|
Формирование компьютерной зависимости у подростков.Автор статьи: Чубаркин Артур Владимирович
Ребенком называют человека только до 11-ти летнего возраста. Далее в норме он входит в этап Подростка, если, конечно, не произошла задержка психологического развития (не путать с интеллектуальным!). Именно до этой границы, в период послушания, наибольшие возможности влияния родителей на ребенка. Дальше человек перестает принадлежать мамам-бабушкам. С 11-ти до 14-ти – период бунта, самоутверждения, выхода за «правильные» рамки, предлагаемые родителями. И чем жестче были рамки, тем сильнее бунт и обесценивание «истинных» ценностей, предложенных родителями. Можно задержаться, застрять на годы и в этом периоде «протестного» поведения: дают – отталкиваю, забирают – тянусь. В 14-16-ть – период отказа от старого, чужого и поиск нового, своего смысла жизни. И в 16-ть рождается личность, взрослый, реалист, знающий, чего он хочет и умеющий этого добиваться. Таким образом, с 11-ти лет начитается и к 18-ти завершается процесс сепарации, отделения от родителей и, в первую очередь, от мамы. Трагедия или счастье, когда выросший сын уходит на своих ногах и с вами будет теперь только на равных? Все начинается с ответа на главный вопрос: чего я, как родитель, хочу получить в итоге? Взрослую, независимую от меня, умеющую жить личность или послушного, карманного инфантила и социофоба, принимающего и реализующего мои «правильные» решения? Особенности детей начала XXI века связаны с тенденциями в мире, российском обществе и семье. Ребенок в современной семье чаще всего единственный, следовательно, воспитываясь в искусственной ситуации оберегания, неконкурентоспособен, инфантилен, зависим от матери, застревает в возрасте послушания, перестает слышать свои, индивидуальные потребности, живет «правильными» целями, радует родителей, но заканчивает тяжелейшей депрессией, которую «лечат» частенько зависимостями. Женское воспитание, в том числе и при наличии роста количества неполных семей, ведет у девочек к повторению судьбы мамы, у мальчиков – к феминности, непринятию своего тела (псевдогомосексуализм), самооценке «ниже плинтуса», сниженному инстинкту самосохранения, жизни через самоутверждение, внутриличностному конфликту и неврозу навязчивых состояний. Страшилки? Тенденция к успешности и культ потребительства у родителей приводят у детей к замене «уметь» на «иметь» с первых лет жизни. Через детей идет соревновательный процесс: «быть» или «выглядеть»? Исследованиями доказано, что деньги помогают быть счастливыми только до уровня среднего достатка, а дальше бизнес становится подменой жизни, обманкой, «сублиматом», препятствием для всего настоящего в человеке, рабством от «оборота» отцов и бизнес-леди, алкоголизмом в виде бесконечного зарабатывания денег. Родители уделяют много времени образованию, образование престижно, но часто в ущерб физическому состоянию ребенка. Кроме того, в 7-9 классе в школу надо ходить учиться общению, отстаиванию себя в пирамиде класса, обниматься-целоваться, осваивать противоположный пол и учиться говорить «нет» учителям. Учеба должна уйти на 2-ое – 3-е место. И только в 10 – 11-ом, уже под свою ответственность, когда через себя, а не через родителей-учителей, образование становится ценностью уже и в подростковой тусовке. Современные дети рыхлые телесно и с кривыми позвоночниками, т.к. физкультура не престижна, а пища типа «фаст-фуд» популярна. Дети рождаются ничегонеумеющими. Взрослея, там, где умения не хватает, рождается напряжение, тревога, боязнь получить отрицательный результат, отрицательную эмоцию. Так у всех. Но дальше по поступку дети делятся на 2 категории. Одни – совершают поступок (развивающийся тип личности), вторые – отказываются от него (оберегающий тип). Именно вторые, так называемые «уклонисты», становятся компьютерозависимыми. Ведь именно компьютерные игры и иллюзорное интернет-общение позволяют «уклонисту» восстановить свое эмоциональное состояние, поднять самооценку. Именно этот механизм завлекания заложен в компьютерную игру ее создателями, представителями игрового бизнеса. В реальной жизни ты сбегаешь от трудной ситуации, в игре – ты крутяк! А тот, кто не умеет общаться в реалиях, собирает «друзей» в сети. Итого: профилактикой компьютерной зависимости будет позиция родителя научить совершать трудный поступок. Научить, не смотря на страх ошибки, принимать себя в неудаче. Еще одной причиной жизни в компьютере является переход в подростковый этап взросления. Ребенок, как колобок в сказке: «Я от бабушки ушел…», стремится отделиться территориально, пространственно и по времени (в ночь!) от непонимающих его родителей и получать поддержку от «стаи», которую он выбрал. Родители действительно его не понимают и не собираются понимать: «Яйца курицу не учат». Поэтому первый шаг – открыть, взять ответственность за свое непонимание ребенка и помогать ему проживать сложный период подросткового самоутверждения. Без бунта не родится Личность. Большой ошибкой при компьютерной зависимости является подход, когда ребенок-подросток видится «козлом отпущения». Психотерапевты же проблему с ребенком рассматривают как симптом дисфункциональности семьи, нарушения взаимоотношений между членами всей семьи. К примеру, мать в такой семье может быть формальной, воспитывающей, тревожной, нечувствующей эмоциональные потребности и ребенка и мужа. Отец же – устранившийся в зарабатывание денег, контролирующий. А их отношения между собой – хозяйственно-бытовой союз. Для профилактики компьютерной зависимости важна чувствующая мама и отец, включенный в семью. Они оба должны быть важнее друг для друга, чем их дети. Детей в этом случае будет не менее 2-х, ведь их наличие не мешает любви между мужем и женой. А двое детей – это уже конкурентные отношения, стимулирующие взросление. Семья – это сообщество, созданное для реализации потребностей одинаково всех ее членов, а не только детей. И в завершение. Противостоять компьютеру могут только так называемые «эмоциональные якоря» - это эмоции, прожитые вместе с ребенком: построенный вместе скворечник, встреченный рассвет, разожженный в походе костер, разученная вместе песня семьи, созданная своими руками игрушка, посаженное дерево. Ходите вместе в походы. Ловите рыбу в местной речке, изучайте ночью по атласу созвездия. Находите то, что интересно и вам и ребенку. Не бойтесь быть настоящим, без лозунгов и назидательных примеров, не количеством, а качеством! Делитесь тем, что вы чувствуете, рассказывайте о себе. Учитесь у детей Жизни! Заведующий психотерапевтическим центром «Мой Мир», кандидат медицинских наук, руководитель «Ассоциации психотерапевтов и психологов г. Тольятти» А.В. Чубаркин. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|