Самоотношение подростков

        В современной психологической науке самоотношение рассматривается как социально-психологический феномен, имеющий свою структуру и этапы формирования. Самоотношение является сложным личностным образованием, обеспечивающим переживания смысла «Я» личностью. Структурными элементами самоотношения являются самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение, открытость, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение и др . Качество самоотношения зависит от того, какие элементы преобладают.

Подростковый возраст является переходным и критическим с точки зрения перестройки всех психофизиологических систем организма, изменения ведущей деятельности и социальной ситуации развития. В подростковом возрасте самоотношение является центральным «ядерным» образованием  самосознания, определяющим его возрастные особенности.

Самоотношение –  процесс, проходящий ряд этапов в своем развитии: от общего положительного отношения к себе;  к ситуативному, в зависимости от оценок окружающих; и снова к общему отношению к себе наряду с оперативной самооценкой. По мере взросления, в старшем подростковом возрасте и далее,  отношение к себе становится все более автономным от влияния внешних факторов.

Факторами, влияющими на формирование самоотношения подростков являются: стиль отношений с родителями, отношение «значимых других», социально-психологический статус ребенка, педагогические оценки. Основными психологическими механизмами влияния родителей в подростковом возрасте являются подкрепление, идентификация, понимание. Именно они составляют основу демократического стиля воспитания – оптимального в подростковом возрасте.

Подростковый возраст является наиболее благоприятным для коррекции самоотношения и формирования адекватной самооценки и целостной «Я - концепции». Работу с подростками на наш взгляд целесообразно выстраивать по нескольким направлениям.

  1. Расширение знаний и  представлений подростков о себе.
  2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.
  3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.
  4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Для решения этих задач нами разработана  тренинговая программа, направленная на развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте.

Данная  программа может  использоваться в профилактических и развивающих целях, для просвещения подростков, а также консультирования  на предмет осознания ценности собственной личности подростком.

Программа направлена на развитие у подростков  представлений и знаний о себе, стимулирование познавательной активности по отношению к собственному «Я». Профилактический потенциал данной программы заключается в предотвращении возможной социальной дезадаптации, девиантного поведения подростков  вследствие искажения самовосприятия, снижения самоуважения.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «самоотношение», тогда как в большинство разработанных программ акцентируют внимание на развитии самооценки подростков. Именно самоотношение является важнейшим компонентом самосознания подростка, сочетает в себе, как когнитивный компонент (знания подростка о самом себе), так и эмоционально-ценностный (отношение к себе, ощущение ценности своего «Я»). Структура программы может быть представлена в виде таблицы:

Структура

«Знаю»

«Хочу»

«Могу»

«Делаю»

Этапы

Информационный

Стимулирующий

Обучающий

Практический

Формы

Мини-лекции, дискуссии

Тренинговые упражнения, дискуссии

Тренинговые

упражнения

Тренинговые

упражнения

Содержание

Актуализация знаний и представлений подростков о себе, раскрытие многоаспектности своего «Я»

Формирование представлений о своем идеальном Я, о собственной уникальности и ценности собственной личности, создание мотивации к формированию самоотнощения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений

Формирование представления о многоаспектности самоотношения, факторах, на него влияющих, осознание представления о себе в глазах других людей, формирование путей саморазвития

Развитие рефлексии и критичности в отношении к себе, осознание собственных ресурсов и возможностей, стимулирование механизмов самопознания, отработка навыков саморегуляции, самораскрытия и самопрезентации, формирование уверенности в себе, самопринятия и позитивного самоотношения

 

Методы и техники, применяемый в рамках тренинга: мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, психогимнастические упражнения, ролевые игры, тесты: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. «Родители глазами подростка»); методика «Детско-родительские отношения подростков» (О.А. Карабанова, П.В.Трояновская).

 

 

 

 

 



Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самоотношение - это разрешенное самому себе тепло к себе
  • Развитие, формирование и поддержание самооценки у подростков - спортсменов.
  • Влияние личности взрослого и сверстников на формирование Я-концепции у подростков
  • Формирование и развитие мотивации к обучению у подростков
  • Формирование образа Я у подростков.(из опыта реализации программы «Жизненные навыки")
  • Советы родителям подростков. Как помочь себе, если вы эмоционально не устойчивы
  • Самооценка, уверенность в себе и ощущение собственной ценности
  • Формирование компьютерной зависимости у подростков.
  • Как проживать ревность. Способ обращения с собственной ревностью как индикатор самоотношения. Часть 1.
  • Формирование активной жизненной позиции у подростков
  • Половое воспитание подростков. Часть 2. Формирование влечения (либидо)
  • Реконструкция себя – это формирование история о себе?
  • Сравнительный анализ представлений о родительской эффективности у родителей и подростков
  • Программа развития Эмоционального Интеллекта, EI, в подростковом возрасте.
  • Самоотношение в связи с особенностями эмоциональной сферы личности молодежи.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Особенности представления о смерти в подростковом возрасте
  • Программа социальной адаптации девиантных подростков
  • Современные представления о социально-психологической адаптации подростков
  • Особенности формирования самосознания подростков, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа
  • "Является ли самоубийство подростков игрой третьей степени, и кто настоящая жертва"
  • Особенности и причины девиантного поведения в подростковом возрасте/
  • Упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе 2
  • Эмпирическое исследование особенностей представлений о смерти у современных подростков
  • Некоторые упражнения по повышению самооценки и развитию уверенности в себе
  • Особенности саморегуляции в подростковом возрасте
  • Арт-терапия в коррекции негативного самоотношения будущих психологов
  • Проблемы самооценки: почему мы живём плохо и терпим к себе дурное отношение
  • Потворствующий стиль воспитания, что ожидаем в подростковом возрасте?
  • Взаимосвязь самооценки и успешности обучения в подростковом возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь