|
Самоотношение подростковАвтор статьи: Нецветайлова Екатерина Николаевна
В современной психологической науке самоотношение рассматривается как социально-психологический феномен, имеющий свою структуру и этапы формирования. Самоотношение является сложным личностным образованием, обеспечивающим переживания смысла «Я» личностью. Структурными элементами самоотношения являются самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение, открытость, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение и др . Качество самоотношения зависит от того, какие элементы преобладают. Подростковый возраст является переходным и критическим с точки зрения перестройки всех психофизиологических систем организма, изменения ведущей деятельности и социальной ситуации развития. В подростковом возрасте самоотношение является центральным «ядерным» образованием самосознания, определяющим его возрастные особенности. Самоотношение – процесс, проходящий ряд этапов в своем развитии: от общего положительного отношения к себе; к ситуативному, в зависимости от оценок окружающих; и снова к общему отношению к себе наряду с оперативной самооценкой. По мере взросления, в старшем подростковом возрасте и далее, отношение к себе становится все более автономным от влияния внешних факторов. Факторами, влияющими на формирование самоотношения подростков являются: стиль отношений с родителями, отношение «значимых других», социально-психологический статус ребенка, педагогические оценки. Основными психологическими механизмами влияния родителей в подростковом возрасте являются подкрепление, идентификация, понимание. Именно они составляют основу демократического стиля воспитания – оптимального в подростковом возрасте. Подростковый возраст является наиболее благоприятным для коррекции самоотношения и формирования адекватной самооценки и целостной «Я - концепции». Работу с подростками на наш взгляд целесообразно выстраивать по нескольким направлениям.
Для решения этих задач нами разработана тренинговая программа, направленная на развитие позитивного самоотношения в подростковом возрасте. Данная программа может использоваться в профилактических и развивающих целях, для просвещения подростков, а также консультирования на предмет осознания ценности собственной личности подростком. Программа направлена на развитие у подростков представлений и знаний о себе, стимулирование познавательной активности по отношению к собственному «Я». Профилактический потенциал данной программы заключается в предотвращении возможной социальной дезадаптации, девиантного поведения подростков вследствие искажения самовосприятия, снижения самоуважения. Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «самоотношение», тогда как в большинство разработанных программ акцентируют внимание на развитии самооценки подростков. Именно самоотношение является важнейшим компонентом самосознания подростка, сочетает в себе, как когнитивный компонент (знания подростка о самом себе), так и эмоционально-ценностный (отношение к себе, ощущение ценности своего «Я»). Структура программы может быть представлена в виде таблицы:
Методы и техники, применяемый в рамках тренинга: мини-лекции, работа в малых группах, мозговой штурм, психогимнастические упражнения, ролевые игры, тесты: тест-опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев); опросник «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (Вассерман Л.И., Горьковая И.А., Ромицына Е.Е. «Родители глазами подростка»); методика «Детско-родительские отношения подростков» (О.А. Карабанова, П.В.Трояновская).
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|