногр. – Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2004. 



[3] См. Социальные отклонения… С. 239.



[4] Криминология:  учеб. / Под ред. А. И. Долговой. – М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997. – С.610.



[5] И. М. Мацкевич, Криминальная субкультура, статья. Российское право. Электронный вариант. 2005. 





Просмотров: 639
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Субкультура в местах лишения свободы. Часть 3.
  • Субкультура в местах лишения свободы
  • Лидеры в местах лишения свободы. Часть 2.
  • Особенности коррекционной работы с подростками в местах лишения свободы
  • Лидеры в местах лишения свободы.
  • Функции лидера в местах лишения свободы
  • Криминальная история
  • Криминальная оппозиция
  • Эмоциональные отклонения в современном обществе
  • Психологические причины отклонения в поведении “трудных” подростков и пути коррекции их личности
  • «Почему кто-то имеет право ставить мое счастье под сомнение, только потому то у меня чего-то нет?»
  • Как определить отклонения в Вашем семейном воспитании?
  • « Для неё существует только муж – разве это не любовь». Созависимость это не только жены алкоголиков.
  • Сексуальные отклонения
  • Сексуальные расстройства и отклонения
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • И все же, для кого актуальна самореализация, или как получить более сложное удовольствие от жизни
  • Что такое бессознательные фантазии и как они проявляются в повседневной жизни
  • Психологические механизмы криминальной активности лиц с нехимической аддикцией
  • Что для Вас является важным в жизни?
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Как формируется самооценка и на что она влияет в жизни?
  • Если история имела смелость случиться, она имеет право быть озвученной!
  • Социальные представления об инклюзивном образовании у различных субъектов образовательного процесса
  • Социальные сети - это зло зловещее, или способ развития?
  • Важные правила начала счастливой семейной жизни (для молодоженов и не только)
  • Формирование социальных, этических и моральных норм у ребенка
  • Шокирующая правда жизни!!! Только оставаясь в паре, Вы можете стать по-настоящему собой
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь