Формирование компьютерной зависимости у подростков.

Ребенком называют человека только до 11-ти летнего возраста. Далее в норме он входит в этап Подростка, если, конечно, не произошла задержка психологического развития (не путать с интеллектуальным!). Именно до этой границы, в период послушания,  наибольшие возможности влияния родителей на ребенка. Дальше человек перестает принадлежать мамам-бабушкам. С 11-ти до 14-ти – период бунта, самоутверждения, выхода за «правильные» рамки, предлагаемые родителями. И чем жестче были рамки, тем сильнее бунт и обесценивание «истинных» ценностей, предложенных родителями. Можно задержаться, застрять на годы и в этом периоде «протестного» поведения: дают – отталкиваю, забирают – тянусь. В 14-16-ть – период отказа от старого, чужого и поиск нового, своего смысла жизни. И в 16-ть рождается личность, взрослый, реалист, знающий, чего он хочет и умеющий этого добиваться. Таким образом, с 11-ти лет начитается и к 18-ти завершается процесс сепарации, отделения от родителей и, в первую очередь, от мамы. Трагедия или счастье, когда выросший сын уходит на своих ногах и с вами будет теперь только на равных?

Все начинается с ответа на главный вопрос: чего я, как родитель, хочу получить в итоге? Взрослую, независимую от меня, умеющую жить личность или послушного, карманного инфантила и социофоба, принимающего и реализующего мои «правильные» решения?

Особенности детей начала XXI века связаны с  тенденциями в мире, российском обществе и семье. Ребенок в современной семье чаще всего единственный, следовательно, воспитываясь в искусственной ситуации оберегания, неконкурентоспособен, инфантилен, зависим от матери, застревает в возрасте послушания, перестает слышать свои, индивидуальные потребности, живет «правильными» целями, радует родителей, но заканчивает тяжелейшей депрессией, которую «лечат» частенько зависимостями.

Женское воспитание, в том числе и при наличии роста количества неполных семей, ведет у девочек к повторению судьбы мамы, у мальчиков – к феминности, непринятию своего тела (псевдогомосексуализм), самооценке «ниже плинтуса», сниженному инстинкту самосохранения, жизни через самоутверждение, внутриличностному конфликту и неврозу навязчивых состояний. Страшилки?

Тенденция к успешности и культ потребительства у родителей приводят у детей к замене «уметь» на «иметь» с первых лет жизни. Через детей идет соревновательный процесс: «быть» или «выглядеть»? Исследованиями доказано, что деньги помогают быть счастливыми только до уровня среднего достатка, а дальше бизнес становится подменой жизни, обманкой, «сублиматом», препятствием для всего настоящего в человеке, рабством от «оборота» отцов и бизнес-леди, алкоголизмом в виде бесконечного зарабатывания денег.

Родители уделяют много времени образованию, образование престижно, но часто  в ущерб физическому состоянию ребенка. Кроме того, в 7-9 классе в школу надо ходить учиться общению, отстаиванию себя в пирамиде класса, обниматься-целоваться, осваивать противоположный пол и учиться говорить «нет» учителям. Учеба должна уйти на 2-ое – 3-е место. И только в 10 – 11-ом, уже под свою ответственность, когда через себя, а не через родителей-учителей, образование становится ценностью уже и в подростковой тусовке.

Современные дети рыхлые телесно и с кривыми позвоночниками, т.к. физкультура не престижна, а пища типа «фаст-фуд» популярна.

Дети рождаются ничегонеумеющими. Взрослея, там, где умения не хватает, рождается напряжение, тревога, боязнь получить отрицательный результат, отрицательную эмоцию. Так у всех. Но дальше по поступку дети делятся на 2 категории.  Одни – совершают поступок (развивающийся тип личности), вторые – отказываются от него (оберегающий тип). Именно вторые, так называемые «уклонисты», становятся компьютерозависимыми. Ведь именно компьютерные игры и иллюзорное интернет-общение позволяют «уклонисту» восстановить свое эмоциональное состояние, поднять самооценку. Именно этот механизм завлекания заложен в компьютерную игру ее создателями, представителями игрового бизнеса. В реальной жизни ты сбегаешь от трудной ситуации, в игре – ты крутяк!  А тот, кто не умеет общаться в реалиях, собирает «друзей» в сети.

Итого: профилактикой компьютерной зависимости будет позиция родителя научить совершать трудный поступок. Научить, не смотря на страх ошибки, принимать себя в неудаче.

Еще одной причиной жизни в компьютере является переход в подростковый этап взросления. Ребенок, как колобок в сказке: «Я от бабушки ушел…», стремится отделиться территориально, пространственно и по времени (в ночь!) от непонимающих его родителей и получать поддержку от «стаи», которую он выбрал. Родители действительно его не понимают и не собираются понимать: «Яйца курицу не учат». Поэтому первый шаг – открыть, взять ответственность за свое непонимание ребенка и помогать ему проживать сложный период подросткового самоутверждения. Без бунта не родится Личность.

Большой ошибкой при компьютерной зависимости является подход, когда ребенок-подросток видится «козлом отпущения». Психотерапевты же проблему с ребенком рассматривают как симптом дисфункциональности семьи, нарушения взаимоотношений между членами всей семьи. К примеру, мать в такой семье может быть формальной, воспитывающей, тревожной, нечувствующей эмоциональные потребности и ребенка и мужа. Отец же – устранившийся в зарабатывание денег, контролирующий. А их отношения между собой – хозяйственно-бытовой союз.

Для профилактики компьютерной зависимости важна чувствующая мама и отец, включенный в семью. Они оба должны быть важнее друг для друга, чем их дети. Детей в этом случае будет не менее 2-х, ведь их наличие не мешает любви между мужем и женой. А двое детей – это уже конкурентные отношения, стимулирующие взросление.

Семья – это сообщество, созданное для реализации потребностей одинаково всех ее членов, а не только детей.

И в завершение. Противостоять компьютеру могут только так называемые «эмоциональные якоря» - это эмоции, прожитые вместе с ребенком: построенный вместе скворечник, встреченный рассвет, разожженный в походе костер, разученная вместе песня семьи, созданная своими руками игрушка, посаженное дерево. Ходите вместе в походы. Ловите рыбу в местной речке, изучайте ночью по атласу созвездия. Находите то, что интересно и вам и ребенку. Не бойтесь быть настоящим, без лозунгов и назидательных примеров, не количеством, а качеством! Делитесь тем, что вы чувствуете, рассказывайте о себе. Учитесь у детей Жизни!

Заведующий психотерапевтическим центром «Мой Мир», кандидат медицинских наук, руководитель «Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти» А.В. Чубаркин.



Просмотров: 426
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Границы в жизни детей и родителей.
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Значимость родителей в жизни детей-подростков(мини статья).
  • Только у счастливой мамы могут быть счастливые дети!
  • Принципы здоровой жизни для родителей и детей
  • Влияние сексуальной жизни родителей на детей - маленькая заметка
  • Я только ради детей с бывшей женой тебе изменяю! Но только тебя люблю!
  • Болезненный период в жизни – уберечь или позволить пройти через него?
  • 2 шага родителей, чтобы предотвратить развитие зависимости от гаджетов у детей
  • Счастливые дети бывают только у счастливых родителей.
  • Программа подготовки детей и родителей к возвращению ребенка в кровную семью «Преобразование»
  • дети в поисках родителей, родители в поисках детей
  • Дети – цветы жизни, только не стоит поливать их удобрениями
  • Школа жизни или как научить ребенка быть счастливым?
  • Трудно быть богом: о деликатных вопросах половой жизни / Только для мужчин!
  • Консультация для родителей. Поощрение и наказание детей в семье.
  • Как научить детей уважать родителей
  • Для родителей, заинтересованых в успешности своих детей
  • Зарисовки из жизни. Когда ребенок не имеет права быть собой.
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Бессознательные ошибки родителей на пути взросления их детей.
  • Инициации, как необходимые этапы в жизни семьи и детей.
  • Ребенок в период развода родителей
  • Авторская техника «Компромисс в семье» совместно для родителей и детей (Мкарты «Хабитат»)
  • Развитие речи ребенка в процессе игр на ПК как профилактика компьютерной зависимости
  • Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости (практические рекомендации)
  • Воспитание личности в себе. Или, давайте уже интегрироваться из «внутренних родителей-детей» в людей.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь